Резолютивная часть оглашена
23.03.2018 года г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "ТЛТ-Полимер" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на благоустройство дворовой территории многоквартирных домов муниципального района Сызранский по адресу: п. Сборный, ул. Школьная, д.2, д.4, д.6, ул. Новая, д.2, д.4, д.6 (извещение N 0142300000818000006, начальная (максимальная) цена контракта - 1 803 745 ,95 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "ТЛТ-Полимер" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на благоустройство дворовой территории многоквартирных домов муниципального района Сызранский по адресу: п. Сборный, ул. Школьная, д.2, д.4, д.6, ул. Новая, д.2, д.4, д.6 (извещение N 0142300000818000006) (далее - закупка).
Согласно доводам Заявителя, аукционная документация составлена с нарушениями законодательства.
Просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
Представитель Заказчика с доводами Заявителя не согласился, представил письменные возражения на жалобу, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе определено, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Комиссия Самарского УФАС России, изучив инструкцию по заполнению первых частей заявок на участие в электронном аукционе, выявила сложность в подготовке заявок. Инструкция содержит множество оговорок, исключений из общих правил, которые могут повлечь двоякое понимание положений инструкции, а также создать условия для злоупотребления со стороны заказчика.
Так, согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: "Применение заказчиком (участником размещения заказа (далее - участником)) союза "и", а так же запятых при перечислении показателей означает, что ему требуются (будут поставлены) материалы одновременно с каждым из указанных показателей, в этом случае участнику размещения заказа необходимо указать материалы со всеми перечисленными заказчиком показателями. Применение заказчиком союза "или" означает, участнику закупки необходимо указать материал только с одним из указанных показателей. Используемый в Техническом задании (Таблице) знак "/", читать как "и". Используемый знак "<", предлог "до", "менее" означает, что значение предлагаемое участник должно быть меньше значения установленного документацией об аукционе. Используемый знак ">", предлог "от", "более" означает, что значение предлагаемое участником должно быть больше значения установленного документацией об аукционе. Используемое сочетание "не менее" означает, что значение предлагаемое участник должно быть больше значения установленного документацией об аукционе, включая крайнее значение. Используемое сочетание "не более" означает, что значение предлагаемое участником должно быть меньше значения установленного документацией об аукционе, включая крайнее значение. Если после знака "<", предлога "до", "менее", знака ">", предлога "от", "более", "не более", "не менее" стоит двоеточие, то данное требование распространяется на все габаритные размеры, если двоеточия нет - то на первый размер. При описании характеристик товаров (материалов) используемый знак ";", "\" следует читать как союз "или", в этом случае участнику закупки необходимо указать материал только с одним из указанных показателей. При составлении заявки участнику размещения заказа в любом случае необходимо исключить употребление союзов "или", "либо". При одновременном использовании знаков ",", ";", предлогов "и", "или", "/", "\", заявка должна содержать значения, разделенные запятой, "и", "/", а из значений, разделенных точкой с запятой, "или", "\" должно быть выбрано одно значение; однако, если значения перечислены через запятую, "и", "/", а перед последним стоит точка с запятой, "или", "\", то требуется выбрать одно значение. При перечислении нужно употреблять союз "и" либо запятые. В случаях, когда значения показателя и/или параметра указано через "-", это означает, что Заказчику требуется конкретный показатель, крайние значения включаются. Применение "от", "до" в одном параметре означает, что участник оставляет все без изменений, так как заказчику требуется именно такой параметр и/или показатель. Если в наименовании параметра присутствуют слова в "интервале", в "диапазоне" то предлагаемое значение должно быть указано в виде интервала, указанного в соответствии с требованием нормативно-технической документации и не противоречащие ДОАЭФ, конкретное значение, в данном случае, не допустимо. Требуемые значения, содержащие в требуемом параметре слова "предельные отклонения" или "предельное отклонение" или "допустимое отклонение" или "допускаемые отклонения" и т.п. должны быть указаны участником размещения заказа индивидуально для каждого конкретного товара с учетом требований нормативных документов, в том числе ГОСТ, устанавливающем нормативные требования к конкретному описываемому товару и не могут равняться "0" (нулю) или иметь значения типа "отсутствует", "нет", "-", и т. п. Если установлено требование к предельному отклонению или допустимому отклонению с использованием знака "", одновременно знаков "+" (плюс) и "- " (минус), то необходимо предложить значения в отрицательную и положительную стороны от 0. К значениям показателей, которые не могут изменяться, позволяющим определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, относятся требуемые значения в виде слов, числовых значений, не имеющих разделения какими-либо знаками, условных обозначений (марок, типов, видов по нормативным документам), а также требуемые значения, указанные с символом "[ ]" независимо от других символов и знаков препинания. В случае указания в документации о торгах диапазона показателей, участнику в своей заявке необходимо указывать только один конкретный показатель из требуемых заказчиком, употребление при этом слов: "в пределах", "не более", "не менее", "не ранее", "не хуже", "+/-" (за исключением предельного отклонения или допустимого отклонения), "не выше", "не ниже", "до", "от", "более", "менее", "выше", "ниже", "допускается", "может", "примерно", "должно", "должно быть", "может быть", "около" и их производных, не допускается. Конкретные показатели, характеристики товара, используемого при выполнении работ, представляются в отношении каждого вида (типа) товара, используемого при выполнении работ, входящих в объект закупки. Не подлежат уточнению параметры товара, по своей сути имеющие интервальное или неконкретное значение, такие как фракция, вязкость, диапазон рабочих температур, предел рабочей температуры, предел влажности, расход материала, климатические показатели, предельные отклонения, размеры пиломатериалов. "()" (круглые скобки) носят уточняющий характер и не подлежат изменению. Допустимо предоставлять (в соответствии с ГОСТ) показатели, характеристики товара в неконкретном виде, если для их конкретизации необходимо проводить испытание партии товара, такие как содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, потеря массы при испытании, число коагуляции, массовая доля сероводорода и меркаптановой серы, прочность пленки при ударе на приборе типа У-1, отклонение от соосности головки, отклонения от круглости головок, угол заострения по граням, состав активных компонентов извести, Химический состав наплавленного металла, дефекты поверхности электродов, стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия, стойкость пленки к статическому воздействию минерального масла, блеск покрытия по фотоэлектрическому блескомеру, стойкость покрытия к статическому воздействию 0,5%-ного раствора моющего средства, условная светостойкость, стойкость пленки к статическому воздействию воды, твердость пленки, массовая доля фосфорсодержащих веществ, массовая доля неомыляемых веществ, количество испарившегося разжижителя, температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя.
