Резолютивная часть оглашена
29.03.2018 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:заместителя председателя комиссии - Заместителя руководителя управления А.Р. Б., специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Самарского УФАС России А.В.Т., специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Самарского УФАС России А.С.М.,
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ООО "ОПТ-СНАБ", ООО "ВМВ-Сервис ТТ", ООО "ВолгаСтройКонсалт"на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Пожарное депо на два пожаровыезда в РЖС Гранный, расположенное по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск ул. Гранная, у. 1/Б" (извещение N 0142300013118000046, начальная (максимальная) цена контракта - 13 667 815,52 рублей),
в присутствии представителя: от Заказчика -Н.А.В (распоряжение N Р-723 от 10.10.2017 г.), от заявителей, уполномоченного органапредставители не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств не заявляли,
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "ОПТ-СНАБ", ООО "ВМВ-Сервис ТТ", ООО "ВолгаСтройКонсалт" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Пожарное депо на два пожаровыезда в РЖС Гранный, расположенное по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск ул. Гранная, у. 1/Б" (извещение N 0142300013118000046, начальная (максимальная) цена контракта - 13 667 815,52 рублей).
Согласно доводам ООО "ОПТ-СНАБ":
1. В документации отсутствует информация об источнике финансирования закупки.
2. Установил требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Согласно доводам ООО "ВМВ-Сервис ТТ":
1. В документации установлены излишние требования к выполняемым работам, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
2. В документации неправомерноустановлены требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки.
3. Заказчикнеправомерно изменил порядок заполнения заявки.
4. Заказчиком неправомерно допущены разночтения в указании информации об источнике финансирования закупки.
Согласно доводам ООО "ВолгаСтройКонсалт":
1. В документации не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки.
2. Заказчик допущено ограничение участия в аукционе, путем указания в документации двух приложений к описанию объекта закупки.
3. Заказчик допущено ограничение участия в аукционе, путем некорректного составления документации.
Заявители просят признать жалобы обоснованными, аннулировать результаты проведения электронного аукциона, привлечь виновных лиц к административной ответственности, провести внеплановую проверку, выдать заказчику предписание об устранении нарушений,
Представитель Заказчика просилв удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставил письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы Заказчика, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1. Согласно доводу ООО "ВМВ-Сервис ТТ в документации отсутствует информация об источнике финансирования закупки.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пункту 22 Информационной карты источник финансирования закупки - бюджет городского округа Новокуйбышевск.
Согласно пункту 2.2. Проекта муниципального контракта, источник финансирования - бюджет городского округа Новокуйбышевск в том числе: денежные средства городского бюджета, денежные средства областного бюджета.
Из устных пояснений заказчика установлено, что бюджет городского округа Новокуйбышевск формируется на основе городского и областного бюджетов.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что Извещение о проведении Аукциона (далее - Извещение)содержит указание о размещении информации об источнике финансирования в Приложение N3.
Таким образом, заказчик в документации об электронном аукционе разместил информацию об источнике финансирования, указав на это в Извещение, из чего следует, что довод ООО "ОПТ-СНАБ" не обоснован.
2. Согласно доводу ООО "ВМВ-Сервис ТТ в документации неправомерно установлены требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии cподпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, при заключении контракта на поставку товара, должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: "В случае, если заказчиком для определения соответствия товара используется значение показателя со словами, связками слов, знаками:
- "не менее", "не ниже", "от" - участником устанавливается конкретное значение равное или превышающее указанное, за исключением случаев, предусмотренных документацией*.
- "не более", "не выше", "до" - участником устанавливается конкретное значение равное или менее указанного, за исключением случаев, предусмотренных документацией*.
- "более", "выше", "свыше", ">" - участником устанавливается конкретное значение, превышающее указанное, за исключением случаев, предусмотренных документацией*,
- "менее","ниже", "<" - участником устанавливается конкретное значение меньше указанного за исключением случаев, предусмотренных документацией*.
- "-" (дефис), ""от" -"до" ", ""не менее" - "не более"" и т.д. - участником
устанавливается конкретное значение в рамках указанного, включая предельные (крайние) показатели, за исключением случаев, предусмотренных документацией*.
*Исключением являются только те случаи (все типы случаев описаны в данной инструкции) когда: в аукционной документации прямо указано, что определенный показатель(или определенные типы, виды показателей в том числе и характеристики) диапазонный, не конкретизируется, конкретный, неизменный,диапазонный(в том числе: показатели климатических, температурных условий и характеристик, фракции); невозможно определить точно;невозможно определить; соответствие НД; конкретное наименование.
На основе изложенного установлено, что Заказчик не обязывает участника закупки конкретизировать характеристики товара в тех случаях, когда невозможно представить конкретный показатель.
Кроме того, установлено, что поступило 6 запросов о разъяснении положений документации, на каждый из которых Заказчиком был дан ответ.
Вместе с тем, установлено, что в разъясненииположений документации N 5 заказчиком указано: если показатель на момент подачи заявки невозможно определить точно (если ГОСТ и завод изготовитель товара не конкретизирует значение), то допускается (с указанием слов не менее и т.д.) указывать диапазонное значение показателя(например: Количество испарившегося разжижителя, Условная вязкость, значение вязкости по Брукфельду), но с обязательным указанием, к каждому такому показателю, что показатель невозможно определить точно.
Таким образом, следует что Заказчиком установлены требования в зависимости от своих потребностей, специфики его деятельности и целей, которые необходимо достигнуть путем получения результата работ по контракту.
На основании изложенного, довод заявителя не обоснован.
