На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) N 06-16/18вп от 22.02.2018 года, обращения Якутского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" (далее также - заявитель) (исх. N 142-И от 20.02.2018 года, вх. N 1152 от 20.02.2018 года), в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Комиссией в следующем составе:
<_> - начальник отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместитель председателя Комиссии;
<_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок Якутского УФАС России, член Комиссии;
<_> - государственный инспектор отдела контроля закупок Якутского УФАС России, член Комиссии
проведена внеплановая проверка законности действий (бездействия) заказчиков, уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска (далее также - ОА г. Якутска, уполномоченный орган) при проведении конкурса с ограниченным участием на поставку бакалейных изделий для муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений городского округа "город Якутск" в 2018 году (извещение N 0116300000117001596).
Полное наименование проверяемых организаций, юридический и почтовый адрес, а также ОГРН, ИНН, КПП:
Окружная администрация города Якутска;
Российская Федерация, 677000, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, ПР-КТ ЛЕНИНА, 15;
ОГРН 1031402045124;
ИНН 1435133907;
КПП 143501001;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка- Детский сад N 7 "Остров сокровищ" городского округа "город Якутск"
Российская Федерация, 677000, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, УЛ ОРДЖОНИКИДЗЕ, 52/1
ОГРН 1111435007199;
ИНН 1435242984;
КПП 143501001;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка- Детский сад N 10 "Туллукчан" городского округа "город Якутск"
Российская Федерация, 677000, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, УЛ ЧЕРНЫШЕВСКОГО, 12/2
ОГРН 1021401068644;
ИНН 1435124187;
КПП 143501001;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка- Детский сад N 11 "Подснежник" городского округа "город Якутск"
Российская Федерация, 677000, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, УЛ ПЕТРА АЛЕКСЕЕВА, 10/1
ОГРН 1021401070030;
ИНН 1435123874;
КПП 143501001;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка- Детский сад N 15 "Северные звездочки" городского округа "город Якутск"
Российская Федерация, 677009, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, ул ДЗЕРЖИНСКОГО, 57/1
ОГРН 1141447010792;
ИНН 1435285681;
КПП 143501001;
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение "Центр развития ребенка- Детский сад N 16 "Золотинка" городского округа "город Якутск"
Российская Федерация, 677000, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, УЛ ЧЕРНЫШЕВСКОГО, 8/2
ОГРН 1021401068534;
ИНН 1435124099;
КПП 143501001;
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N18 "Прометейчик"
Российская Федерация, 677007, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, УЛ АВТОДОРОЖНАЯ, ДОМ 13/КОРПУС 1"Г"
ОГРН 1151447005467;
ИНН 1435295552;
КПП 143501001;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка- Детский сад N 22 "Жемчужинка" городского округа "город Якутск"
Российская Федерация, 677007, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, Пригородный с, УЛ СОВХОЗНАЯ, ДОМ 17/КОРПУС 1
ОГРН 1151447008008;
ИНН 1435298257;
КПП 143501001;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка- Детский сад N 33 "Теремок" городского округа "город Якутск"
Российская Федерация, 677014, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, УЛ МОЖАЙСКОГО, 17/11
ОГРН 1021401070987;
ИНН 1435124691;
КПП 143501001;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида N 42 "Мамонтенок" городского округа "город Якутск"
Российская Федерация, 677010, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, УЛ МЕРЗЛОТНАЯ, 35
ОГРН 1051402251108;
ИНН 1435166162;
КПП 143501001;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N 51 "Кэскил" городского округа "город Якутск"
Российская Федерация, 677008, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, УЛ ИЛЬМЕНСКАЯ, 23
ОГРН 1021401065520;
ИНН 1435124194;
КПП 143501001;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N 69 "Брусничка" городского округа "город Якутск"
Российская Федерация, 677904, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, Маган с, УЛ АЛЫМОВА, 60
