Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 20.03.2018 N 100 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалоб ООО "ВМВ-Сервис ТТ", ИП Хаджирокова Р.М." (далее - Комиссия), руководствуясь частями 22, 23 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании решения от 23.03.2018 по делу N 176-18-Т, принятого по итогам рассмотрения жалоб ООО "ВМВ-Сервис ТТ", ИП Хаджирокова Р.М. на положения документации об электронном аукционе: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Капитальный ремонт школы N2, п.Разумное Белгородского района" (закупка N 0126300029118000118) (далее - Электронный аукцион), проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
С целью устранения нарушений пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, части 23 статьи 34, пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, допущенных при проведении Электронного аукциона:
1. Единой комиссии отменить:
- протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0126300029118000118-1 от 23.03.2018 года.
2. Оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки):
- отменить протокол проведения электронного аукциона от 26.03.2018 года;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Электронном аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Электронном аукционе, об отмене протоколов, составленных в ходе проведения Электронного аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Электронном аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Электронном аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
3. Заказчику - МКУ "Отдел капитального строительства администрации Белгородского райогна" (далее - Заказчик):
- привести документацию об Электронном аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения Комиссии Белгородского УФАС России от 23.03.2018 по делу N 176-18-Т;
- разместить извещение и документацию об Электронном аукционе с изменениями на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт);
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Электронном аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Электронном аукционе и дату проведения Электронного аукциона, а также разместить указанные сведения на Официальном сайте. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Электронном аукционе должна быть назначена не ранее, чем через 15 дней со дня размещения на Официальном сайте извещения и документации об Электронном аукционе с изменениями.
4. Оператору электронной площадки:
- назначить время проведения Электронного аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения такого аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Электронном аукционе, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Электронном аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Электронном аукционе, дате и времени проведения Электронного аукциона.
5. Заказчику, Единой комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе и с учетом решения от 23.03.2018 по делу N 176-18-Т.
Настоящее предписание подлежит исполнению в течение десяти рабочих дней с момента получения копии настоящего предписания.
Об исполнении настоящего предписания незамедлительно уведомить Белгородское УФАС России по факсу (4722) 32-16-92 или электронной почте to31@fas.gov.ru с направлением подтверждающих документов в письменном виде.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения в установленный срок настоящего предписания Белгородское УФАС России вправе обратиться в суд с иском о понуждении к исполнению предписания.
Невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Р Е Ш Е Н И Е (исх. N 1106/2 от 26.03.2018)
Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 20.03.2018 N 100 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалоб ООО "ВМВ-Сервис ТТ", ИП Хаджирокова Р.М." (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: Кашу Е.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены комиссии: Бесчастнова М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, Джафаров В.Т. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителя заказчика - МКУ "Отдел капитального строительства администрации Белгородского района" Антонова Р.Е. (доверенность от 17.11.2017 N 171117), представителя уполномоченного органа - администрации Белгородского района Беловой О.А. (доверенность от 06.04.2017 N 377 исх), в отсутствие представителей заявителей - ООО "ВМВ-Сервис ТТ" и ИП Хаджирокова Р.М. (о времени и месте рассмотрения жалоб надлежаще уведомлены), рассмотрев материалы дела N 176-18-Т по жалобам ООО "ВМВ-Сервис ТТ" и ИП Хаджирокова Р.М. на положения документации об электронном аукционе: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Капитальный ремонт школы N2, п.Разумное Белгородского района" (закупка N 0126300029118000118) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступили жалобы ООО "ВМВ-Сервис ТТ" и ИП Хаджирокова Р.М. на положения документации об Электронном аукционе.
Из жалобы ООО "ВМВ-Сервис ТТ" следует, что в нарушение требований Закона о контрактной системе в Приложении N2 к документации электронного аукциона "Техническое задание" установлены требования к материалам, используемым при выполнении работ, которые вводят в заблуждение участников закупки, что препятствует корректному заполнению заявки на участие в закупке, тем самым ограничивая участие в Электронном аукционе.