В действиях Заказчика по указанным положениям Инструкции усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку они влекут риски возникновения ошибок при указании в первых частях заявок конкретных показателей товара.
Согласно сведениям, размещенным на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, участниками было подано 5 запросов разъяснений положений аукционной документации, что свидетельствует о наличии сложностей при подготовке заявок.
Действия Заказчика. Уполномоченного органа, утвердивших Инструкцию по заполнению заявок в спорной редакции, не могут быть обоснованы целями и принципами Закона о контрактной системе, не способствуют решению задач по расширению круга участников закупки и эффективному расходованию бюджетных средств, напротив, оторваны от юридических, экономических и социально-значимых результатов закупки.
Согласно Инструкции:
Если в наименовании параметра присутствуют слова в "интервале", в "диапазоне" то предлагаемое значение должно быть указано в виде интервала, указанного в соответствии с требованием нормативно-технической документации и не противоречащие ДОАЭФ, конкретное значение, в данном случае, не допустимо. Требуемые значения, содержащие в требуемом параметре слова "предельные отклонения" или "предельное отклонение" или "допустимое отклонение" или "допускаемые отклонения" и т.п. должны быть указаны участником размещения заказа индивидуально для каждого конкретного товара с учетом требований нормативных документов, в том числе ГОСТ, устанавливающем нормативные требования к конкретному описываемому товару и не могут равняться "0" (нулю) или иметь значения типа "отсутствует", "нет", "-", и т. п.
В соответствии с Техническим заданием:
"Щебень из осадочных и метаморфических или изверженных пород. Фракцией св. 10 до 20 мм\св. 15 до 20 мм/ св. 20 до 40 мм. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе до 50. Марка под дробимости не менее 600. Потеря массы при испытании щебня, % в сухом состоянии до 24. Потеря массы при испытании щебня, % в насыщенном водой состоянии до 28. Потеря массы при испытании щебня, % из интрузивных пород до 34. Потеря массы при испытании щебня, % из эффузивных пород до 20."
Согласно Инструкции участнику закупки нужно выбрать или из метаморфических пород или изверженных пород.
Согласно ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия (с Изменениями N 1-4)
4.4.2 Марки по дробимости щебня из осадочных и метаморфических пород должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 3, а марки по дробимости щебня из изверженных пород - в таблице 4.
Таблица 3
|
|
|
Марка по дробимости щебня из осадочных и метаморфических пород |
Потеря массы при испытании щебня, % |
|
|
в сухом состоянии |
в насыщенном водой состоянии |
1200 |
До 11 включ. |
До 11 включ. |
1000 |
Св. 11 до 13 |
Св. 11 до 13 |
800 |
" 13 " 15 |
" 13 " 15 |
600 |
" 15 " 19 |
" 15 " 20 |
400 |
" 19 " 24 |
" 20 " 28 |
300 |
" 24 " 28 |
" 28 " 38 |
200 |
" 28 " 35 |
" 38 " 54 |
Заказчиком расширен диапазон, указанный в ГОСТ. Вместе с тем, в аукционной документации отсутствует обоснование использования нестандартных показателей, что нарушает пункт 2 части 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Более широкий диапазон, установленный Заказчиком, позволяет участникам закупки указать значения, соответствующие требованиям Заказчика, однако противоречащие ГОСТу.
Таким образом, Заказчик допускает указывать недостоверную информацию, что влечет за собой отклонение заявки в силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, состав административного правонарушения, предусмотренный частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Согласно сведениям, размещенным на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, участниками было подано 5 запросов разъяснений положений аукционной документации, что свидетельствует о наличии сложностей при подготовке заявок.
Доводы ООО "ТЛТ-Полимер" в остальной части своего подтверждения не находят. На основании изложенного, Комиссией Самарского УФАС России принято решение о признании жалобы частично обоснованной.
В соответствии с пунктом 3.36. Административного регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На момент рассмотрения жалобы у Комиссии Самарского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенные нарушения могли повлиять на результаты закупки.
С учетом изложенного, Комиссией Самарского УФАС России принято решение предписание не выдавать.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТЛТ-Полимер" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3.Предписание об устранении нарушений, допущенных при осуществлении закупки не выдавать.
4.Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии:
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 23 марта 2018 г. N 213-13619-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.04.2018