Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ГазСпасСервис" (далее также - ООО "ГазСпасСервис", Общество, заявитель): <_> (генеральный директор);
от заказчика Государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" Республики Саха (Якутия) (далее также - ГУП "ЖКХ РС (Я)", заказчик): <_>, <_>, <_>, <_> (представители по доверенностям);
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС (Я), уполномоченный орган): <_> (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "ГазСпасСервис" на действия заказчика ГУП "ЖКХ РС (Я)", уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обеспечению аварийно-спасательной готовности (изв. N 0116200007918000804), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ГазСпасСервис".
Представитель заявителя пояснил следующее:
1. В конкурсной документации критерии оценки заявок установлены некорректно, а именно по критерию "Квалификация участников закупки" в качестве требований к материально-технической базе установлено, в том числе следующее: "подтверждающие документы о наличии оснащенности на местах осуществления услуги для ликвидации аварийных ситуаций: приложить копии подтверждающих документов (паспорт оснащённости (иметь в наличии: автотранспорт - пожарные машины; средства связи - радиостанции; пожарно-техническое оборудование - снаряжение, огнетушители, пожарные рукава".
Представитель заявителя указывает, что данное оборудование и снаряжение не используется при выполнении газоспасательных работ и не входят в состав типового оснащения газоспасательного формирования, поскольку в перечень газоспасательных работ не входит тушение пожаров.
2. В конкурсной документации некорректно установлены требования к участникам закупки о наличии свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, а именно не установлено требование, согласно которому указанное свидетельство должно быть выдано профильным органом государственной власти, а именно МИНТОПЭНЕРГО РОССИИ.
Представитель заявителя дополнительно пояснил, что в рамках рассматриваемого дела Обществом обжалуются положения конкурсной документации в редакции от 23.03.2018 г., размещенной на официальном сайте единой информационной системы с внесенными изменениями.
Просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика пояснили следующее:
Указанный в жалобе предмет открытого конкурса не соответствует размещенной информации в Единой информационной системе в сфере закупок. Предметом закупок по извещению 0116200007918000804 является "Оказание услуг по обеспечению аварийно- спасательной готовности".
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов (Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Требования к организациям, имеющим право проводить аварийно-спасательные работы в зонах ЧС регламентируются п. 2 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", утвержденные Постановлением Правительства N 1091 от 22.122.011 г., где указано, что аварийно-спасательные формирования должны проходить аттестацию на право ведения аварийно-спасательных работ, в данном случае "газоспасательных работ".
Учитывая, что утечка взрывоопасных газов в закрытых помещениях, при неблагоприятных прогнозах (достижением порога НКПВ) чревата возникновением взрыва и последующем неконтролируемом горении (при превышении ВКПВ), требования наличия у аварийно-спасательных служб соответствующего спецоборудования, а именно пожарно-технического оборудования для его тушения является обоснованным и требуется из соображений здравого смысла, в целях повышения функциональной мобильности аварийно-спасательных подразделений.
Та же отмечают, что некоторые аварийно-спасательные формирования могут предлагать услуги по обслуживанию опасных производственных объектов, эффективную защиту которых на деле обеспечить не могут. А это может чревато сказаться на надежности аварийного прикрытия опасного производственного объекта в случае ЧС.
Относительно наличия свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выданное профильным органом государственной власти - Минтопэнерго РФ, поясняем следующее:
Аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) - это определение возможности выполнения аварийно-спасательными службами (формированиями) возложенных на них задач. Обязательность аттестации определена Федеральным законом РФ от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей". Она проводится в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Основные положения данной аттестации аварийно-спасательных служб утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", в котором определен порядок установления единых квалификационных требований для всех аварийно-спасательных служб.
Организация работы по аттестации возлагается на постоянно действующую Межведомственную комиссию, аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, аттестационные комиссии уполномоченных организаций и аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов РФ. Три последние строят свою работу в соответствии с методическими рекомендациями, едиными для всей РФ квалификационными требованиями, утверждаемыми Межведомственной комиссией, образованной совместным приказом от 7 июня 2013 г. N 371/367/444/191/874/199/291/Пр-245/1/591-П г. Москва "О Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей" (Методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей на право ведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров (утв. Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей) (протокол N 2 от 12 мая 2015 г.).
В случае успешного прохождения аттестации выдается свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ установленного образца. При этом выдача осуществляется той комиссией, которая и проводила саму аттестацию.