3. Согласно доводу ООО "ВМВ-Сервис ТТ" в документации установлены излишние требования к выполняемым работам, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Согласно подпунктам 29-33 пункта 33 Информационной карты выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств не менее 15 процентов цены настоящего контракта по следующим видам работ:
29. Устройство туннелей
30. Устройство штолен
31. Устройство искусственных сооружений
32. Дноуглубительные и водолазные работы
33. Гидротехнические работы
34. Благоустройство
Из пояснений Заказчик установлено, что подпункты 29-33 Информационной карты предусмотрены в связи с характером проводимых работ иместом выполнения работ.
Обоснований неправомерного включения подпунктов 29-33 Информационной карты в документацию Заявителем не приведено.
4. Согласно доводу ООО "ВМВ-Сервис ТТ" в документации неправомерно установлены требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 3.1. ГОСТ 125-79 "Вяжущие гипсовые. Технические условия" минимальный предел прочности каждой марки вяжущего должен соответствовать значениям, приведенным в табл.1.
Таблица 1
|
|
|
Марка вяжущего |
Предел прочности образцов-балочек размерами 40х40х160 мм в возрасте 2 ч, МПа (кгс/см), не менее |
|
|
при сжатии |
при изгибе |
Г-2 |
2(20) |
1,2(12) |
Г-3 |
3(30) |
1,8(18) |
Г-4 |
4(40) |
2,0(20) |
Г-5 |
5(50) |
2,5(25) |
Г-6 |
6(60) |
3,0(30) |
Г-7 |
7(70) |
3,5(35) |
Г-10 |
10(100) |
4,5(45) |
Г-13 |
13(130) |
5,5(55) |
Г-16 |
16(160) |
6,0(60) |
Г-19 |
19(190) |
6,5(65) |
Г-22 |
22(220) |
7,0(70) |
Г-25 |
25(250) |
8,0(80) |
Комиссией УФАС России установлено, что согласно Инструкции "от" является полным эквивалентом "не менее".
Вместе с тем, из письменных пояснений Заказчика установлено, что участник закупки должен представить информацию о показателях товаров, установленных в "Приложение к описанию объекта закупки, требуемые характеристики", в то время как "Приложение N1 к Описанию объекта закупки" является рекомендуемой формой.
Таким образом, довод заявителя не обоснован.
4. Согласно доводу ООО "ВМВ-Сервис ТТ" неправомерно изменил порядок заполнения заявки.
Согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе при описании предлагаемого товара (материала), участник размещения заказа, должен указывать характеристики согласно требованиям, изложенным в приложениях "Приложение к описанию объекта закупки, требуемые характеристики", "Приложение НД", "Раздел 5", "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе", где указаны максимальные и (или) минимальные значения (в том числе в виде ссылки на НД) соответствующий выбранной характеристики, значения показателей, которые не могут изменяться, не нормируются, диапазонные, а так же требования к применению (использованию и указанию) и описанию участником закупки товара.
Согласно Разъяснению положений документации об электронном аукционе от 12.03.2018 NРД2: если в нормативном документе (ГОСТе) не указано конкретное значение температурных характеристик, то участник указывает диапазонное значение температурных характеристик (не ниже, не выше_); Участник размещения заказа, при указание конкретных характеристик растворителя должен выбрать цвет "Бесцветный или слегка желтоватый однородный, прозрачный, без видимых взвешенных частиц.". Формулировка должна остаться исходной; если в нормативном документе (ГОСТе) не указано конкретное значение температурных характеристик, то участник указывает диапазонное значение температурных характеристик (не ниже, не выше_). При указании конкретного значения, достаточно указать его в графе "Варианты значений показателя с возможностью выбора".
Из вышеизложенного следует, что Заказчик в Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе не обязывает участника закупки конкретизировать характеристики товара в тех случаях, когда невозможно представить конкретный показатель, что не противоречит данным разъяснениям по запросу, а противоречий между запросами на разъяснение и документацией нет.
Таким образом, довод ООО "ВМВ-Сервис ТТ" не обоснован.
5. Согласно доводу ООО "ВМВ-Сервис ТТ" Заказчиком неправомерно допущены разночтения в указании информации об источнике финансирования закупки.
Из письменных пояснений Заказчика установлено, что в Извещение о проведении электронного аукциона допущена техническая ошибка.
Вместе с тем, Приложение N3 содержит корректную информацию.
Таким образом, довод Заявителя не обоснован.
Кроме того, установлено, что ООО "ВМВ-Сервис ТТ" запросов о разъяснении положений документации не подавал.
6. Жалоба ООО "ВолгаСтройКонсалт" поступила в Самарское УФАС России 27.03.2018 г. (вход. N 2112 от 27.03.2018 г.). Данная жалоба подана по истечении срока, установленного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе (дата и время окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 23.03.2018 г. в 08 часов 00 минут, жалоба поступила в Самарское УФАС России - 27.03.2018 г. в 09 часов 00 минут).
На основе вышеизложенного, жалоба ООО "ВолгаСтройКонсалт" оставлена Комиссией без рассмотрения.
Вместе с тем, Комиссия Самарского УФАС отмечает, что на участие в электронном аукционе подано 10 заявок.
В связи с изложенным, доводыООО "ОПТ-СНАБ", ООО "ВМВ-Сервис ТТ" признаны необоснованными. Жалоба ООО "ВолгаСтройКонсалт" оставлена без рассмотрения.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "ОПТ-СНАБ", ООО "ВМВ-Сервис ТТ" необоснованными.
2. Жалобу ООО "ВолгаСтройКонсалт" оставить без рассмотрения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии: А.Р. Б.
Члены комиссии: А.В.Т.
А.С. М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 29 марта 2018 г. N 281-5973-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2018