На основании пункта б части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 13.01.2018 N 14, инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по проведению внеплановой проверки (далее - Инспекция) в составе:
<_____________________________>
в присутствии представителей Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия (далее - Заказчик, УФССП по РБ) - <_> (доверенность от 19.01.2018 N 15), <_> (доверенность от 19.01.2018 N 16),
представителя Управления Федеральной почтовой связи Республики Бурятия - филиала ФГУП "Почта России" (далее - Заявитель, УФПС Республики Бурятия - филиал ФГУП "Почта России") - <_> (доверенность от 26.03.2018 N 8.99-11/80),
проведя проверку действий заказчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия при заключении государственного контракта на услуги общедоступной почтовой связи: прием, обработка, пересылка и выдача внутренних почтовых отправлений (идентификационный код закупки 181032602349003260100100150335310244, номер извещения 0302100009218000005) на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Бурятского УФАС России поступило обращение УФПС Республики Бурятия - филиал ФГУП "Почта России", содержащее информацию о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при заключении государственного контракта на услуги общедоступной почтовой связи: прием, обработка, пересылка и выдача внутренних почтовых отправлений (идентификационный код закупки 181032602349003260100100150335310244, номер извещения 0302100009218000005).
Из обращения следует, что по мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования законодательства в сфере закупок, выразившиеся в заключении контракта на услуги общедоступной почтовой связи: прием, обработка, пересылка и выдача внутренних почтовых отправлений с единственным поставщиком без проведения торгов.
В проекте контракта указано, что государственный контракт заключен на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, то есть как с единственным поставщиком (исполнителем) услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем, заключение контракта допускается без проведения торгов с единственным поставщиком.
При этом в статье 3 Закона о естественных монополиях, указано, что под "субъектом естественной монополии понимается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
А естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров".
Таким образом, Законом о контрактной системе была установлена возможность заключения Заказчиками контрактов с единственным поставщиком на товары, работы, услуги, относящиеся к сфере естественной монополии только в связи с тем, что конкурентные способы закупок являются неэффективными, нецелесообразными в условиях естественной монополии, так как на товарном рынке естественной монополии на спрос не влияет изменение цены.
На протяжении последних трех лет на рынке почтовых услуг в Республике Бурятия состояние товарного рынка по услугам почтовой связи нельзя отнести к естественной монополии, данный товарный рынок является конкурентным, в связи с появлением на нем кроме ФГУП "Почта России" нескольких организаций, оказывающих услуги почтовой связи и имеющих лицензии на данный вид деятельности (ООО "Экспресс-Курьер", ООО "Национальная почтовая служба-Байкал", ООО "Почта Центр Торгово-промышленной палаты Республики Бурятия").
Согласно частью З статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
Таким образом, заключение государственного контракта как единственным поставщиком с любым участником данного товарного рынка почтовых услуг является нарушением Закона о контрактной системе, Закона о естественных монополиях, так как данный рынок не является естественной монополией, а является конкурентным, участники рынка почтовых услуг не являются субъектами естественной монополии.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее 44-ФЗ) установлен принцип обеспечения конкуренции, который гласит: "Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок".
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункта 18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2010, к целям контрактной системы в силу статей 1, 6 и 8 Закона о контрактной системе отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников. Суд, установив, что контракт заключен на сумму, превышающую 100 тысяч рублей, пришел к обоснованному выводу, что отсутствие публичных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишило возможности других хозяйствующих субъектов реализовать свое право на заключение контракта, в связи с чем спорный договор является ничтожной сделкой, нарушающей установленный законом явно выраженный запрет.
Таким образом, хотя и действующее законодательство позволяет Заказчикам заключать контракты с единственным поставщиком по ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, Заказчики должны преимущественно осуществлять конкурентные способы закупок, не допуская действий ограничению конкуренции и необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заказчик, заключив государственный контракт на почтовые услуги (закупка N0302100009218000005) с начальной (максимальной) суммой контракта 1 850 000 руб. с единственным поставщиком фактически лишил других участников рынка почтовых услуг возможности участвовать в торгах на конкурентной основе.