На основании изложенного ссылка ООО "ГазСпасСервис" на обязательное наличие у участника закупки свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выданное именно профильным органом государственной власти - Минтопэнерго России, безосновательна и не подлежит удовлетворению.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ N44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Следовательно, требования к участникам закупки устанавливаются исходя из объекта закупки и требований законодательства РФ.
В соответствии со статьей 12 ФЗ N151-ФЗ и Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N1091 (далее - Положение), все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации. Согласно пунктам 16 и 18 Положения по итогам аттестации выдается свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ заявленных видов аварийно-спасательных работ.
В силу части 1 статьи 5 ФЗ N151-ФЗ предусмотрены следующие виды работ:
- горноспасательные работы
- газоспасательные работы
- противофонтанные работы
- поисково-спасательные работы
- аварийно-спасательные работы
- работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, на основании части 2 статьи 5 ФЗ N151-ФЗ постановлением Правительства РФ от 28.08.2014 N867 аварийно-спасательные работы дополнены еще одним видом работ: по ликвидации последствий радиационных аварий.
В пункте 34 информационной карты установлены требования исходя из вышеуказанных норм в следующем виде:
"Участник закупки в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 22.08.1995 N151-ФЗ и Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N1091, должен быть аттестованным и иметь свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, по виду:
- газоспасательные работы
- аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров
Соответствие требованиям подтверждается предоставлением копии свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выданной не ранее чем за три года до даты подачи заявки".
Просят признать жалобу необоснованной.
Представитель уполномоченного органа пояснил, что с доводами жалобы не согласен по следующим основаниям.
Объектом закупки согласно описания объекта закупки является оказание услуг по обеспечению аварийно-спасательной готовности и несения готовности к локализации и ликвидации аварийных ситуаций на опасных производственных объектах (системы теплоснабжений и сетей газопотребления (котельные) работающие на газовом топливе). Таким образом в данном случае идет не только о газоспасательных работах, а идет речь о аварийно-спасательных работах в случае аварийных ситуаций на опасных производственных объектах, в том числе системы теплоснабжений и сетей газопотребления (котельные) работающие на газовом топливе, вследствие чего может возникнуть пожар.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 22.08.1995 N151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - ФЗ N151-ФЗ) аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Кроме того, согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание.
В силу положений статьи 32 ФЗ N44-ФЗ для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При этом порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085.
В документации все критерии установлены в соответствии с положениями указанных норм.
Следовательно, заказчик не нарушил ФЗ N44-ФЗ.
Заявитель обжалует недействующую редакцию документации.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ N44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Следовательно, требования к участникам закупки устанавливаются исходя из объекта закупки и требований законодательства РФ.
В соответствии со статьей 12 ФЗ N151-ФЗ и Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N1091 (далее - Положение), все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации. Согласно пунктам 16 и 18 Положения по итогам аттестации выдается свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ заявленных видов аварийно-спасательных работ.
В силу части 1 статьи 5 ФЗ N151-ФЗ предусмотрены следующие виды работ:
- горноспасательные работы
- газоспасательные работы
- противофонтанные работы
- поисково-спасательные работы
- аварийно-спасательные работы
- работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, на основании части 2 статьи 5 ФЗ N151-ФЗ постановлением Правительства РФ от 28.08.2014 N867 аварийно-спасательные работы дополнены еще одним видом работ: по ликвидации последствий радиационных аварий.
В пункте 34 информационной карты установлены требования исходя из вышеуказанных норм в следующем виде:
"Участник закупки в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 22.08.1995 N151-ФЗ и Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N1091, должен быть аттестованным и иметь свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, по виду:
- газоспасательные работы
- аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров
Соответствие требованиям подтверждается предоставлением копии свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выданной не ранее чем за три года до даты подачи заявки".
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 13.03.2018 года;
2) в извещение о проведении закупки внесены изменения - 22.03.2018 г, 23.03.2018 г.;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 2 594 400,00 руб.;
5) срок окончания подачи заявок - 09.04.2018 г.;
6) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "ГазСпасСервис" не подлежащей рассмотрению на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 7 статьи 105 Закона о контрактной системе участник закупки, общественное объединение и объединение юридических лиц подают жалобу в письменной форме.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе установлено, что контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней с даты поступления жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения.
Согласно части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона. Копия такого решения и в случае выдачи предписания об устранении допущенных нарушений копия такого предписания в течение трех рабочих дней с даты принятия решения и выдачи предписания направляются участнику закупки, подавшему жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок, участникам закупки, направившим возражение на жалобу, а также заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок, действия (бездействие) которых обжалуются. Информация о принятом решении, выданном предписании размещается в единой информационной системе в указанный срок.
