Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 51" (далее - Заказчик):
Первой ассоциации производителей и продавцов изделий медицинского назначения (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 7926/18 от 29.03.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку скобяных изделий для нужд Заказчика (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 23.03.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200004318000018. Начальная (максимальная) цена контракта - 152 235,43 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, в части утверждения аукционной документации не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
1. Заявитель в жалобе указал на указание в обосновании начальной (максимальной) цены контракта товарных знаков, что противоречит законодательству о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 Закона о контрактной системе при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта установлено Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию, согласно которому, указан, например, следующий товар: "Лобзик Makita 4329".
Следовательно, обоснование начальной (максимальной) цены контракта содержит указание на товарный знак.
В соответствии с пп. б) п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию.
Таким образом, участник закупки в первой части заявки предоставляет значения показателей в соответствии с Приложением N 2 к Техническому заданию. Приложение N 2 к Техническому заданию товарные знаки, перечисленные в Приложении N 1 к Техническому заданию, не содержит. Указание в обосновании начальной (максимальной) цены контракта товарных знаков предназначено для определения начальной (максимальной) цены контракта и не влечет необходимость указания в первой части заявки данных товарных знаков.
2. Согласно доводам Заявителя документация о закупке содержит требования к товарам, которые не соответствуют объекту закупки.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно извещению о проведении аукциона и документации о закупке Заказчиком указано наименование объекта закупки: "Поставка скобяных изделий для нужд СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N51".".
Комиссия УФАС приходит к выводу, что наименование объекта закупки в соответствии с нормами Закона о контрактной системе должно соответствовать требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с п.п. 3.2, 3.3, 3.4, 3.8 ГОСТ 538-2014 "Изделия замочные и скобяные. Общие технические условия" установлены определения скобяных изделий: "3.2 скобяное изделие: Изделие, служащее для закрывания, навешивания, фиксирования или обеспечения функционирования открывающихся элементов строительных конструкций.
3.3 замочное (скобяное) накладное изделие: Изделие, корпус которого устанавливают на поверхности оконного или дверного блока.
3.4 замочное (скобяное) врезное изделие: Изделие, полностью врезанное в оконный или дверной блок.
3.8 замочное (скобяное) универсальное изделие: Изделие, установленное как на правые, так и на левые оконные и дверные блоки (включая переналаживаемые).".
Согласно Приложению N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к конкретным показателям, например, следующих товаров:
- бита магнитная,
- бур,
- дрель-шуруповерт аккумуляторная,
- дроссель электромагнитный 4х18 Вт,
- ключ гаечный накидной изогнутый универсальный 11х13 мм,
- круг отрезной по металлу 115х22х1 мм,
- кувалда кованая 4 кг,
- лобзик электрический,
- отвертка плоская 1000V 5.5х125 мм диэлектрическая,
- сверло по кафелю и стеклу 6х65 мм,
- шлифмашина угловая Вт.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлены требования к конкретным показателям товаров, которые не соответствуют наименованию объекта закупки.
Указание в извещении и документации о закупке наименования объекта закупки предназначено для возможности поиска пользователями единой информационной системы закупок, соответствующих сфере деятельности таких хозяйствующих субъектов. Следовательно, указание в качестве предмета закупки поставки скобяных изделий, но при этом установление в документации о закупке требований к поставке товаров, которые не являются скобяными изделиями, не позволяет хозяйствующим субъектам, деятельность которых направлена на поставку товаров, не указанных в предмете закупки, осуществить поиск данной закупки в единой информационной системе.
В действиях Заказчика выявлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в части установления в документации о закупке требований к товарам, которые не соответствуют наименованию объекта закупки, следовательно, объектом закупки не являются.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию опубликовано обоснование начальной (максимальной) цены контракта на основании ст. 22 Закона о контрактной системе, согласно которому товары, не являющиеся объектом закупки, включены в расчет начальной (максимальной) цены контракта.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Первой ассоциации производителей и продавцов изделий медицинского назначения частично обоснованной в части установления требований к товарам, которые не являются объектом закупки в соответствии с наименованием объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 апреля 2018 г. N 44-1694/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2018