Резолютивная часть оглашена
27.03.2018 года г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобы ООО "Солнечная долина", ООО "ОПТ-СНАБ", ООО "ТЛТ-Полимер" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на благоустройство дворовых территорий многоквартирных жилых домов (работы по установке скамеек и урн, ремонту и обустройству детских, спортивных площадок, озеленению территории, ремонту и обустройству контейнерных площадок, ремонту и устройству ограждений придомовых территорий, ремонту и обустройству площадок для отдыха и для сушки белья) (извещение N 0142300001218000089, начальная (максимальная) цена контракта - 7 561 846 ,80 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы жалобы ООО "Солнечная долина", ООО "ОПТ-СНАБ", ООО "ТЛТ-Полимер" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на благоустройство дворовых территорий многоквартирных жилых домов (работы по установке скамеек и урн, ремонту и обустройству детских, спортивных площадок, озеленению территории, ремонту и обустройству контейнерных площадок, ремонту и устройству ограждений придомовых территорий, ремонту и обустройству площадок для отдыха и для сушки белья) (извещение N 0142300001218000089) (далее - закупка).
Согласно доводам ООО "Солнечная долина":
1. Заказчиком установлены нестандарные показатели по пункту "бетон".
2. Участник закупки не может определить объем требуемых Заказчику гвоздей.
3. Заказчиком установлены требования к песку, вводящие в заблуждение участников закупки.
4. Заказчиком установлены требования к шкурке шлифовальной, вводящие в заблуждение участников закупки.
5. Заказчиком неправомерно установлены требования к олифе комбинированной.
6. Заказчиком установлены требования к шпатлевке, вводящие в заблуждение участников закупки.
7. Заказчиком установлены требования к песку, вводящие в заблуждение участников закупки.
8. Разделы документации "Общая часть" и "Проект муниципального контракта" противоречат друг другу в части требований к банковской гарантии.
В соответствии с доводами жалобы ООО "ОПТ-СНАБ":
1. Заказчиком установлена ненадлежащая Инструкция по подготовке заявок на участие в закупке.
2. Заказчик при описании объекта закупки умышленно усложняет подготовку заявок на участие в закупке.
ООО "ТЛТ-Полимер" в жалобе указывает, что Заказчиком установлены излишне многочисленные требуемые характеристики, требования к показателям товаров, значения которых становятся известными лишь при испытании определенной партии товара. Кроме того, Заказчик намеренно усложняет процедуру подготовки заявки на участие в закупке.
ООО "ОПТ-СНАБ" указывает, что Инструкция по заполнению первых частей заявок создает условия для ограничения конкуренции. Указывает, что Заказчик при описании объекта закупки умышленно усложняет процедуру подготовки заявок.
Заявители просят признать жалобы обоснованными, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
Представители Заказчика с доводами Заявителей не согласились, представили письменные возражения на жалобы, просили в удовлетворении жалоб отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1. ООО "Солнечная долина" указывает, что Заказчиком установлены нестандарные показатели по пункту "бетон".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Согласно описанию объекта закупки "Работы выполняются в объеме, определенном дефектными ведомостями (Приложения N 1 к ООЗ), локальными ресурсными сметными расчетами (Приложения N 2 к ООЗ), с использованием материалов, характеристики и требования к которым устанавливаются настоящим описанием объекта закупки, локальными ресурсными сметными расчетами, требованиям к оборудованию и материалам (Приложения N3 к ООЗ), являющимися неотъемлемой частью описания объекта закупки", "Используемые при формировании заявки и производстве работ материалы должны соответствовать характеристикам, предложенным участником на основании сведений и требований настоящего описания объекта закупки и приложений к настоящему описанию объекта закупки".
Кроме того, ООЗ содержит перечень приложений, являющихся неотъемлемой частью описания объекта закупки. Описание объекта закупки является единым документом и приложения являются его неотъемлемой частью, о чем в нем прямо и говорится. Заявку необходимо готовить используя все приложения к ООЗ.
В жалобе приведена таблица содержания отдельных фракций крупного заполнителя в составе бетона из ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые".
Согласно п.4.7.1 указанного ГОСТ " Заполнители для бетона выбирают по зерновому составу, прочности, морозостойкости, плотности, содержанию пылевидных и глинистых частиц, наличию и содержанию вредных и посторонних загрязняющих примесей, радиационно-гигиенической характеристике и другим показателям качества по ГОСТ 8267 и ГОСТ 8736".
Следовательно характеристики заполнителя бетона нужно брать из ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ", пункт 4.2.1. Соответствующие разъяснения были даны Заказчиком на запрос участника закупки.
