Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБУДО Дом детского творчества "Современник" Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "Капстрой 47" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 7116/18 от 21.03.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений в здании ГБУ ДО ДДТ "Современник" Выборгского района Санкт-Петербурга по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Жени Егоровой, д. 10, к. 3, лит. А в 2018 году (извещение номер 0372200192018000001) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 15.03.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200192018000001. Начальная (максимальная) цена контракта - 998 871,12 рублей.
В жалобе ООО "Капстрой 47" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необосновнной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При описании в документации о закупке объекта закупки заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 3 "Требования к конкретным показателей (характеристик) товара или эквивалентности предлагаемого товара к поставке товара, товара используемого для выполнения работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие потребности Заказчика" к Техническому заданию.
Согласно Приложению N 3 к Техническому заданию Заказчиком установлена таблица с указанием перечня товаров, например:
1 |
Блоки дверные |
Требования установлены на основании п.35 локальной ведомости материаловN1 (Приложение N1 к Техническому заданию) |
2 |
Бруски |
Требования установлены на основании п.38 локальной ведомости материаловN1 (Приложение N1 к Техническому заданию) |
3 |
Винты самонарезающие |
Требования установлены на основании п.40 локальной ведомости материаловN1 (Приложение N1 к Техническому заданию) |
Также Заказчиком установлена таблица с указанием номера товара и номера показателя, например:
"Номер товара 1 Номер показателя 1 Наименование показателя Назначение; Номер товара 2 Номер показателя 1 Наименование показателя Назначение; Номер товара 3 Номер показателя 1 Наименование показателя Назначение; Номер товара 4 Номер показателя 1 Наименование показателя Назначение; Номер товара 5 Номер показателя 1 Наименование показателя Назначение; Номер товара 6 Номер показателя 1 Наименование показателя Назначение; Номер товара 7 Номер показателя 1 Наименование показателя Назначение; Номер товара 8 Номер показателя 1 Наименование показателя Назначение; Номер товара 9 Номер показателя 1 Наименование показателя Назначение; Номер товара 10 Номер показателя 1 Наименование показателя Назначение; Номер товара 11 Номер показателя 1 Наименование показателя Назначение_".
При этом помимо таблицы с указанием номера показателя Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию установлен перечень для соотнесения товара с номером показателя и требованием к показателю, например: "Номер таблицы 1 Номер товара 1 Номер показателя 1 значение показателя: должен быть предназначен для установки в жилых и общественных помещениях; Номер таблицы 1 Номер товара 2 Номер показателя 1 значение показателя: должно быть обрешётка потолков и полов при выполнении строительных и ремонтных работах; Номер таблицы 1 Номер товара 3 Номер показателя 1 значение показателя: должно быть крепления различных изделий к поверхностям из металла и пластмассы; Номер таблицы 1 Номер товара 4 Номер показателя 1 значение показателя: должно быть защита изоляции проводов и кабелей от механических повреждений об острые кромки торцов труб_".
Общий объем вышеуказанного перечня для соотнесения номера товара, номера показателя, наименования показателя и значения показателя составляет 68 страниц.
В соответствии с 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Документация об аукционе сформирована Заказчиком, таким образом, который ограничивает доступ к участию в аукционе участников закупки в связи с тем, что для подачи заявки участнику закупки необходимо соотнести все требования к значениям показателей с наименованиями показателей, с наименованиями товаров, с требованиями инструкции по заполнению первой части заявки, для чего участнику необходимо структурировать по порядку соотношение "показатель товара-значение показателя-позиция товара", также участнику закупки необходимо представить показатели товара соответствующие требованиям государственных стандартов, указание на которые содержится в аукционной документации.
Таким образом, в первой части заявки на участие в аукционе помимо сведений, необходимых для указания в соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе (например, страна происхождения товара, товарные знаки и т.д.), при этом участник должен подобрать товар и предоставить достоверные сведения о таком товаре в соответствии с требованиями технического задания, участнику закупки для заполнения первой части заявки в соответствии с установленной Заказчиком инструкцией порядка определения показателей в Приложении N 2 к Техническому заданию необходимо сопоставить (найти) требования к одному товару, сопоставить (найти) в инструкции к какому из показателей относится данный показатель, чтобы определить порядок его заполнения, подобрать существующий на рынке товар.
Таким образом, Заказчиком установлены положения документации о закупке (инструкция и техническое задание) способом, который создает дополнительные барьеры для участия в закупке, что нарушает принцип обеспечения конкуренции.
Помимо изложенного, согласно инструкции Заказчиком установлено: "Требования к показателям товара устанавливаются исключительно в "требованиях к значению параметров", во всех иных графах показатели товара представлены в неизменном виде. В случаях, прямо не описанных настоящей инструкции считать, что показатели и их значения являются неизменными и в таком же виде должны быть указаны в заявке".
Согласно Приложению N 3 к Техническому заданию Заказчиком установлены, например, следующие требования: "Номер товара 3 Требования к показателям товара не установлены. Номер товара 12 Требования к показателям товара не установлены; Номер товара 13 Требования к показателям товара не установлены; Номер товара 25 Требования к показателям товара не установлены_".
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать, в том числе конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Вместе с тем, согласно требованиям инструкции участник закупки в первой части заявки должен указать не конкретные показатели товара, а отсутствие установленного требования к конкретному показателю товара, что противоречит пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе и влечет в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматриваются нарушения ч. 2 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, выразившиеся в формировании документации об аукционе, ее отдельных разделов, таким образом, который направлен на необоснованное ограничение числа участников закупок.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Капстрой 47" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 марта 2018 г. N 44-1590/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.04.2018