ОГРН 1021401044609;
ИНН 1435128819;
КПП 143501001;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 70 "Кэрэчээнэ" городского округа "город Якутск"
Российская Федерация, 677907, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, Хатассы с, УЛ ЛЕНИНА, 49/1
ОГРН 1021401045456;
ИНН 1435128600;
КПП 143501001;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 71 "Колокольчик" городского округа "город Якутск"
Российская Федерация, 677903, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, Кангалассы мкр, УЛ ЛЕСНАЯ, 5
ОГРН 1041402035476;
ИНН 1435147459;
КПП 143501001;
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Детский сад N 79 "Лучик" городского округа "город Якутск"
Российская Федерация, 677000, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, УЛ ДЗЕРЖИНСКОГО, 9/2
ОГРН 1021401065564;
ИНН 1435131770;
КПП 143501001;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N 85 "Золотой ключик" городского округа "город Якутск"
Российская Федерация, 677000, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, УЛ ДЗЕРЖИНСКОГО, 8/1
ОГРН 1021401070173;
ИНН 1435124300;
КПП 143501001;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка- Детский сад N 89 "Парус" городского округа "город Якутск"
Российская Федерация, 677000, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, УЛ ОКТЯБРЬСКАЯ, 28/1
ОГРН 1021401065586;
ИНН 1435124412;
КПП 143501001;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - Детский сад N 90 "Ласточка" городского округа "город Якутск"
Российская Федерация, 677005, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, УЛ СТАДУХИНА, 61
ОГРН 1021401065652;
ИНН 1435123881;
КПП 143501001;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N 97 "Незабудка" городского округа "город Якутск"
Российская Федерация, 677014, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, УЛ МОЖАЙСКОГО, 25/1
ОГРН 1021401070140;
ИНН 1435124275;
КПП 143501001;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 103 "Родничок" городского округа "город Якутск"
Российская Федерация, 677911, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, Табага с, УЛ СТРОИТЕЛЬНАЯ, 11
ОГРН 1041402035443;
ИНН 1435147441;
КПП 143501001;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка- Детский сад N 104 "Ладушка" городского округа "город Якутск"
Российская Федерация, 677027, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, УЛ ОКТЯБРЬСКАЯ, 27/3
ОГРН 1021401065707;
ИНН 1435124074;
КПП 143501001;
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение "Центр развития ребенка - Детский сад N 105 "Умка" городского округа "город Якутск"
Российская Федерация, 677000, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, УЛ ОКТЯБРЬСКАЯ, 20/2
ОГРН 1021401065751;
ИНН 1435124420;
КПП 143501001;
Проверка проведена с 22 февраля 2018 года по 19 марта 2018 года;
Вид проверяемой деятельности: действия (бездействие) заказчиков, уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска при проведении конкурса с ограниченным участием на поставку бакалейных изделий для муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений городского округа "город Якутск" в 2018 году (извещение N 0116300000117001596).
Место проведения контрольного мероприятия: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 207, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
Из обращения заявителя следует, что 29.12.2017 года уполномоченным органом было размещено извещение о проведении конкурса с ограниченным участие на поставку бакалейной продукции для муниципальных дошкольных образовательных учреждений городского округа "город Якутск" в 2018 году (извещение N 0116300000117001596) на сумму 12 137 385,78 руб.
Заказчиком допущено нарушение постановление Правительства РФ от 15.04.2014 года N 341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта.
В данной закупке объединены товары, к которым применяются различные преференции, так например, для соковой продукции заказчик обязан установить преференции для организаций инвалидов. Данное требование действующего законодательства не выполнено заказчиком.
Для одних и тех же видов товаров заказчик использует различные коды ОКПД2. При закупке N 0116300000117001558 сахар-песок приобретается заказчиком с кодом ОКПД2 10.81.12.110, при закупке N 0116300000117001596 - с кодом ОКПД2 47.29.33.000.