Согласно п.7.9 Инструкции по заполнению заявки: "Предлагаемый товар (материал) должен соответствовать как требованиям исходного государственного стандарта, технического регламента, на который в документации имеется конкретное указание, так и требованиям сопутствующих государственных стандартов, технических регламентов, на которые имеются ссылки в исходном стандарте, регламенте, указанном заказчиком".
Для заполнения заявки выбирать фракцию не было необходимости (Согласно аукционной документации: "Не подлежат уточнению параметры товара, по своей сути имеющие интервальное или неконкретное значение, такие как фракция, вязкость...").
На основании изложенного, данный довод жалобы ООО "Солнечная долина" признается необоснованным.
2. Заявитель указывает, что разделы документации закупки, на которые ссылается Заказчик в ответе на запрос разъяснений, не содержат указания на конкретное количество материала с каждой запрашиваемой характеристикой, только общее количество гвоздей.
Установлено, что в документации указаны все возможные варианты применяемых гвоздей. Согласно локальным ресурсным сметным расчетам объем гвоздей указывается весом.
Данный довод Заявителя своего подтверждения не находит.
3. Пункт 16 Приложения 3.1. содержит требование к материалу "Песок природный для строительных работ: класс песка I/II". В зависимости от зернового состава : "_" средний, мелкий "_". Выбор по зерновому составу не соответствует положениям смет, предусматривающих использование при выполнении работ песок для строительных работ только средний.
На запрос участника Заказчик отвечает, что участник может описать средний песок. Вместе с тем, содержание смет и Приложения 3.1. в этой части противоречат друг другу. Документация не позволяет достоверно определить требования какого из ее разделов являются обязательными, приоритетными перед другими разделами. Так же согласно Инструкции использование запятых при перечислении показателей означает, что Заказчику требуются материалы одновременно с каждым из указанных показателей. В этом случае участнику необходимо указать материалы со всеми перечисленными заказчиком показателями.
Данный довод признается Комиссией Самарского УФАС России обоснованным. В действиях Заказчика усматриваются нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. ООО "Солнечная долина" указывает, что Положения Приложения 3.1. противоречат иным положениям аукционной документации, не позволяя участнику определить, какой именно материал необходим Заказчику.
Пункт 21 Приложения 3.1. содержит следующее требование к материалу: "Шкурка шлифовальная, которая должна быть со следующими характеристиками: однослойная с зернистостью от 20 до 40 включительно.
Однако в приложении 2.1 к 003 в смете в пункте 25 указано "Шкурка шлифовальная двухслойная с зернистостью 40-25" (аналогичные указания в Приложениях 2.2 и 3.2; Приложениях 2.3 и 3.3.).
Положения Приложения 3.1. противоречит иным положениям аукционной документации, не позволяя участнику определить какой именно материал необходим Заказчику.
Данный довод признается Комиссией Самарского УФАС России обоснованным. В действиях Заказчика усматриваются нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. Согласно доводу Заявителя, пункт 10 Приложения 3.3. содержит требование к материалу Олифа комбинированная, марки К-3, а именно: "цвет по йодометрической шкале должен быть, мг йода, не темнее 700. Условная вязкость по вискозиметру ВЗ-246 (или ВЗ-4) с диаметром сопла 4 мм при температуре (20+0,5) оС должен быть, с, от 20 до 60".
Согласно Инструкции используемый знак "<", предлог "до", "менее" означает, что значение предлагаемое участник должно быть меньше значения установленного документацией об аукционе, если только не указано "включительно". Используемый знак ">", предлог "от", "более" означает, что значение предлагаемое участником должно быть больше значения установленного документацией об аукционе, если только не указано "включительно".
Установлено, что данный диапазон установлен Заказчиком в соответствии с ГОСТ 32389-2013 и в соответствии с Инструкцией могут быть не конкретизированы участником закупки
6. В соответствии с ГОСТ 10277-90 "Шавтлевки. Технические условия" степень перетира определяется испытанием.
Показатели, определяемые испытаниями не требует конкретизации и указываются в соответствии с ГОСТ.
Согласно инструкции по заполнению заявки: "Допустимо предоставлять (в соответствии с ГОСТ) показатели, характеристики товара в неконкретном виде, если для их конкретизации необходимо проводить испытание партии товара".
Данный довод Заявителя признается необоснованным.
7. Пункт 15 Приложения 3.4 содержит требование к материалу "Песок природный для строительных работ: "Класс песка I/II. В зависимости от зернового состава повышенной крупности; крупный; средний, мелкий; очень мелкий. Модуль крупности не более 3,5. Полный остаток на сите с сеткой N 063 не более 75 % по массе. Содержание зерен (% по массе) крупностью свыше 10 мм до 5 или не допускается. Содержание зерен (% по массе) крупностью свыше 5 мм не менее 5 или не допускается. Содержание зерен (% по массе) крупностью менее 0,16 мм до 20 или не нормируется. Содержание пылевидных и глинистых частиц (% по массе) до 10".