Из жалобы ИП Хаджирокова следует, что:
1) в нарушение требований Закона о контрактной системе в Приложении N2 к документации электронного аукциона "Техническое задание" установлены требования к материалам, используемым при выполнении работ, которые вводят в заблуждение участников закупки, что препятствует корректному заполнению заявки на участие в закупке, тем самым ограничивая участие в Электронном аукционе;
2) в Приложении N2 к документации электронного аукциона "Техническое задание" содержатся указания на товарные знаки с сопровождением словами "или эквивалент", но без указания параметров эквивалентности;
3) в документации об Электронном аукционе к участникам закупки установлено требование об указании в первой части заявки на участие в Электронном аукционе конкретных показателей материалов, используемых при производстве товаров, необходимых к применению при выполнении работ, являющихся объектом закупки, что нарушает требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заказчик - МКУ "Отдел капитального строительства администрации Белгородского района", уполномоченный орган - администрация Белгородского района Белгородской области представили возражение на жалобы, с доводами, изложенными в жалобах, не согласны, просят признать жалобы необоснованными.
На заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в возражениях на жалобы, считают жалобы необоснованными.
Комиссия, рассмотрев жалобы ООО "ВМВ-Сервис ТТ" и ИП Хаджирокова Р.М., возражения заказчика и уполномоченного органа, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 02.03.2018 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Капитальный ремонт школы N2, п.Разумное Белгородского района".
Начальная (максимальная) цена контракта - 61 200 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалоб контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
I. Доводы жалобы ООО "ВМВ-Сервис ТТ" Комиссия считает обоснованными по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с Приложением N2 к документации Электронного аукциона "Техническое задание" (далее - Техническое задание) требуется при выполнении работ использовать материалы со следующими показателями:
- по позиции 27 Технического задания необходимо использовать шурупы с шестигранной головкой со следующими характеристиками:
- диаметр шурупа должен быть 12 мм;
- длина шурупа должна быть 70 мм;
- должны соответствовать ГОСТ 1144-80.
Комиссией установлено, что ГОСТ 1144-80 регламентирует "Шурупы с полукруглой головкой. Конструкция и размеры".
При этом шурупы с шестигранной головкой регламентируется ГОСТом 11473-75.
Таким образом, требование к шурупам с шестигранной головкой, содержащееся в позиции 27 Технического задания не соответствует требованиям ГОСТ 1144-80, что указывает на несоблюдение заказчиком требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
- по позиции 115 Технического задания к использованию требуется плитка фигурная тротуарная толщиной 60 мм и соответствующая ГОСТ 17608-91.
Комиссией установлено, что ГОСТом 17608-91 производство фигурных плит толщиной 60 мм не предусмотрено.
Таким образом, требование к плитке фигурной тротуарной, указанное в позиции 115 (толщина 60 мм) Технического задания не соответствует требованиям ГОСТ 1144-80, что указывает на несоблюдение заказчиком требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
- по позиции 91 Технического задания заказчик не указал наименование используемого материала, что указывает на несоблюдение заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчик, установив в позициях 27 и 115 Технического задания требования к используемым материалам, не соответствующие ГОСТам, указанным в Техническом задании, а также, не указав в позиции 91 Технического задания наименование используемого материала, нарушил требование пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Действия заказчика по утверждению документации с нарушениями содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах жалоба ООО "ВМВ Сервис ТТ" является обоснованной.
II. Доводы жалобы ИП Хаджирокова Р.М. Комиссия считает обоснованными в части по следующим основаниям.
1. В соответствии с Техническим заданием требуется при выполнении работ использовать материалы со следующими показателями:
- по позиции 1 Технического задания следует использовать ленту стальную упаковочную толщиной 07 мм, шириной от 20 до 50 мм, соответствующую ГОСТ 3560-73.
Комиссией установлено, что лента стальная упаковочная с толщиной 07 мм и шириной от 20 до 50 мм ГОСТом 3560-73 не предусмотрена.