Из письменного пояснения заказчиков МБДОУ Д/с N103 "Родничок", МБДОУ Д/с N97"Незабудка", МБДОУ Д/с N71 "Колокольчик", МБДОУ ЦРР Д/с N11 "Подснежник", МБДОУ ЦРР-Д/с N90"Ласточка", МБДОУ Д/с N85 "Золотой ключик", МБДОУ Д/с N69 "Брусничка", МБДОУ ЦРР-Д/с N104"Ладушка"МБДОУ ЦРР- Д/с N 33 "Теремок", МБДОУ ЦРР-Д/с N89"Парус", МБДОУ ЦРР Д/с N 16 "Золотинка", МДОБУ Д/с N79"Лучик", МБДОУ Д/с N70 "Кэрэчээнэ", МБДОУ д/с N42 "Мамонтенок", МБДОУ ЦРР-Д/с N10 "Туллукчан", МБДОУ ЦРР Д/с N7 "Остров сокровищ" следует, что во исполнение приказа Управления образования Окружной администрации города Якутска N01-10/1018 от 30.11.2017 года "Об организации проведения муниципальными дошкольными образовательными учреждениями городского округа "город Якутск" закупок на право заключения муниципальных контрактов на поставку продуктов питания на 2018 год" совместно с учреждениями, указанными в данном приказе, заказчиками было подписано соглашение N 6 от 05.12.2017 года о проведении совместных торгов на поставку бакалейных изделий для нужд муниципальных дошкольных образовательных учреждений городского округа "город Якутск" в 2018 году конкурс N6 для СМП и СОНКО.
По вопросам применения ОКПД 2 поясняют, что при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд заказчик самостоятельно выбирает код по ОКПД 2. Это связано с тем, что в настоящее время в законодательстве Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок отсутствуют какие-либо правила или методические рекомендации, устанавливающие порядок применения общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, что подтверждается письмами Министерством экономического развития Российской Федерации от 27 января 2016 г. N Д28и-242 и от 17 февраля 2016 г. N Д28и-344.
По вопросам применения преференции для организаций инвалидов поясняют, что объект закупки был сформирован в соответствии с Приказом Управления образования Окружной администрации города Якутска N01-10/1018 от 30.11.2017 года "Об организации проведения муниципальными дошкольными образовательными учреждениями городского округа "город Якутск" закупок на право заключения муниципальных контрактов на поставку продуктов питания на 2018 год". Таким образом, закупка включала в себя поставку продукции и включенную и не включенную в Перечень товаров, работ, услуг, утвержденный Постановлением N 341 от 15.04.2014 года. При такой закупке в конкурсной документации не должно быть указано о предоставлении преимущества организациям инвалидов. Об этом говорит письмо Министерства экономического развития РФ от 28 марта 2016 г. N Д28и-747 "О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ" от 14.04.2016 года.
Нормы законодательства, регулирующие отношения контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не включают прямого запрета на формирование одной закупки, содержащей в себе одновременно товары, включенные и не включенные в Перечень товаров, работ, услуг, утвержденный Постановлением N 341 от 15.04.2014 года.
Согласно Постановлению Правительства N341 от 15.04.2014 года применение преференции необходимо при закупке товаров по ОКПД 10.32 "Продукция соковая из фруктов и овощей", когда как заказчиками был использован ОКПД 47.29 "Услуги по розничной торговле прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах".
Также из письменных пояснений заказчиков МБДОУ ЦРР Д/с N15 "Северные звездочки", МБДОУ ЦРР-Д/с N105 "Умка" следует, что нормы законодательства, регулирующие отношения контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не включают прямого запрета на формирование одной закупки, содержащей в себе одновременно товары, включенные и не включенные в Перечень товаров, работ, услуг, утвержденный постановлением N 341 от 15.04.2014 года.
Также поставляемые товары являются однородными по своему потребительскому назначению; в связи с этим их объединение в один лот допустимо и не влечет ущемления прав и законных интересов участников закупки, соответственно, не ограничивает конкуренцию.