Установлено, что Заказчиком при описании материала используются расширенные по сравнению со сметами показатели.
Последними предусмотрен только песок средний. Кроме того согласно ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ модуль крупности должен быть св. 2,0 до 2,5. Полный остаток на сите с сеткой N 063 должен быть до 45 % Содержание пылевидных и глинистых частиц (% по массе) должно быть не более 3.
Таким образом, Заказчиком при описании объекта закупки используются нестандартные показатели. Вместе с тем, в документации закупки отсутствует обоснование использования нестандартных показателей. Данный довод жалобы признается обоснованным.
8. ООО "Солнечная долина" указывает, что разделы документации "Общая часть" и "Проект муниципального контракта" противоречат друг другу в части требований к банковской гарантии.
Согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что общая часть документации содержит требования к банковской гарантии в соответствии со статьей 45 Закона о контрактной системе. Положения проекта муниципального контракта конкретизируют эти положения с учетом требований Постановления Правительства РФ N1005 от 08.11.2013 г. "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Данный довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
На основании вышеизложенного, жалоба ООО "Солнечная долина" признается частично обоснованной.
ООО "ТЛТ-ПОЛИМЕР" в жалобе процитированы выдержки из пункта 7.9 Инструкции по заполнению заявки и если первые три пункта говорят о показателях материала, то четвертый не имеет к показателям отношения и говорит о применении государственных стандартов.
Согласно ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ" плотность зерен от 2,0 до 3,0 г/см3.
В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки "не подлежат уточнению параметры товара, по своей сути имеющие интервальное или неконкретное значение", поэтому выбирать конкретный показатель участнику закупки не нужно, допустимо указать в диапазоне от 2,0 до 3,0 или 2,0-3,0.
Согласно ГОСТ 8736-14 "Песок для строительных работ" (таблица 3) "Содержание зерен крупностью св. 10 мм, св.5 мм, менее 0,16 мм" - это не показатель материала, а наименование самого параметра, который указывается в соответствии с ГОСТ.
Установлено, что по позициям, указанным в жалобе ООО "ТЛТ-ПОЛИМЕР", участник закупки вправе не конкретизировать показатели материалов, конкретизировать которые на этапе подачи заявки невозможно.
На основании изложенного, данный довод жалобы признается Комиссией Самарского УФАС России необоснованным.
Нарушений в действиях Заказчика при описании объекта закупки в части габаритных размеров, геометрических размеров Комиссией Самарского УФАС России не установлено.
Жалоба ООО "ТЛТ-ПОЛИМЕР" признается Комиссией Самарского УФАС России необоснованной.
ООО "ОПТ-СНАБ" указывает, что Инструкция по заполнению первых частей заявок создает условия для ограничения конкуренции.
Комиссия Самарского УФАС России, изучив инструкцию по заполнению первых частей заявок на участие в электронном аукционе, выявила сложность в подготовке заявок. Инструкция содержит множество оговорок, исключений из общих правил, которые могут повлечь двоякое понимание положений инструкции, а также создать условия для злоупотребления со стороны заказчика.
Вместе с тем, Заявителем не указаны конкретные положения инструкции, по его мнению, противоречащие друг другу либо невозможные к исполнению.
Кроме того, заявитель указывает, что Заказчик при описании объекта закупки умышленно усложняет процедуру подготовки заявок.
Установлено, что в дефектных ведомостях указываются виды и объемы работ, сметная документация составляется на основании дефектных ведомостей и кроме видов и объемов работ содержит информацию о стоимости всего объекта, комплексов работ и отдельных видов работ.
Все приложения к описанию объекта закупки служат цели наиболее полного описания предмета закупки в соответствии с потребностями заказчика и для удобства описания и, в последующем, выполнения работ разбиты по адресам выполнения работ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования к материалам создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
В соответствии с пунктом 3.36. Административного регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Установлено, что на участие в закупке подано 8 заявок.
С учетом изложенного, Комиссией Самарского УФАС России принято решение предписание об устранении нарушений, допущенных при осуществлении закупки не выдавать, поскольку указанные нарушения не повлияли на результат закупки.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Солнечная долина" частично обоснованной.
2. Признать жалобы ООО "ОПТ-Снаб", ООО "ТЛТ-Полимер" необоснованными.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Предписание об устранении нарушений, допущенных при осуществлении закупки не выдавать.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии:
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 27 марта 2018 г. N 258-12331-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2018