В соответствии с пунктом 2.14. Административного регламента, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14 датой поступления жалобы является дата ее регистрации в контрольном органе в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству.
Из вышеуказанного следует, что жалоба должна быть подана в письменной форме (на материальном носителе) либо в форме подписанного надлежащим образом электронного документа, позволяющих в установленном порядке зарегистрировать ее в контрольном органе.
Согласно материалам дела, 16.03.2018 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "СпасГазСервис" (вх. N 1703) из текста которой следует, что Обществом обжалуются положения конкурсной документации, размещенной с извещением N 0116200007918000804 от 13.03.2018 г.
23.03.2018 г. заказчиком/уполномоченным органом в извещение N 0116200007918000804, конкурсную документацию внесены изменения.
Следовательно, на момент рассмотрения дела действия заказчика/уполномоченного органа, оспариваемые в жалобе ООО "ГазСпасСервис", поступившей в адрес Якутского УФАС России 16.03.2018 г. и зарегистрированной с вх. N 1703, отменены.
Кроме того, представитель заявителя в ходе заседания Комиссии пояснил, что Обществом обжалуются положения конкурсной документации в редакции, размещенной на сайте единой информационной системе 23.03.2018 г., при этом, доводы жалобы вх. N 1703 от 16.03.2018 г. по действиям заказчика и уполномоченного органа от 13.03.2018 г. представитель заявителя не поддержал.
Между тем, жалобы на положения конкурсной документации (действий (бездействия) заказчика/уполномоченного органа в части установления в конкурсной документации некорректных требований по критерию "Квалификация участников закупки", а также не установления надлежащего требования к участникам закупки о наличии свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ) по извещению о проведении закупки от 23.03.2018 г., оформленной в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе, не поступало, доводы, заявленные в ходе рассмотрения дела в устном порядке, не могут быть расценены Комиссией как поступление жалобы в порядке, установленном статьей 105 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14.
Таким образом, на основании пункта 1 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба ООО "ГазСпасСервис" признана не подлежащей рассмотрению.
В соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе Комиссией антимонопольного органа проведена внеплановая проверка действий (бездействия) заказчика ГУП "ЖКХ РС (Я)", уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) на предмет соблюдения требований статей 31, 49, 50 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обеспечению аварийно-спасательной готовности (изв. N 0116200007918000804).
1. По мнению представителя ООО "ГазСпасСервис", в конкурсной документации критерии оценки заявок установлены некорректно, а именно по критерию "Квалификация участников закупки" в качестве требований к материально-технической базе неправомерно установлено требование о наличии: автотранспорта - пожарных машин, пожарно-технического оборудования - снаряжение, огнетушители, пожарные рукава.
Представитель Общества указывает, что данное оборудование и снаряжение не используется при выполнении газоспасательных работ и не входят в состав типового оснащения газоспасательного формирования, поскольку в перечень газоспасательных работ не входит тушение пожаров.
Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает, следующие критерии - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно информации с официального сайта ЕИС предметом закупки, проводимой в форме открытого конкурса (изв. N 0116200007918000804) является оказание услуг по обеспечению аварийно- спасательной готовности.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее также - Закон N 151-ФЗ) аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Статьей 5 Закона N 151-ФЗ определены виды аварийно-спасательных работ, к которым относятся, в том числе:
- газоспасательные работы - действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий аварий в зоне с превышением предельно допустимых концентраций токсичных, и (или) пожароопасных, и (или) взрывоопасных веществ. К газоспасательным работам не относятся работы, отнесенные к аварийно-спасательным работам, связанным с тушением пожаров, и горноспасательным работам;
- аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, - действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды при тушении пожаров на объектах и территориях, за исключением пожаров в горных выработках на объектах ведения горных работ.
Представители заказчика пояснили, что согласно описанию объекта закупки заказчику требуется оказание услуг по обеспечению аварийно-спасательной готовности и несения готовности к локализации и ликвидации аварийных ситуаций на опасных производственных объектах (системы теплоснабжений и сетей газопотребления, а именно котельных, работающих на газовом топливе). Учитывая, что последствиями утечки взрывоопасных веществ в закрытых помещениях, на указанных объектах, является взрыв и последующее неконтролируемое горение, заказчиком были установлены требования о наличии у участников закупки свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, в том числе по виду аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, для чего участникам закупки в подтверждение соответствующей квалификации необходимо иметь в наличии пожарные машины, соответствующее снаряжение, огнетушители, пожарные рукава.
