Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 6977-ЭП/18 от 21.03.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона наоказание услуг по комплексному содержанию, уходу и профессиональной уборке внутренних помещений, интерьеров, имущества, наружных территорий и фасада Концертного зала Мариинского театра, расположенного по адресу: ул. Писарева, д. 20, в2018-2019 годах (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 05.03.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100014218000085. Начальная (максимальная) цена контракта - 14 999 296,39 рублей.
В жалобе ООО "Инженерные сети"указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка описания объекта закупки.
Представитель Заказчика пояснил, что при формировании аукционной документации Заказчиком были соблюдены требования Закона о контрактной системе.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы, подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при формировании Технического задания Заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом, как уже отмечалось ранее, такие параметры не должны ограничивать количество участников закупки.
Комиссией УФАС установлено, что требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам товаров, используемых при оказании услуг, установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию документации об аукционе.
В своей жалобе Заявитель указывает, по нижеприведённым позициям Заказчиком установлены требования к используемым товарам, которые противоречат требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе.
В п.4, п. 6, п.15 установлены требования к размеру и цвету пада;
В п.5 установлены требования к размеру и цвету фланели;
В п. 38 установлены требования к размеру Нетканого нитепрошивного полотна;
В п. 51, 52, 53, 55 установлены требования к размеру, цвету, составу Протирочного материала;
В п. 54 установлены требования к размеру, цвету, составу Салфетки универсальной;
В п.56 установлены требования к размеру, цвету, составу Губки;
В п.76 установлены требования к диаметру, высоте и объему Оцинкованного ведра;
В п.77 установлены требования к широте дна, длине дна Пластикового ведра;
В п.100 установлены требования к Совку для мусора с закрывающейся крышкой;
В п.101 установлены требования к Щетке для совка;
В п. 102 установлены требования к Крышке на чехол для мусорного мешка;
В п.104 установлены требования к материалу колец цветового, кодирования, ширине
одного кольца цветового кодирования Телескопической ручки;
В п. 107 установлены требования к Крышке для ведер;
В п.108 установлены требования к Мешку для мопов;
В п. 109 установлены требования к Фиксатору;
В п.110 установлены требования к Моющей насадке;
В п. 111 установлены требования к Совку;
В п.112, 113 установлены требования к ведрам.
Из пояснений Заказчика следует, что установленные в документации требования к используемым товарам по вышеприведённым позициям определеныисходя из специфики закупаемых услуг и обусловлены удобством их оказания исполнителем. Кроме того, контракт предусматривает передачу неизрасходованных при оказании услуг товаров Заказчику после исполнения контракта.
Комиссия УФАС, проанализировав вышеприведённые требования к товарам, приходит к следующему выводу.
Из содержания документации об аукционе следует, что предметом рассматриваемой закупки являются услуги, которые должны быть оказаны Заказчику в рамках заключаемого контракта.
Как уже отмечалось, при осуществлении закупки Заказчик устанавливает требования, в том числе, к характеристикам товаров, которые должен использовать исполнитель при оказании услуг. При этом, устанавливая такие характеристики, Заказчик должен исходить из необходимости надлежащего удовлетворения своих нужд в закупаемых услугах.
Участник закупки в соответствии со ст. 66 Закона о контрактной системе, подавая заявку на участие в аукционе, в свою очередь, должен выразить своё согласие исполнить услуги в соответствии с установленными в документации требованиями, при этом, указав конкретные характеристики товаров, предлагаемые к использованию при оказании таких услуг, которые должны соответствовать требованиям, установленным в документации.
Анализ вышеперечисленных требований к товарным позициям свидетельствует о том, что установленные Заказчиком требования не влияют на качество оказываемых услуг, например, такие показатели, как размер и цвет товаров, используемых при уборке помещений (салфетки, протирочный материал, фланели), объём и высота ведра не могут влиять на качество предоставляемой услуги. Кроме того, предмет рассматриваемого аукциона не предполагает поставку указанных товаров Заказчику, а предполагает исключительно их использование при оказании услуг в качестве рабочего инвентаря.
Относительно пояснений Заказчика относительно того, что контрактом предусмотрен переход права собственности на товары, используемые исполнителем в рамках контракта, Комиссия УФАС находит не основанными на нормах Закона о контрактной системе, и положениях документации.
В частности, согласно п. 5.3.1 проекта контракта, в случае, если по окончании срока оказания услуг по Контракту не весь объем товара (моющиесредства, расходные материалы и пр.), был использован при оказании услуг по Контракту, тоИсполнитель обязан передать Заказчику по акту неиспользованные остатки таковых товаров(моющих средств, расходных материалов и пр.), для использования их Заказчиком приоказании услуг в следующем году.
При этом, контракт не предусматривает передачу Заказчику после завершения оказания услуг специального технологического оборудования и уборочного инвентаря, применяемых при оказании услуг уборки, в том числе, порядка и сроков такой передачи.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а такжетребования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что определив требования к потребительским свойствам товаров, полезные свойства которых не влияют на качество оказываемых услуг, и являются по своей сути требованиями к производственным мощностям и оборудованию, Заказчик нарушил положения ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Инженерные сети"обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 33 (п. 1 ч. 1 ст. 64) Законао контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
|
ФГБУК "Государственный академический Мариинский театр" Театральная пл., д. 1,Санкт-Петербург, 190000
ЭТП НЭП Тестовская, д. 10, Москва, 123112
ООО "Инженерные сети" ул. 4-я Советская, д. 14, лит. А, Санкт-Петербург, 191036
|
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 44-1557/18 об устранении нарушений законодательства о закупках
28.03.2018 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)на основании своего решения по делу
N 44-1557/18 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - ФГБУК "Государственный академический Мариинский театр" и его аукционной комиссии устранить нарушения ч. 3 ст. 33 (п. 1 ч. 1 ст. 64) Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0372100014218000085;
- внести изменения в документацию об аукционе, приведя её в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0372100014218000085 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0372100014218000085 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, аукционной комиссии представитьв Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 14.05.2018.
3. Оператору электронной площадки - ЭТП НЭП:
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Примечание.В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 марта 2018 г. N 44-1557/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.04.2018