Из письменного пояснения уполномоченного органа следует, что при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд заказчик самостоятельно выбирает код ОКПД2. Это связано с тем, что в настоящее время в законодательстве Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок отсутствует какие-либо правила или методические рекомендации, устанавливающие порядок применения общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, что подтверждается письмами Министерства экономического развития РФ от 27.01.2016 года N Д28и-242 от 17.02.2016 года и от 17.02.2016 года N Д28и-344.
Согласно Постановлению Правительства N 341 от 15.04.2014 года применение преференции необходимо при закупке товаров по ОКПД 10.32 "Продукция соковая из фруктов и овощей", когда как заказчиками был использован ОКПД 47.29 "Услуги по розничной торговле прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах".
Из представленных к проверке материалов, а также сведений с официального сайта единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) установлено следующее.
29.12.2017 года в ЕИС размещено извещение о проведении конкурса с ограниченным участием N 0116300000117001596 на поставку бакалейных изделий для муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений городского округа "город Якутск" в 2018 году, а также конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 12 137 385,78 руб.
22.01.2018 года проведена процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием, о чем составлен протокол N ПВК1.
Согласно указанному протоколу на участие в конкурсе с ограниченным участием поступило 3 заявки.
23.01.2018 года проведена процедура предквалификационного отбора о чем составлен протокол N ППО1.
Согласно указанному протоколу все участники закупки признаны соответствующими установленным единым требованиям и дополнительным требованиям.
24.01.2018 года проведена процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием, о чем составлен протокол N ПРО1.
Согласно указанному протоколу заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям конкурсной документации.
Победителем закупки признан ИП Бензарь Н.Ф.
08.02.2018 года заключен контракт между победителем закупки и МБДОУ ЦРР Д/с N15 "Северные звездочки".
08.02.2018 года заключен контракт между победителем закупки и МБДОУ Д/с N71 "Колокольчик".
08.02.2018 года заключен контракт между победителем закупки и МБДОУ ЦРР- Д/с N 33 "Теремок".
05.02.2018 года заключен контракт между победителем закупки и МБДОУ ЦРР-Д/с N90"Ласточка".
07.02.2018 года заключен контракт между победителем закупки и МБДОУ ЦРР-Д/с N104"Ладушка".
07.02.2018 года заключен контракт между победителем закупки и МБДОУ ЦРР Д/с N 16 "Золотинка".
08.02.2018 года заключен контракт между победителем закупки и МДОУ Д/с N18 "Прометейчик".
09.02.2018 года заключен контракт между победителем закупки и МБДОУ ЦРР-Д/с N89"Парус".
08.02.2018 года заключен контракт между победителем закупки и МБДОУ Д/с N42 "Мамонтенок".
12.02.2018 года заключен контракт между победителем закупки и МБДОУ ЦРР-Д/с N7 "Остров сокровищ".
10.02.2018 года заключен контракт между победителем закупки и МБДОУ Д/с N70 "Кэрэчээнэ".
07.02.2018 года заключен контракт между победителем закупки и МБДОУ Д/с N51 " Кэскил".
08.02.2018 года заключен контракт между победителем закупки и МБДОУ ЦРР-Д/с N 22 "Жемчужинка".
09.02.2018 года заключен контракт между победителем закупки и МБДОУ ЦРР-Д/с N10 "Туллукчан".
08.02.2018 года заключен контракт между победителем закупки и МБДОУ Д/с N85"Золотой ключик".
08.02.2018 года заключен контракт между победителем закупки и МБДОУ Д/с N97"Незабудка".
08.02.2018 года заключен контракт между победителем закупки и МБДОУ Д/с N103"Родничок".
09.02.2018 года заключен контракт между победителем закупки и МДОБУ Д/с N79"Лучик".