Кроме того, подпунктом "а" пункта 13 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" (далее также -Постановление N 1091) установлено, что для проведения первичной аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) в аттестационную комиссию представляется заявление об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, подписанное руководителем организации, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), или руководителем аварийно-спасательной службы (формирования), если она (оно) является юридическим лицом, в котором указывается полное и (при наличии) сокращенное наименования аварийно-спасательной службы (формирования), организационно-правовая форма юридического лица и место нахождения юридического лица (в случае, если аварийно-спасательная служба (формирование) является юридическим лицом), место дислокации, телефон руководителя и оперативного дежурного. К заявлению прилагается перечень видов аварийно-спасательных работ, на ведение которых аттестуется аварийно-спасательная служба (формирование), исходя из возложенных на нее задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Из смысла указанной нормы следует, что выполнение одновременно нескольких видов аварийно-спасательных работ одной аварийно-спасательной службой (формированием) не запрещено.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Частью 1 статья 12 Закона о контрактной системе, определяющей принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из указанного следует, что формирование лота является прерогативой заказчика и разрабатывается исходя из потребности достижения максимальной эффективности производства работ (оказания услуг) и обеспечения нужд заказчика, в данном случае - необходимости обеспечения аварийно-спасательной готовности и несения готовности к локализации и ликвидации аварийных ситуаций, путем выполнения в совокупности аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, и газоспасательных работ.
Таким образом, исходя из предмета контракта и учитывая, что действующим законодательством выполнение одной аварийно-спасательной службой (формированием) одновременно нескольких видов аварийно-спасательных работ не запрещено, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что установление в рамках данной закупки требований к материально-технической базе по критерию "Квалификация участников закупки", а именно наличие пожарных машин, пожарно-технического оборудования, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
2. По мнению представителя Общества в конкурсной документации некорректно установлены требования к участникам закупки о наличии свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, а именно не установлено требование, согласно которому указанное свидетельство должно быть выдано профильным органом государственной власти, а именно МИНТОПЭНЕРГО РОССИИ.
Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно материалам дела, в пункте 34 части 1 "Информационная карта" конкурсной документации установлено следующее: "К участникам закупки предъявляются единые требования к участникам. Перечень документов, которые должны быть представлены участниками для подтверждения соответствия:
Участник закупки в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 22.08.1995 N151-ФЗ и Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N1091, должен быть аттестованным и иметь свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, по виду:
- газоспасательные работы
- аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров
Соответствие требованиям подтверждается предоставлением копии свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выданной не ранее чем за три года до даты подачи заявок".
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона N 151-ФЗ все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы принято Постановление N 1091, согласно пункту 5 которого установлен ряд аттестационных органов, осуществляющих аттестацию аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя.
Так согласно вышеуказанной норме, такими органами являются следующие постоянно действующие комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее - аттестационные комиссии):
- межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее - Межведомственная аттестационная комиссия), образуемая совместно заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
- аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти), образуемые этими органами;
- аттестационные комиссии уполномоченных организаций, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - аттестационные комиссии уполномоченных организаций), образуемые этими организациями;
- аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образуемые этими органами.
Согласно пункту 16 Постановления N 1091 16. По результатам аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
а) аттестовать на право ведения заявленных видов аварийно-спасательных работ;
б) аттестовать на право ведения одного или нескольких из заявленных видов аварийно-спасательных работ;
в) отказать в аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.
В соответствии с пунктом 18 Постановления N 1091 аварийно-спасательной службе (формированию), ее (его) структурным подразделениям, созданным на базе представительств и филиалов организации, в отношении которых аттестационной комиссией принято положительное решение об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выдается свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ (далее - свидетельство об аттестации).
Из вышеуказанного следует, что правом осуществления аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя и выдачи соответствующего свидетельства наделено не только Министерство энергетики Российской Федерации, но и иные аттестационные комиссии органов власти и уполномоченных организаций.
Таким образом, установленное в конкурсной документации требование к участникам закупки о наличии свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ без указания условия о том, что такое свидетельство должно быть выдано Министерством энергетики Российской Федерации, не противоречит требованиям действующего законодательства и Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ГазСпасСервис" не подлежащей рассмотрению.
2. Признать отсутствие в действиях заказчика ГУП "ЖКХ РС (Я)", уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обеспечению аварийно-спасательной готовности (изв. N 0116200007918000804) нарушений положений статей 31, 49, 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 23 марта 2018 г. N 06-209/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2018