Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙ ЛЕС" (далее - Заявитель) на действия ГКУ Республики Адыгея "Стройзаказчик" (далее - Заказчик), Комитета Республики Адыгея по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - Уполномоченный орган) при проведении АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство водозабора и магистрального водовода к населенным пунктам Майкопского района и города Майкопа" (первый пусковой комплекс) (номер извещения 0176200005518000197) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в плане-графике закупок не указана информация о сроке выполнения строительно-монтажных работ.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе и проектной документации установлены противоречивые сроки выполнения работ.
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию в первой части заявки на участие в Аукционе избыточных характеристик товаров, предполагаемых для использования при выполнении работ, а также требования к компонентному составу, применяемому при изготовлении товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, показателям результатов испытаний, а также установлены показатели технических характеристик товаров, которые не соответствуют положениям ГОСТ, что не позволяет сформировать заявку на участие в Аукционе
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС -07.03.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 187 371 360 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 26.03.2018;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников закупки - 30.03.2018.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в плане-графике закупок не указана информация о сроке выполнения строительно-монтажных работ.
Согласно пункту 5 части 2 Закона о контрактной системе в планы закупок включается, в том числе сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок.
На заседании Комиссии установлено, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС в разделе "Общие сведения позиции" срок выполнения строительно-монтажных работ начинается с марта 2018 года и заканчивается в декабре 2019 года.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе и проектной документации установлены противоречивые сроки выполнения работ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных 34 статьей Закона о контрактной системе и статьей 95 Закона о контрактной систем.
Согласно пункту 1.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Подрядчик обязуется выполнить работы по строительству объекта и сдать результат работ Заказчику в следующие сроки: срок начала работ - с даты заключения сторонами настоящего контракта; срок окончания и сдачи объекта - до 25.12.2019".
В соответствии с проектной документацией срок выполнения работ составляет 56 месяцев, в том числе подготовительный период 1 месяц.
Согласно положительному заключению о проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства от 03.02.2017 сметная стоимость первого пускового комплекса составляет 4 899 407 000,96 рублей.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что часть строительно-монтажных работ первого пускового комплекса выполнены ранее. В связи с тем, что до 2014 года лимиты финансирования выделены не в полном объеме подрядчиком выполнена только часть строительных работ водозабора и магистрального водовода. При этом в рамках данной закупки необходимо осуществить часть строительно-монтажных работ, которые определенны в сметных расчетах и составляют 2 187 371 360 рублей с продолжительностью работ около 22 месяцев.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из жалобы Заявители следует, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе по позиции 8 "Краски масляные" неправомерно установлены требования к товару "Краски должны наноситься на поверхность кистью, валиком или методом пневматического распыления".
Пунктом 8 "Краски масляные" технической части документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товару "Краски должны наноситься на поверхность кистью, валиком или методом пневматического распыления".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что в пункте 8 "Краски масляные" Заказчиком, Уполномоченным органом в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлены требования к способу нанесения указанной краски, не являющимися характеристикой товара.
Кроме того, решением комиссии ФАС России по контролю сфере закупок от 20.03.2018 по делу N 18/44/105/209 установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены требования к описанию в первой части заявки на участие в Аукционе избыточных характеристик товаров, предполагаемых для использования при выполнении работ, а также требования к компонентному составу, применяемому при изготовлении товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, показателям результатов испытаний, например, такие как:
"п. 25. Швеллеры. Швеллеры необходимы номером 40У. Размеры швеллеров (в соответствии с чертежом), мм h=400, b=115, s=8,0, t=13,5, R не более 15,0, r не более 6,0, площадь поперечного сечения F=61,50 см, масса 1 м швеллера 48,30 кг".
п. 239. Рукав металлический. Разрывное усилие должно быть не менее 66 кГс; наименьший радиус изгиба должен быть не менее 130 мм.
п. 360. Проволока. Число перегибов должно быть не менее 8.
п. 382. Рукав металлический РЗ-Ц-Х. Масса 1 п/м должна быть не более 0,485 кг. Разрывное усилие должно быть не менее 150 кГс" и другие.
Таким образом, документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний, способ нанесения указанных товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара
На основании вышеизложенного, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 311 "Камни бортовые" технической части документации об Аукционе установлены характеристики указанного товара, которые противоречат положениям ГОСТ 6665-91.
По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом к товару "Камни бортовые" неправомерно установлено требование "класс бетона по прочности на сжатие должен быть не меньше В30", поскольку из положений ГОСТ 6665-91 следует, что класс бетона по прочности на сжатие должен быть только В30, без возможности предоставления указанной характеристики, превышающей значение В30, в следствие чего указанная характеристика вводит участников закупки в заблуждение.
Пунктом 311 "Камни бортовые" технической части документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товару "Класс бетона по прочности на сжатие должен быть не меньше В30. Бортовые камни должны соответствовать ГОСТ 6665-91".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что указанная характеристика товара "Камни бортовые" установлена в соответствии с пунктом 1.3.2. ГОСТ 6665-91, а именно бетон камней марки БР100.20.8 должен соответствовать классу бетона по прочности на сжатие не менее чем В22,5, а бетон остальных марок камней - не менее чем В30.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, однозначно подтверждающих, что требования по вышеуказанному пункту технического задания не позволяют участнику закупки надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе, вследствие чего довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Решением комиссии ФАС России по контролю сфере закупок от 20.03.2018 по делу N 18/44/105/209 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукциона выявлены нарушения части 7 статьи 30, части 8 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении в документации об Аукционе излишних, противоречивых, не соответствующих ГОСТ требований, ненадлежащего срока об оплате субподрядчику, соисполнителю из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций выполненных работ, оказанных услуг, ненадлежащего требования в части даты выдачи выписки из реестра саморегулируемых организаций, а также в установлении положений документации об Аукционе, предусматривающих, что виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта представляются Заказчику до заключения контракта по предложению подрядчика, выразившиеся в установлении в документации об Аукционе ненадлежащего требования в части даты выдачи выписки из реестра саморегулируемых организаций, и в не установлении в проекте контракта размера штрафа, начисляемого за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Законом о контрактной системе), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙ ЛЕС" обоснованной в части неправомерного установления Заказчиком, Уполномоченным органом в технической части документации об Аукционе излишних требований к составу заявки на участие в Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 7 статьи 30, части 8 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 20.03.2018 по делу N 18/44/105/209, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 20.03.2018 по делу N 18/44/105/209 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 марта 2018 г. N 18/44/105/235
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.04.2018