08.02.2018 года заключен контракт между победителем закупки и МБДОУ Д/с N69 "Брусничка".
07.02.2018 года заключен контракт между победителем закупки и МБДОУ ЦРР-Д/с N105"Умка".
07.02.2018 года заключен контракт между победителем закупки и МБДОУ ЦРР Д/с N11 "Подснежник".
1. Относительно довода заявителя в части объединения в один лот, в том числе товаров, к которым применяются преференции, Комиссия отмечает следующее:
Частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В части 3 "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" конкурсной документации указаны наименования товаров, в том числе следующее:
16 |
Соковая продукция. Соки фруктовые и фруктово-овощные восстановленные |
Соответствует ГОСТу 32103-2013 Однородная непрозрачная жидкость с равномерно распределенной тонкоизмельченной мякотью или без нее. Допускается осадок на дне тары. Допускается наличие частиц мякоти для соков из цитрусовых (за исключением цедры и альбедо). Вкус и аромат хорошо выраженные, свойственные соответствующим концентрированным сокам. Не допускаются посторонние привкус и запах. Цвет однородный по всей массе, свойственный цвету одноименных фруктовых соков прямого отжима, из которых были изготовлены восстановленные соки. Допускаются более темные оттенки в соках из светлоокрашенных фруктов и незначительное обесцвечивание соков из темноокрашенных фруктов. Фасовка не менее 0,9 л, упаковка Tetra Pak. Недопустимы вздутые упаковки. |
Между тем, из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию об электронном аукционе требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика. При этом, законодательством не предусмотрена необходимость установления заказчиками таких требований к закупаемым товарам, которым бы удовлетворяла продукция всех существующих производителей данных товаров.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Кроме того, поскольку предметом закупки является поставка товара, а не его производство, участие в закупке могут принять как производители, так и неограниченное количество поставщиков требуемого заказчику товара.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика, целям результативности. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов.
Частным случаем общего запрета на ограничение конкуренции при проведении торгов является положение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, запрещающее установление требований к товарам, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При этом, из указанной нормы Закона о контрактной системе следует, что ограничение количества участников закупки (менее двух участников) предполагает, что определенными действиями заказчика (в части установления требования к поставляемому товару) ущемляются права и законные интересы участников закупки.
Согласно части 2 "ОБОСНОВАНИЕ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА" аукционной документации при обосновании начальной (максимальной) цены контракта использован метод сопоставимых рыночных цен, использовано 7 коммерческих предложений.
В материалы дела заказчиками представлены копии коммерческих предложений от 8 различных поставщиков.
Кроме того, согласно протоколу процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием от 24.01.2018 года N ПРО1 заявки 3 участников закупки признаны соответствующими требованиям конкурсной документации.
Таким образом, факт ограничения количества участников закупки не подтвердился материалами и обстоятельствами дела.
2. Предметом данной закупки является поставка бакалейных изделий для муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений городского округа "город Якутск" в 2018 году.
Частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктами 14, 16 части 3 "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" конкурсной документации установлено следующее:
14 |
Сахар белый |
Соответствует ГОСТу 33222-2015 Однородная сыпучая масса кристаллов. Цвет сахара должен быть белым, чистым без пятен и посторонних примесей. Кристаллы сахара-песка должны быть однородными, сыпучими, сухими, нелипкими, белого цвета с характерным блеском, чистым, без посторонних примесей и комков слипшегося сахара, сладкого вкуса, без посторонних вкусов и запахов. Массовая доля влаги не более 0,1 - 0,3 %. Фасовка не более 5 кг. |
16 |
Соковая продукция. Соки фруктовые и фруктово-овощные восстановленные |
Соответствует ГОСТу 32103-2013 Однородная непрозрачная жидкость с равномерно распределенной тонкоизмельченной мякотью или без нее. Допускается осадок на дне тары. Допускается наличие частиц мякоти для соков из цитрусовых (за исключением цедры и альбедо). Вкус и аромат хорошо выраженные, свойственные соответствующим концентрированным сокам. Не допускаются посторонние привкус и запах. Цвет однородный по всей массе, свойственный цвету одноименных фруктовых соков прямого отжима, из которых были изготовлены восстановленные соки. Допускаются более темные оттенки в соках из светлоокрашенных фруктов и незначительное обесцвечивание соков из темноокрашенных фруктов. Фасовка не менее 0,9 л, упаковка Tetra Pak. Недопустимы вздутые упаковки. |
Извещением о проведении конкурса с ограниченным участием N 0116300000117001596 позициям "Соки натуральные", "Сок фруктовый", "Соки", "Соки в ассортименте", "Поставка сока" присвоен код позиции КТРУ 47.29.39.000, позициям "Сахар", "Услуги по розничной торговле сахаром", "Сахар-песок", "Поставка сахара" присвоен код позиции КТРУ 47.29.33.000.