- по позиции 93 Технического задания к использованию при выполнении работ требуется бетон тяжелый марки М200, соответствующий ГОСТ 26633-2015.
При этом согласно ГОСТ 26633-91 обозначение М200 - это марка прочности бетона на сжатие, где М - это предел прочности бетона на сжатие, кгс/см2. Обозначается буквой М и числами от 50 до 1000.
С 1.01.2014 ГОСТ 26633-91 заменен на ГОСТ 26633-12, который с 01.09.2016 признан утратившим силу и заменен на ГОСТ 26633-15.
В ГОСТе 26633-15 понятие марка прочности бетона на сжатие не используется.
Таким образом, заказчик установил требование к бетону тяжелому не соответствующее действующему стандарт, что указывает на нарушение заказчиком требований пункта 2 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах первый довод жалобы ИП Хаджирокова Р.М. является обоснованным.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия установила, что в пунктах 46, 47, 73, 118-129 Технического задания документации об Электронном аукционе заказчик не установил параметры "эквивалентности".
При указанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что отсутствие в техническом задании критериев эквивалентности используемых при выполнении работ материалов по указанным выше позициям Технического задания не позволит участникам Электронного аукциона надлежащим образом сформировать заявку на участие в таком аукционе.
Таким образом, заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 33, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе
Следовательно, действия Заказчика, утвердившего документацию об Электронном аукционе, не соответствующую требованиям Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах второй довод жалобы ИП Хаджирокова Р.М. нашел свое подтверждение.
3. В жалобе ИП Хаджироков Р.М. указал, что в документации об Электронном аукционе к участникам закупки установлено требование об указании в первой части заявки на участие в Электронном аукционе конкретных показателей материалов, используемых при производстве товаров, необходимых к применению при выполнении работ, являющихся объектом закупки, что нарушает требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
При этом в обоснование своей позиции сослался на письмо ФАС России N ИА/44536/16 от 01.07.2016 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" (далее - Письмо).
Из пункта 1 Письма следует, что в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим способом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок.
Согласно пункту 3 Письма при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно пункту 27 Раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе первая часть заявки заполняется согласно Приложению N4 к документации об Электронном аукционе "Рекомендуемая форма первой части заявки на участие в Электронном аукционе" (далее - Приложение N4).
Приложение N4 включает Инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Электронном аукционе (с учетом положений, изложенных в части 8 раздела 1 "Общие положения") (далее - Инструкция).
В Инструкции, в том числе указано следующее.
При описании товаров (материалов) могут быть использованы только общепринятые обозначения и сокращения. При описании требований к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, в техническом задании, слова, словосочетания, знаки: "не более", "не менее", "более", "менее", "более чем", "менее чем", "или", "не хуже", "хуже", "лучше", "лучше чем", "не лучше", "(не)должен быть", "(не)должна быть", "(не)должны быть", "(не)должно быть", "может быть", "допускается", "не допускается", "не ниже", "не выше", "выше", "свыше", "ниже", "не уже", "от", "до", "", "
", "<", ">", устанавливают требования к максимальным и (или) минимальным значениям показателей (характеристик) товара, при этом не допускается при заполнении сведений вместо указания конкретных характеристик (показателей) предлагаемого для поставки товара указывать слова, словосочетания, знаки: "не более", "не менее", "более", "менее", "более чем", "менее чем", "или", "не хуже", "хуже", "лучше", "не лучше", "лучше чем", "(не)должен быть", "(не)должна быть", "(не)должны быть", "(не)должно быть", "может быть", "допускается", "не допускается", "не ниже", "не выше", "выше", "свыше", "ниже", "не уже", "от", "до", "
", "
", "<", ">".
Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели товара, за исключением следующих случаев:
- в соответствии с настоящей инструкцией показатели товаров, относятся к показателям, значения которых не может изменяться;
- указаны температурные показатели;
- невозможность указания конкретного показателя из-за отсутствия товара у участника закупки в наличии.