Более того, согласно п. 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015 г., в соответствии со ст. 93 Закона о контрактной системе возможно размещение заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в числе прочего в случаях, когда проведение предусмотренных законом конкурсных процедур было нецелесообразно в силу значительных временных затрат. К таким случаям могут быть отнесены закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством РФ перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера).
02.04.2018 года в адрес Бурятского УФАС России поступили дополнения к жалобе УФПС Республики Бурятия - филиал ФГУП "Почта России", согласно которым, по мнению Заявителя, ООО "Почта Центр ТПП Республики Бурятия" оказывает услуги почтовой связи не в условиях естественной монополии, так как, особенностью деятельности естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое государственными органами посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня (статья 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях"), поскольку в соответствии с п.п.1,3 Правил оказаний услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N234, со статьей 2 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях , субъект естественной монополии подлежит особому регулированию только в сфере деятельности, являющейся производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В настоящее время государственному регулированию на услуги почтовой связи подлежат только тарифы субъекта естественной монополии ФГУП "Почта России" (приказ ФГУП "Почта России" N62-п от 22.03.2018 г.).
Таким образом, деятельность по оказанию услуг почтовой связи различными операторами связи, тарифы которых не регулируются государством не относится к деятельности по оказанию услуг общедоступной почтовой связи, следовательно, данная услуга не входит в состав единого рынка оказания услуг общедоступной почтовой связи субъекта естественной монополии.
На основании изложенного просит провести внеплановую проверку закупки на услуги общедоступной почтовой связи: прием, обработка, пересылка и выдача внутренних почтовых отправлений (закупка N0302100009218000005) Управления службы судебных приставов по Республике Бурятия, принять к Управлению службы судебных приставов по Республике Бурятия принудительные меры по расторжению государственного контракта с единственным поставщиком и проведения конкурентного способа закупок на услуги почтовой связи.
В ответ на обращение Заявителя УФССП по Республике Бурятия направлен отзыв от 19.03.2018 исх N 03906/18/4668, согласно которому, по мнению Заказчика, в силу п. 1 Перечня услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637, пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) относится к услугам общедоступной почтовой связи. В соответствии с п.п. 1, 2 Перечня к таковым услугам относятся пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) и передача внутренней телеграммы.
Исходя из требований Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" в их правовой взаимосвязи с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637, под общедоступной почтовой связью для целей части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" понимаются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) внутренних почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств, что включает в себя и учет, и хранение, и возврат внутренней письменной почтовой корреспонденции.
Законодательно не закреплено, что услуги общедоступной связи подразделяются на те, которые относятся к сфере естественных монополий, и те, для которых имеется сформировавшийся конкурентный рынок, то есть "конкурентные".
В письме ФАС России от 23 июня 2015 г. N АЦ/31173/15 указано следующее: "Согласно пункту 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) возможно в случае закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях). В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи. При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи" (далее - Постановление N 637) установлен исчерпывающий перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Частью 3 Закона о естественных монополиях установлено, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Письмо Минфина России от 10 ноября 2017 г. N 24-02-06/74862 "О рассмотрении обращения" подтверждает, что заказчик на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе вправе заключить контракт с единственным исполнителем на оказание услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, указанных в Постановлении N 637.
Наличие информации о субъекте естественной монополии в реестре субъектов естественных монополий не является условием применения пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (см. письмо Минфина России от 27 сентября 2017 г. N 24-02-06/63025 "О рассмотрении обращения").
На основании изложенного просит в удовлетворении жалобы отказать.
В результате рассмотрения уведомления и осуществления в соответствии с подпунктом б пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Инспекция Бурятского УФАС России установила следующее:
08.02.2018 года в единой информационной системе опубликовано извещение о проведении закупки у единственного поставщика на услуги общедоступной почтовой связи: прием, обработка, пересылка и выдача внутренних почтовых отправлений (номер извещения 0302100009218000005).
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Законом о естественных монополиях.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
В силу пункта 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по оказанию услуг связи подлежит лицензированию.
В пункте 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) установлено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Услуги почтовой связи включены п. 20 Перечня наименований услуг связи, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87.