Между тем, 22.12.2017 года в ЕИС размещено извещение о проведении конкурса с ограниченным участием N 0116300000117001558 на поставку бакалейной продукции для муниципальных дошкольных образовательных учреждений городского округа "город Якутск" в 2018 году, а также конкурсная документация: пунктом 9 части 3 "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" конкурсной документации установлено следующее:
7 |
Сахар песок |
ГОСТ 33222-2015 Фасовка не более 25 кг Вкус и запах должен быть сладкий, без посторонних привкусов и запаха, как в сухом сахаре, так и в его водном растворе. Сыпучий, белого цвета. |
9 |
Сок фруктовый |
ГОСТ 32103-2013 Восстановленный, фруктовый. Промышленная упаковка - тетра пакет не более 1л. - соответствие Решению Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. N 882 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" ТР ТС 023/2011. Однородная непрозрачная жидкость с равномерно распределенной тонкоизмельченной мякотью или без нее. |
Следовательно, предметом вышеуказанных закупок является поставка, в том числе одного и того же товара. При этом извещением о проведении конкурса с ограниченным участием N 0116300000117001558 позициям "Соки фруктовые", "Сок фруктовый", "Фруктовый сок" присвоен код позиции КТРУ 10.32.19.112; позициям "Поставка сахара", "Сахар - песок", "Сахар" присвоен код позиции КТРУ 10.81.12.110.
Кроме того, согласно "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) к коду ОКПД2 47.29.39.000 отнесены услуги по розничной торговле прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах, не включенными в другие группировки, к коду ОКПД2 47.29.33.000 - услуги по розничной торговле сахаром в специализированных магазинах.
При этом предметом данной закупки является поставка бакалейных изделий для муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений городского округа "город Якутск" в 2018 году.
Из анализа положений проекта контракта, размещенного в составе конкурсной документации следует, что по итогам данной закупки заключается договор поставки, регулируемый положениями параграфа 3 "Поставка товаров" главы 30 "Купля-продажа" Гражданского кодекса Российской Федерации, а не договор розничной купли-продажи, регулируемый положениями параграфа 2 "Розничная купля-продажа" главы 30 "Купля-продажа" Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следовательно, извещением о проведении конкурса с ограниченным участием N 0116300000117001596 позициям "Соки натуральные", "Сок фруктовый", "Соки", "Соки в ассортименте", "Поставка сока", "Сахар", "Услуги по розничной торговле сахаром", "Сахар-песок", "Поставка сахара" присвоен неверный код позиции КТРУ.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, заказчиками, уполномоченным органом нарушена часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация содержит информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22 августа 2016 г. N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Постановление N 832) утвержден прилагаемый перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
В данном перечне указан следующий код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014:
10.81.12, сахар белый свекловичный или тростниковый и химически чистая сахароза в твердом состоянии без вкусоароматических или красящих добавок.
