Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Кристалл" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 7262-ЭП/18 от 23.03.2018) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку одежды для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2018 г. (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 05.03.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200083518000007. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 026 978,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.03.2018 N0372200083518000007-1 первой части заявки Заявителя на участие в аукционе (порядковый номер 14) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "на основании п.2 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ. (В заявке участника представлены показатели не соответствующие требованиям, установленным в приложении N 2 к части III Технического задания. 1. В пунктах 2, 3, 4, 5, 7, 8, 13, 14, 17, 18, 21, 22, 23, 25, 26, 27, 28, 32, 34, 38, 41, 42, 46, 47, 48 отсутствует полный состав ткани в соответствии с пунктом: 1.1 раздела 3.5 Части 1 документации к электронному аукциону. Участник обязан указывать полный состав ткани, из которой изготовлен товар, сумма процентных показателей должна равняться ста процентам 2. В пункте 5 Участник указал: "Плотность ткани брюк 310 г/м2. Стойкость к истиранию 1900 циклов" в соответствии с ГОСТ 21790-2005 (таблица 4) при плотности ткани 310 г/м2 стойкость к истиранию должна быть не менее 2500 циклов.).".
В соответствии с пп. б) п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию документации о закупке.
Согласно п. 5 "Брюки хлопчатобумажные (джинсы)" Заказчиком установлены следующие требования к товару: "Плотность ткани брюк должна быть 310 _ 20 г/м2. Стойкость к истиранию требуется более 1800 циклов.".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в п. 3.5 раздела 3 Части I документации о закупке.
Согласно инструкции Заказчиком установлен следующий порядок заполнения: "Знак "" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя с отклонением в большую или меньшую сторону (если таковое имеется) в пределах указанного предельного отклонения.".
Заявителем в первой части заявки на участие в аукционе по п. 5 Приложения N 1 к Техническому заданию указано следующее: "Плотность ткани брюк 310 г/м2. Стойкость к истиранию 1900 циклов.".
Согласно п. 2.2.1 Части III документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Качество поставляемого товара должно соответствовать ГОСТам, действующим на момент поставки: ГОСТ 29298-2005, ГОСТ 11372-84, ГОСТ 25295-2003, ГОСТ 28000-2004, ГОСТ 11381-83, ГОСТ 33378-2015, ГОСТ28754-90, ГОСТ Р 53916-2010, ГОСТ 21790-2005, ГОСТ 31406-2009, ГОСТ 30327-2013, ГОСТ Р 53916-2010, ГОСТ31405-2009, ГОСТ 8541-2014, ГОСТ 31408-2009, ГОСТ 28631-2005, ГОСТ 5007-87, ГОСТ 31410-2009. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 "Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых" (с дополнениями и изменениями N 1 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам), Общие технические условия, ТР ТС 007/2011О безопасности продукции легкой промышленности, требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999.".
В соответствии с п. 4.2.10 ГОСТ 21790-2005 "Ткани хлопчатобумажные и смешанные одежные. Общие технические условия" разрывная нагрузка и стойкость к истиранию готовых тканей должны соответствовать требованиям таблицы 4.
Согласно п. 5 Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлено следующее требование к товару: "Изделие должно быть изготовлено из джинсовой ткани с эластаном.".
В соответствии с Таблицей 4 ГОСТ 21790-2005 установлено:
Наименование ткани |
Разрывная нагрузка полоски ткани размером 50х200 мм, Н (кгс), не менее |
Стойкость к истиранию по плоскости, циклы, не менее |
|
|
по основе |
по утку |
|
Джинсовые с поверхностной плотностью, г/м2: |
|
|
|
до 300 включ. |
785 (80) |
392 (40) |
2000 |
св. 300 " 375 " |
883 (90) |
490 (50) |
2500 |
" 375 |
981 (100) |
589 (60) |
3000 |
|
|
|
|
Таким образом, согласно ГОСТ 21790-2005 значению показателя плотности джинсовой ткани свыше 300 г/м2 соответствует минимальное значение показателя стойкости к истиранию - 2500 циклов.
Следовательно, Заявителем в первой части заявки на участие в аукционе представлено значение показателя не в соответствии с ГОСТ 21790-2005, что противоречит требованиям документации о закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контактной системе исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, заключение контракта с участником закупки, первая часть заявки которого не соответствует требованиям документации о закупке (в том числе, инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе) не позволяет осуществить приемку выполненной работы, оказанной услуги, поставленного товара в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Аукционная комиссия Заказчика устанавливает соответствие первой части заявки участника закупки требованиям документации о закупке. В случае, если первая часть заявки на участие в аукционе не соответствует документации о закупке, аукционная комиссия Заказчика не вправе допустить к участию в аукционе заявку, несоответствующую положениям документации о закупке, либо содержащую недостоверные сведения.
Таким образом, у аукционной комиссии Заказчика имелись правовые основания для отказа в допуске к участию в аукционе первой части заявки Заявителя.