В соответствии со статьей 17 Закона о почтовой связи лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно- технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений. В силу этой нормы услугу почтовой связи образует совокупность конкретных операций.
В статье 16 Закона о почтовой связи предусмотрено, что по договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) его адресату, а пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Под оператором почтовой связи в соответствии со статьей 2 Закона о почтовой связи понимаются организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, имеющие право на оказание услуг почтовой связи, под организацией почтовой связи - юридические лица любых организационно- правовых форм, оказывающие услуги почтовой связи в качестве основного вида деятельности.
В силу пунктом 30 статьи 2 Закона о связи услугой связи является деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений; универсальной услугой связи - услуги связи, оказание которых любому пользователю услугами связи на всей территории Российской Федерации в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным для операторов универсального обслуживания.
В соответствии с требованиями статьи 18 Закона о почтовой связи обеспечение оказания универсальных услуг почтовой связи возложено исключительно на организации федеральной почтовой связи.
Исходя вышеуказанных норм закона, следует сделать вывод, что предмет закупки N 0302100009218000005 относится не к универсальным услугам почтовой связи, а к услугам почтовой связи, что допускает участие в ней помимо естественных монополий и других организаций, осуществляющие услуги почтовой связи.
При этом, поскольку в силу п. 1 Перечня услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 (далее - Постановление N 637), пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) относится к услугам общедоступной почтовой связи, а прием, обработка, пересылка, доставка, выдача внутренних почтовых отправлений являются видами деятельности, отнесенными к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Таким образом, заключение Заказчиком государственного контракта у единственного поставщика в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о закупках возможно при условии, что предметом государственного контракта является деятельность, подпадающая под действие Закона о естественных монополиях, а у исполнителя такого государственного контракта имеется лицензия на оказание таких услуг.
Предметом заключенного по итогам закупки N 0302100009218000005 государственного контракта являлось оказание услуг общедоступной почтовой связи, связанных с обработкой и пересылкой внутренней письменной корреспонденции, то есть по оказанию услуг, относящихся к сфере деятельности естественной монополии, что соответствовало части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях.
Исходя из требований Закона о почтовой связи в их правовой взаимосвязи с постановлением N 637, под общедоступной почтовой связью для целей ч. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях понимаются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) внутренних почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств, что включает в себя и учет, и хранение, и возврат внутренней письменной почтовой корреспонденции, не относящиеся к универсальным услугам почтовой связи.
Следовательно, довод Заявителя о том, что услуги, являющиеся объектом закупки, относятся к универсальным, и, как следствие, только ФГУП "Почта России" может их оказывать, отклоняется как основанный на неверном толковании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, которая прямо предусматривает возможность закупки у единственного поставщика в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, включая общедоступную почтовую связь.
В этой связи судом отклоняется довод Заявителя о том, что заключение государственного контракта с ООО "Почта Центр ТПП Республики Бурятия", не включенным в реестр естественных монополий и осуществляющего свою деятельность не в условиях естественной монополии, поскольку на рыке услуг почтовой связи в Республике Бурятия существует конкуренция, противоречит статье 3 Закона о естественных монополиях. Указанной нормой определены понятия естественной монополии и субъекта естественной монополии.
Между тем в рассматриваемых отношениях имеет значение не статус субъекта естественной монополии, а сфера деятельности субъектов естественной монополии.
Также отклоняется довод Заявителя о том, что ООО "Почта Центр ТПП Республики Бурятия" оказывает услуги почтовой связи не в условиях естественной монополии, так как особенностью, деятельности естественных монополий является ценовое регулирование, поскольку Законом о контрактной системе предусмотрено заключение контракта с единственным поставщиком при осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", то есть при условии, что предметом государственного контракта является деятельность, подпадающая под действие Закона о естественных монополиях.
На основе изученных документов, руководствуясь пунктом б части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе, по результатам внеплановой проверки Инспекция Бурятского УФАС России
РЕШИЛА:
В действиях Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия признаков нарушения не установлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 2 апреля 2018 г. N 04-54/6-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2018