Между тем, в извещении о проведении конкурса с ограниченным участием, конкурсной документации не были установлены ограничения в соответствии с Постановлением N 832 в отношении поставляемого товара "Сахар", указанного в пункте 14 части 3 "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" конкурсной документации.
Следовательно, указание неверного кода позиции КТРУ по данному товару привело к неустановлению ограничения в соответствии с Постановлением N 832.
Таким образом, уполномоченным органом, заказчиками нарушены часть 3 статьи 14, пункт 8 части 3 статьи 49, часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с частью 5 статьи 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 настоящего Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 настоящей статьи дополнительные требования к участникам закупки.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены прилагаемые Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - Правила).
Согласно пункту 1 Правил настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение).
В соответствии с пунктом 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте "б" пункта 27 настоящих Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению, значимость критерия оценки, указанного в пункте 27 настоящих Правил, должна составлять 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
Согласно пункту 13 Правил не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящими Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящих Правил. Не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке.
В приложении к Правилам установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно вышеуказанному приложению при закупке товаров, за исключением отдельных видов товаров, устанавливается минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) - 70%, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) - 30%.
Предметом данной закупки является поставка бакалейной продукции для муниципальных дошкольных образовательных учреждений городского округа "город Якутск" в 2018 году.
Между тем, разделом 2 "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием, величины значимости и порядок оценки" части 4 "Требования к содержанию заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием и критерии оценок" конкурсной документации установлено следующее:
"Для оценки заявок устанавливаются следующие критерии оценки:
1) Цена контракта (стоимостные);
2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (нестоимостные).
Для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки.
Значимость критериев оценки устанавливается в соответствии со следующими величинами значимости критериев оценки (в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением N 1085):
Значимость стоимостных критериев оценки - 60 % (шестьдесят процентов);
Значимость нестоимостных критериев оценки - 40 % (сорок процентов)".
Следовательно, в конкурсной документации установлены величины значимости не в соответствии с Правилами.
В соответствии с частью 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Таким образом, уполномоченным органом, заказчиками нарушены требования части 9 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50, части 5 статьи 56 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать заказчиков Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка- Детский сад N 7 "Остров сокровищ" городского округа "город Якутск", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка- Детский сад N 10 "Туллукчан" городского округа "город Якутск", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка- Детский сад N 11 "Подснежник" городского округа "город Якутск", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка- Детский сад N 15 "Северные звездочки" городского округа "город Якутск", Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение "Центр развития ребенка- Детский сад N 16 "Золотинка" городского округа "город Якутск", Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N18 "Прометейчик", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка- Детский сад N 22 "Жемчужинка" городского округа "город Якутск", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка- Детский сад N 33 "Теремок" городского округа "город Якутск", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида N 42 "Мамонтенок" городского округа "город Якутск", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N 51 "Кэскил" городского округа "город Якутск", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N 69 "Брусничка" городского округа "город Якутск", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 70 "Кэрэчээнэ" городского округа "город Якутск", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 71 "Колокольчик" городского округа "город Якутск", Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Детский сад N 79 "Лучик" городского округа "город Якутск", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N 85 "Золотой ключик" городского округа "город Якутск", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка- Детский сад N 89 "Парус" городского округа "город Якутск", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - Детский сад N 90 "Ласточка" городского округа "город Якутск", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N 97 "Незабудка" городского округа "город Якутск", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 103 "Родничок" городского округа "город Якутск", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка- Детский сад N 104 "Ладушка" городского округа "город Якутск", Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение "Центр развития ребенка - Детский сад N 105 "Умка" городского округа "город Якутск", уполномоченный орган Окружную администрацию города Якутска нарушившими часть 3 статьи 7, часть 3 статьи 14, часть 9 статьи 32, пункт 8 части 3 статьи 49, пункт 9 части 1, часть 1 статьи 50, часть 5 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Поскольку муниципальные контракты заключены, предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Заместитель председателя Комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 марта 2018 г. N 06-16/18вп
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2018