Следовательно, участники закупки, не имеющие в наличии требуемый к поставке товар вправе согласно инструкции указать технические характеристики с использованием слов "не более", "не менее", "более", "менее", "более чем", "менее чем", "или", "не хуже", "хуже", "лучше", "лучше чем", "не лучше", "(не)должен быть", "(не)должна быть", "(не)должны быть", "(не)должно быть", "может быть", "допускается", "не допускается", "не ниже", "не выше", "выше", "свыше", "ниже", "не уже", "от", "до", "", "
", "<", ">" и так далее согласно Инструкции. При указанных обстоятельствах третий довод жалобы ИП Хаджирокова Р.М. не нашел своего подтверждения.
III. При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
1. Согласно части 1 статьи 64 Закона о контактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчик в Техническом задании при описании объекта закупки использовал указание на товарный знак с сопровождением словами "или эквивалент".
В тоже время в пункте 27 раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе содержится требование к первой части заявки на участие в Электронном аукционе в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчик установил требование к первой части заявки на участие в Электронном аукционе с нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Следовательно, действия Заказчика, утвердившего документацию об Электронном аукционе, не соответствующую требованиям Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Указанные виды и объемы работ установлены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 (далее - Постановление N570).
Пунктом 1 Постановления N 570 утверждены прилагаемые виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
При этом пунктом 2 Постановления N 570 предусмотрено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 года;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 года.
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
Таким образом, Постановление Правительства N 570 и часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе регулируют особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого являются работы по строительству, реконструкции объектов капитального строительства.
Следовательно, действие данного Постановления Правительства N 570 на предмет Электронного аукциона не распространяется.
При этом в пункте 23 раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе перечислены виды работ, из числа утвержденных Постановлением N570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контракту.
Кроме того, из пункта 4.2 проекта контракта следует, что подрядчик обязан качественно выполнить своими и/или привлеченными силами и средствами все работы в соответствии с техническими регламентами и утвержденной проектно-сметной документацией, в объеме и сроки, предусмотренные в настоящем Контракте и приложениях к нему, и совместно с Заказчиком предъявить объект в полной строительной готовности с комплектом исполнительно-технической документации приемочной комиссии. При этом, Генеральный подрядчик обязуется качественно выполнить своими силами виды и объемы строительно-монтажных работ, определенные в приложении N5 к настоящему Контракту, в объеме не менее 15 (Пятнадцати) % от цены настоящего Контракта, определенной в п. 2.1. Генеральный подрядчик обязуется в течении 3 (Трех) рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе окончательного протокола определения Генерального подрядчика, направить Заказчику сведения о конкретных видах и объемах строительно-монтажных работ, выполняемых им самостоятельно, для составления Приложения N 6 к настоящему Контракту.
Согласно пункту 10.6. проекта контракта за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.
Таким образом, в действиях заказчика содержится нарушение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, указывает на событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 775 установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:
1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;
100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
В соответствии с документацией об Аукционе начальная (максимальная) цена контракта - 61 200 000,00 рублей.
Вместе с тем, согласно пункту 4.6 проекта контракта документации об Аукционе Генеральный подрядчик обязан предоставлять Заказчику информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договоры с ним как с генеральным подрядчиком, цена которых (общая цена которых) составляет более чем десять процентов цены Контракта.
Таким образом, указанное требование в проекте контракта документации об Электронном аукционе установлено в нарушение части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, указывает на событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВМВ-Сервис ТТ" обоснованной.
2. Признать жалобу ИП Хаджирокова Р.М. обоснованной в части установления заказчиком в документации об Электронном аукционе требований к материалам, используемым при выполнении работ, которые вводят в заблуждение участников закупки, а также в части отсутствия в документации об Электронном аукционе конкретных показателей товара, соответствующих значениям эквивалентности.
3. Признать в действиях заказчика - МКУ "ОКС Белгородского района", уполномоченного органа - Администрации муниципального района "Белгородский район" Белгородской области нарушения пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, части 23 статьи 34, пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 23 марта 2018 г. по делу N 1106/2
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2018