Исходя из изложенного, в случае установления аукционной комиссией Заказчика хотя бы одного основания для отказа в допуске к участию в аукционе в связи с несоответствием первой части заявки участника закупки требованиям документации о закупке, которое признано Комиссией УФАС законным и обоснованным, правовая оценка остальных оснований для отказа в допуске к участию в аукционе, указанных в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, Комиссией УФАС не проводится.
Следовательно, жалоба признана необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 5 Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования к товару: "Изделие должно быть изготовлено из джинсовой ткани с эластаном. Плотность ткани брюк должна быть 310 20 г/м2. Стойкость к истиранию требуется более 1800 циклов.".
Согласно п. 2.2.1 Части III документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Качество поставляемого товара должно соответствовать ГОСТам, действующим на момент поставки: ГОСТ 29298-2005, ГОСТ 11372-84, ГОСТ 25295-2003, ГОСТ 28000-2004, ГОСТ 11381-83, ГОСТ 33378-2015, ГОСТ28754-90, ГОСТ Р 53916-2010, ГОСТ 21790-2005, ГОСТ 31406-2009, ГОСТ 30327-2013, ГОСТ Р 53916-2010, ГОСТ31405-2009, ГОСТ 8541-2014, ГОСТ 31408-2009, ГОСТ 28631-2005, ГОСТ 5007-87, ГОСТ 31410-2009. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 "Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых" (с дополнениями и изменениями N 1 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам), Общие технические условия, ТР ТС 007/2011О безопасности продукции легкой промышленности, требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999.".
В соответствии с п. 4.2.10 ГОСТ 21790-2005 "Ткани хлопчатобумажные и смешанные одежные. Общие технические условия" разрывная нагрузка и стойкость к истиранию готовых тканей должны соответствовать требованиям таблицы 4.
В соответствии с Таблицей 4 ГОСТ 21790-2005 установлено:
Наименование ткани |
Разрывная нагрузка полоски ткани размером 50х200 мм, Н (кгс), не менее |
Стойкость к истиранию по плоскости, циклы, не менее |
|
|
по основе |
по утку |
|
Джинсовые с поверхностной плотностью, г/м2: |
|
|
|
до 300 включ. |
785 (80) |
392 (40) |
2000 |
св. 300 " 375 " |
883 (90) |
490 (50) |
2500 |
" 375 |
981 (100) |
589 (60) |
3000 |
|
|
|
|
Следовательно, в соответствии с требованиями документации о закупке участник закупки вправе указать значение показателя плотности ткани менее 300 г/м2. При этом Заказчиком установлено требование к значению показателя стойкости к истиранию, которое позволяет участнику закупки указать значение показателя менее 2000 циклов, что не соответствует ГОСТ 21790-2005.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части установления нестандартного показателя.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 2.2.1 Части III документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Качество поставляемого товара должно соответствовать ГОСТам, действующим на момент поставки: ГОСТ 29298-2005, ГОСТ 11372-84, ГОСТ 25295-2003, ГОСТ 28000-2004, ГОСТ 11381-83, ГОСТ 33378-2015, ГОСТ28754-90, ГОСТ Р 53916-2010, ГОСТ 21790-2005, ГОСТ 31406-2009, ГОСТ 30327-2013, ГОСТ Р 53916-2010, ГОСТ31405-2009, ГОСТ 8541-2014, ГОСТ 31408-2009, ГОСТ 28631-2005, ГОСТ 5007-87, ГОСТ 31410-2009. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 "Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых" (с дополнениями и изменениями N 1 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам), Общие технические условия, ТР ТС 007/2011О безопасности продукции легкой промышленности, требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999.".
Таким образом, Заказчиком установлены требования о соответствии товаров перечню государственных стандартов, при этом документация о закупке не содержит указание на то, какие из товаров должны соответствовать каждому из перечисленных государственных стандартов, что затрудняет процесс заполнения первой части заявки, так как для заполнения заявки участник закупки обязан сопоставить наименования товаров, наименования государственных стандартов, требования к конкретным показателям товаров с целью определения требований Заказчика.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Например, согласно п. 4 "Брюки полушерстяные, шерстяные" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено следующее требование к товару: "Состав материала: шерсть не менее 30% и не более 65%, полиэстер, вискоза, эластан.".
В соответствии с пп. б) п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При этом инструкция содержит, в том числе следующий порядок заполнения: "При указании сведений о конкретных показателях товара участник размещения заказа обязан указывать полный состав ткани, из которой изготовлен товар, сумма процентных показателей должна равняться ста процентам.".
Заказчиком в документации о закупке не установлены требования к значениям показателей содержания полиэстера, вискозы и эластана, что противоречит ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, не позволяет определить потребность Заказчика, а также при отсутствии требований к значениям показателей не позволяет указать в первой части заявки значения показателей, соответствующих требованиям документации о закупке.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Кристалл" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 марта 2018 г. N 44-1581/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.04.2018