Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 6947-ЭП/18 от 20.03.2018) на действия Организатора совместной закупки при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на осуществление закупки услуг по техническому обслуживанию и обеспечению эксплуатации комплексных систем обеспечения безопасности для нужд государственных бюджетных образовательных учреждений, подведомственных Администрации Кировского района Санкт-Петербурга в 2018 году (совместные торги) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 26.02.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200001418000021. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 419 177, 31 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора закупки, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки.
Представитель Заказчика с доводами, изложенными в жадобе, не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу.
Комиссия УФАС, ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Требования к содержанию первых частей заявок установлены в ч.ч. 3, 4 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться положениями ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, при формировании Технического задания Заказчику, Организатору совместной закупки в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Из содержания документации об аукционе следует, что предметом рассматриваемого аукциона является закупка услуг с использованием товаров.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию документации о закупке.
В отношении товарной позиции N50 "Гвозди строительные" Организатором совместной закупки установлены следующие требования: "Форма головки плоская", "Длина гвоздя не менее 60 мм" и "Диаметр стержня гвоздя должен быть не менее 1,8 мм".
В отношении товарной позиции N 57 "Труба гибкая гофрированная тип 1" Организатором совместной закупки установлены следующие требования: "Диаметр внешний не менее 20 мм" и "Статический радиус изгиба не более 48 мм".
В отношении товарной позиции N81 "Малярный скотч" установлены следующие требования "Ширина скотча не менее 30 мм", "Стандартная длина намотки малярного скотча не менее 10 м", "Количество в намотке не более 950 см2".
Вместе с тем, устанавливая соответствующие требования к товарным позициям NN 57, 81 Организатором совместной закупки были допущены нарушения при описании объекта закупки, которые не позволяли участникам закупки определить потребность заказчиков и сформировать свое предложение относительно характеристик предлагаемых к поставке товаров. В частности, в отношении товарной позиции N 48 Организатором совместной закупки определены требования к показателям товара, которые не соответствуют требованиям ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку Организатором совместной закупки установлено нестандартное требование к показателю "Статический радиус изгиба". Указанное подтверждается пояснениями представителя Заказчика, изложенными в письменном отзыве, согласно которым Организатором совместной закупки были даны разъяснения положений документации, в которых указано, что указанным показателем необходимо пренебречь. В отношении позиции N81 "Малярный скотч" Организатором совместной закупки по показателю "Количество в намотке" установлено значение "не более 950 см2". При этом, устанавливая требование к указанному показателю, Организатор совместной закупки не учел, что площадь поверхности определяется путем произведения показателей длины на ширину поверхности. Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленные Организатором совместной закупки требования к ширине скотча не менее 30 мм и стандартной длине намотки малярного скотча не менее 10 м, не позволяющие обеспечить соблюдение требований к показателю "Количество в намотке" - не более 950 см2".
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Организатором совместной закупки установленного порядка описания объекта закупки в указанной части, что является нарушением ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В части доводов Заявителя о том, что установленные Организатором совместной закупки требования в отношении товарной позиции N50 "Гвозди строительные" Комиссия УФАС находит необоснованными, поскольку указанные Организатором совместной закупки интервалы значений удовлетворяют требованиям ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры (с Изменениями N 1, 2, 3)" и позволяют участникам закупки предложить к использованию соответствующий товар, удовлетворяющий как требованиям ГОСТ, так и требованиям к значениям показателей, указанным Организатором совместной закупки в документации об аукционе.
Жалобу следует признать частично обоснованной.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием на момент заседания Комиссии УФАС доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки и повлекли ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АвизоСтрой" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Организатора совместной закупки нарушения ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Организатора совместной закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 марта 2018 г. N 44-1447/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2018