Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
27.03.2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб надействия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",рассмотрев жалобуООО "Новострой" на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение работ по благоустройству территории Красноглинского внутригородского района городского округа Самара, в томчисле устройство ограждений вдоль гостевых и туристических маршрутов, озеленение объектов благоустройства в рамках подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу (извещение N 0142300048518000353, начальная (максимальная) цена контракта - 16 960 176,00 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Новострой" на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение работ по благоустройству территории Красноглинского внутригородского района городского округа Самара, в том числе устройство ограждений вдоль гостевых и туристических маршрутов, озеленение объектов благоустройства в рамках подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу (извещение N 0142300048518000353, начальная (максимальная) цена контракта - 16 960 176,00 рублей).
Согласно доводу жалобы ООО "Новострой" Заказчиком неверно выбран способ осуществления закупки.По мнению заявителя, предмет закупки по извещению N 0142300048518000353 соответствует кодам 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13).
ПредставителиЗаказчика, Уполномоченного органас доводами Заявителя не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе, документы, представленные Заявителем, Заказчиком, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
На основании части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 "Осуществление закупок" Закона о контрактной системе. При этом заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупоктоваров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системы.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 471-р.
Заявитель указывает код ОКПД, к которому, по его мнению, следует отнести предмет оспариваемой закупки: 43.12.11.190 Работы земляные прочие, не включенные в другие группировки. При этом заявитель не учитывает, что данный код входит в группировку 43.12. "Работы по подготовке строительной площадки". Соответственно все работы, указанные в данной группировке, в том числе земляные работы, связаны с подготовкой строительной площадки. Вместе с тем описание объекта закупки не свидетельствует о необходимости выполнения подобных работ.
Конкурсная документация по извещению N 0142300048518000353 подобных работ не содержит, ограждения, устанавливаемые согласно предмету закупки, не являются ограждениями в составе работ по строительству перечисленных объектов.
Код ОКПД 42 "Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства" включает группировку работ 41.11.10 "Дороги автомобильные и автомагистрали; строительные работы по строительству автомобильных дорог и автомагистралей", в которую входит позиция "дорожные ограждения".
В соответствии с пунктом 3 (подпункты 3.1, 3.11), ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст) дорожное ограждение - это техническое средство организации дорожного движения, а именно устройство, предназначенное для предотвращения съезда транспортного средства с обочины и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине и в полосе отвода дороги, на разделительной полосе (удерживающее ограждение для автомобилей), падения пешеходов с мостового сооружения или насыпи (удерживающие ограждения для пешеходов), а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение). Разделом 8 ГОСТ Р 52289-2004 установлены правила применения дорожных ограждений и направляющих устройств, в том числе требования к динамическому прогибу, рабочей ширине, уровню удерживающей способности дорожных ограждений с учётом степени сложности дорожных условий и участков автомобильных дорог.
Вместе с тем, предметом закупки является не дорожное ограждение, а иной вид ограждения, предусмотренный Правилами благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утверждёнными Постановлением Главы городского округа Самара от 10.06.2008 N 404 (пункт 34), а именно декоративное ограждение. В соответствии с пунктом 34 Правил благоустройства:
-на территориях внутригородских районов городского округа Самара могут устанавливаться ограждения, различающиеся: по назначению (декоративные, защитные, их сочетание), высоте (низкие - 0,3 - 1,0 м, средние
-1,1 - 1,7 м, высокие - 1,8 - 3,0 м), виду материала (металлические, железобетонные и др.), степени проницаемости для взгляда (прозрачные, глухие), степени стационарности (постоянные, временные, передвижные).
-дорожные ограждения и временные ограждения строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ устанавливаются в соответствии с действующими ГОСТами.
Закупка осуществляется заказчиком в рамках реализации Государственной программы Самарской области "Содействие развитию благоустройства территорий муниципальных образований в Самарской области на 2014 - 2020 годы", утверждённой Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 670, подпрограмма "Совершенствование системы благоустройства территорий муниципальных образований в Самарской области" на 2014-2020 годы.
Согласно разделу 1 подпрограммы, её мероприятия направлены на создание многообразия и высоких эстетических качеств застройки, гармонизацию среды, установление архитектурно-пространственной связи исторической застройки и новых кварталов; в связи с проведением в 2018 году на территории городского округа Самара Чемпионата мира по футболу необходимо создание городской среды, благоприятной не только для жизни населения, но и привлекательной для туризма. Реализовать указанные цели призваны мероприятия программы, в частности, порученное Администрации Красноглинского внутригородского района мероприятие по благоустройству и озеленению территорий, расположенных вдоль гостевых и туристических маршрутов (пункт 8.3.4 Плана мероприятий).
Учитывая вышеизложенную нормативную правовую базу, заказчиком при формировании описания объекта закупки, были заявлены именно работы по устройству декоративного ограждения, предназначенного для придания ландшафтам территорий района, расположенных вдоль гостевых туристических маршрутов, единообразного благоприятного эстетического облика. Поскольку данные объекты благоустройства не являются дорожными ограждениями в значении данного понятия, установленном законодательством, требований к данным объектам благоустройства, установленных для дорожным ограждений (ГОСТ Р 52289-2004) заказчик не предъявлял.
В составе кода ОКПД 42 также имеется позиция 42.99.19.142 "Ограды (заборы) металлические", в связи с чем поясняем, что предмет рассматриваемой закупки не подпадает под указанную позицию. Из общего названия ОКДП 42 "Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства" следует, что наименования группировки 42.99 "Сооружения и строительные работы по строительству прочих гражданских сооружений" следует, что в данную группировку включены строительные работы по строительству сооружений. В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЭ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Соответственно в группировку 42.99 входят сооружения, в том числе ограды (заборы) на промышленных предприятиях, складах, местах пребывания людей, перемещения грузов. Как отмечено выше, объект благоустройства - ограждение, работы по установке которого являются предметом закупки по извещению N 0142300048518000353, не может быть использован для каких-либо производственных целей, имеет целью использования - благоустройство и эстетическую корректировку ландшафта вдоль гостевых туристических маршрутов.
В связи с вышеизложенным работы, выполняемые согласно предмету закупки, не относятся к группировке 42 "Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства".
Код ОКПД 43 "Работы строительные специализированные" включает в себя позицию 43.29.12.110 "Работы по установке оград, заборов, защитных перильных и аналогичных ограждений. При рассмотрении данной позиции необходимо учитывать, что она находиться в составе подгруппы работ
43.29.12 "Работы по установке оград и защитных ограждений". В описании группировки работ отмечено, что ограждения могут быть установлены в различных местах (во дворах, вокруг игровых площадок, частных владений или производственных предприятий). Таким образом, речь однозначно идёт об ограждениях защитного характера по периметру соответствующих земельных участков, перечень мест их установки закрытый. Следовательно, ограждения, устанавливаемые согласно предмету закупки по извещению N 0142300048518000353, не подпадают под определение работ по коду 43.29.12.
Таким образом, позиция Заявителя жалобы о необходимости отнесения предмета закупки к кодам ОКПД 41.2, 42, 43 (кроме 43.13) не имеет правовых оснований и не подтверждается текстом описания объекта закупки, нарушений законодательства заказчиком при выборе способа закупки не допущено.
На основании изложенного, в действиях Заказчика не усматривается нарушений Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобуООО "Новострой"необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 27 марта 2018 г. N 260-5777-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2018