Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом "Равновесие" (далее - Заявитель) на действия Верховного суда Республики Дагестан (далее - Заказчик) при проведении аукционной комиссией Верховного суда Республики Дагестан (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на приобретение картриджей, тонеров и CD Дисков (номер извещения - 0303100012218000017) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукционной комиссией, Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединена поставка картриджей и CD дисков, что ограничивает число участников закупки.
2. Заказчиком ненадлежащим образом даны разъяснения положений документации об Аукционе в ответ на соответствующий запрос Заявителя, а именно не указан предмет соответствующего запроса, а также представленные Заказчиком разъяснения положений документации об Аукционе изменяют суть документации об Аукционе.
3. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен срок поставки товаров в рамках исполнения контракта.
Представители Заказчика в письменных пояснениях не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 19.03.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 300 000 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 27.03.2018;
5) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
6) до участия в Аукционе допущено 7 участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 30.03.2018.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединена поставка картриджей и CD дисков, что ограничивает число участников закупки.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно документации об Аукционе, объектом закупки является поставка картриджей, тонеров и CD дисков, при этом Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлен единый код ОКПД2 - 28.23.25.000 "Части и принадлежности прочих офисных машин".
Заказчик в письменных возражениях пояснил, что объект закупки сформирован исходя из потребности Заказчика, а также для обеспечения бесперебойной работы оборудования и деятельности Заказчика.
На основании изложенного и учитывая, что на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки, выразивших, в том числе, согласие на поставку товаров на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, а также, что Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность заявленного довода, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
2. Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчику поступило 4 запроса на разъяснения положений документации об Аукционе, на которые Заказчиком предоставлены соответствующие разъяснения в ЕИС, в которых, при этом, не указаны предметы вышеуказанных запросов.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, разместившего в ЕИС разъяснения положений документации об Аукционе без указания предметов соответствующих запросов участников закупки, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном Аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно разъяснениям положений документации об Аукционе от 22.03.2018 N РД 2, представленным Заказчиком в ответ на соответствующий запрос Заявителя, типом упаковки CD дисков, поставляемых в рамках исполнения контракта, является бумажный конверт (без окошка).
Как пояснил Заказчик в письменных возражениях, вышеуказанные разъяснения положений документации об Аукционе не изменяют суть документации об Аукционе в отношении соответствующих требований документации об Аукционе к типу упаковки CD дисков, не влияют на возможность формирования участниками закупки предложений в отношении объекта закупки и не влекут ограничения количества участников закупки, что, по мнению, Заказчика подтверждается количеством заявок, поданных на участие в Аукционе.
На основании изложенного и учитывая, что Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих нарушение своих прав и законных интересов вышеуказанными действиями Заказчика, Комиссия считает, что довод Заявителя о том, что разъяснения положений документации об Аукционе изменяют ее суть, не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к сроку поставки товаров в рамках исполнения контракта, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Пунктом 6.1 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что поставка Товара по контракту осуществляется Заказчику по адресу, установленному в контракте, средствами и транспортом поставщика в течение 2 (двух) календарных дней со дня заключения контракта.
Представитель Заказчика в письменных возражениях пояснил, что вышеуказанный срок поставки товаров в рамках исполнения контракта обусловлен потребностью Заказчика в обеспечении бесперебойной работы оборудования и деятельности Заказчика.
Вместе с тем, учитывая, что Законом о контрактной системе не установлены требования к минимальному (максимальному) сроку исполнения контракта, а также, что на участие 7 заявок от участников закупки, выразивших, в том числе, согласие на поставку товаров на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, а также, что Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность заявленного довода, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Пунктом 22 документации об Аукционе установлено, что разъяснения положений документации об Аукционе предоставляются Заказчиком с момента размещения извещения и не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, при этом указание на конкретные даты начала и окончания предоставления соответствующих разъяснений в документации об Аукционе не содержится.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе даты начала и окончания предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об Аукционе, нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 968) установлен перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 968 для целей осуществления закупок отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в Перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно: содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территориях государств - членов Евразийского экономического союза; не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.
Согласно извещению и документации об Аукционе, объектом закупки является поставка картриджей, тонеров и CD дисков, код ОКПД 2 - 28.23.25.000 "Части и принадлежности прочих офисных машин", при этом на заседании Комиссии установлено, что вышеуказанный код ОКПД2 входит в Перечень.
Вместе с тем, Заказчиком в извещении и документации об Аукционе не установлены ограничения и запреты в соответствии с Постановлением N 968, что является нарушением части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
При этом, на основании представленных Заказчиком материалов, в том числе письменных пояснений, Комиссии не представляется возможным установить правомерность отсутствия в документации об Аукционе запретов и ограничений, предусмотренных Постановлением N 968.
На основании изложенного и учитывая, что согласно первым частям заявок на участие в Аукционе, представленным Заказчиком, в трех заявках на участие в Аукционе к поставке предложены товары, страной происхождения которых является Российская Федерация, при этом остальные заявки содержат предложения о поставке товаров, страной происхождения которых является Китай, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Кроме того, пунктом 5 Постановления N 968 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) виды радиоэлектронной продукции, включенные в перечень и не включенные в него.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Торговый дом "Равновесие" обоснованной в части предоставления Заказчиком разъяснений положений документации об Аукционе без указания предметов запросов на разъяснения положений документации об Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, пункта 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 марта 2018 г. N 18/44/105/238
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.04.2018