Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Севзапдорстрой" (далее - Заявитель) на действия АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги М-10 "Россия" Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург на участке км 418+000 - км 432+000, Новгородская область (номер извещения 0336100012517000143) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, Оператор электронной площадки не уведомил надлежащим образом Заявителя о необходимости внесения денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, в результате чего Заявитель не смог подать заявку на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя, и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента рассмотрение жалобы перенесено с 30.03.2018 на 02.04.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 28.12.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 885 696 450 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 22.01.2018;
5) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
7) дата проведения Аукциона - 26.03.2018;
8) на основании части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся;
9) победителем Аукциона признано ООО "Техносфера".
Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Оператор электронной площадки при исполнении предписания Новгородского УФАС России от 16.03.2018 по делу N 1073/03 не уведомил надлежащим образом Заявителя о необходимости внесения денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, в результате чего Заявитель не смог подать заявку на участие в Аукционе.
1. В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о контрактной системе в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрено направление документов и информации заказчиком участнику электронного аукциона или этим участником заказчику, указанный документооборот осуществляется через электронную площадку, за исключением случая заключения контракта по результатам такого аукциона.
На заседании Комиссии установлено, что 16.03.2018 комиссией Новгородского УФАС России принято решение по делу N 1072/03, согласно которому в действиях Заказчика выявлены нарушения пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
На основании решения от 16.03.2018 по делу N 1072/03 комиссией Новгородского УФАС России выдано предписание, согласно которому Аукционной комиссии Заказчика предписано в 10-дневный срок со дня получения вышеуказанного предписания:
"1. Аукционной комиссии государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт - Петербург Федерального дорожного агентства" в 10-дневный срок со дня получения настоящего предписания устранить нарушение пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, допущенное при осуществлении вышеуказанной закупки, и с этой целью:
- отменить все протоколы, составленные аукционной комиссией в ходе проведения вышеуказанного электронного аукциона;
- повторно провести процедуру рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в вышеуказанном электронном аукционе, а именно: допустить до участия в настоящем электронном аукционе и рассмотрения вторых частей заявок участника закупки с порядковым N 1 (Общество с ограниченной ответственностью "Севзапдорстрой"), и оформить соответствующий протокол, руководствуясь мотивировочной частью решения от 16.03.2018, указанного в преамбуле настоящего предписания.
3. Государственному заказчику - Федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт - Петербург Федерального дорожного агентства" в 7-дневный срок со дня получения настоящего предписания:
- обеспечить размещение информации об отмене протоколов, составленных единой комиссией в ходе проведения вышеуказанного электронного аукциона, на официальном сайте;
- назначить новые даты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе и проведения электронного аукциона.
5. Оператору электронной площадки - Акционерному обществу "Электронные торговые системы" (НЭП) в 7-дневный срок со дня получения настоящего предписания:
- обеспечить возможность совершения государственным заказчиком и его аукционной комиссии действий, указанных в пунктах 1, 3 настоящего предписания;
- назначить время проведения электронного аукциона;
- уведомить участников закупки о новых датах рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, дате и времени проведения электронного аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, и о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае, если в их отношении блокирование прекращено".
Заявителем в составе жалобы приложены графические изображения, согласно которым 21.03.2018 в 18:06 Оператором электронной площадки в адрес Заявителя направлено уведомление, полученное Заявителем 22.03.2018 в 7:54, в соответствии с которым Заявителю "необходимо в кратчайшие сроки обеспечить наличие достаточного количества свободных средств на счете", вместе с тем, согласно графическому изображению, 22.03.2018 в 9:46 Заявителем получено уведомление от Оператора электронной площадки о том, что "Заявка на участие в закупке отклонена оператором. Причина отклонения: отсутствие на лицевом счете денежных средств в размере обеспечения заявки", также в этом уведомлении указаны "регламентированные даты окончания срока рассмотрения заявок: 23.03.2018" и "дата проведения электронного аукциона: 26.03.2018 в 09:30".
Кроме того, согласно информации, представленной Оператором электронной площадки на заседании Комиссии, 22.03.2018 Заказчик перевел статус закупки на стадию рассмотрения первых частей заявок.
Кроме того, Заявителем в составе жалобы приложено платежное поручение, согласно которому в день получения уведомления от Оператора электронной площадки, а именно 22.03.2018 заявителем осуществлен денежный перевод на счет Оператора электронной площадки в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, у Заявителя отсутствовала реальная возможность для внесения денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, поскольку Заявитель не был уведомлен о возможном периоде начала и окончания срока для перечисления денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что Оператором электронной площадки ненадлежащим образом осуществлено уведомление Заявителя о необходимости блокирования денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, а именно Оператором электронной площадки не обозначены конкретные даты начала и окончания рассмотрения заявок на участие в Аукционе. При этом, Оператор электронной площадки, направив уведомление Заявителю 21.03.2018 в 18:06 о необходимости блокирования денежных средств для обеспечения заявки на участие в Аукционе, фактически предоставил Заявителю ночное время суток для внесения денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, что невыполнимо ввиду нерабочего времени банков и иных финансово-кредитных организаций.
Таким образом, не обеспечив Заявителю возможность подачи заявки на участие в Аукционе, Оператор электронной площадки нарушил часть 9 статьи 60 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении Оператором электронной площадки правил документооборота при проведении Аукциона.
2. В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 5.1. проекта государственного контракта документации об Аукционе "Начало выполнения работ: с 01 марта 2018 года".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, поскольку контракт не может быть исполнен на указанных условиях, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о внесении изменений в документацию об Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Севзапдорстрой" обоснованной.
2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 9 статьи 60 Закона о контрактной системе.
3. Признать нарушение части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе
5. Передать материалы дела от 02.04.2018 N 18/44/105/251 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 апреля 2018 г. N 18/44/105/251
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2018