Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Специализированное монтажно-наладочное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектно-изыскательных работ по объекту "строительство канализационных очистных сооружений в п. Железнодорожный" (изв. N 0356300000718000008),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300000718000008 Заказчиком проводился открытый конкурс на выполнение работ по разработке проектно-изыскательных работ по объекту "строительство канализационных очистных сооружений в п. Железнодорожный".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 22.03.2018 г. заявка подателя жалобы признана несоответствующей требованиям конкурсной документации ввиду непредставления Заявителем выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.
В п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Объектом закупки, как указано выше, является выполнение работ по разработке проектно-изыскательных работ по объекту "строительство канализационных очистных сооружений в п. Железнодорожный".
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (ч. 1 ст. 2 Закона о закупках).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В п/п "г" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о закупках установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 5 ст. 51 Закона о закупках предусмотрено, что требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч. 6 названной статьи).
Согласно условиям документации о закупке (Раздел II) участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
В соответствии с положениями п. 3.4.1 конкурсной документации, заявка на участие в конкурсе должна содержать:
р) Документы, подтверждающие соответствие участника конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным в подпункте 1 пункта 17 настоящей Информационной карты, или копии таких документов:
- Выписка из реестра членов саморегулируемой организации (по форме утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 г. N 58), выданная не ранее чем за месяц до даты окончания срока подачи заявок, подтверждающая, что участник закупки является членом в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.*
В силу ч. 2 ст. 53 Закона о закупках, заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Часть. 3 ст. 53 Закона о закупках установлено, что Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В составе заявки подателя жалобы представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, выданная 01.03.2018 г. СРОА "Межрегионпроект" г. Ижевск (регистрационный номер в государственном реестре СРО-П-103-24122009). Выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий Заявителем в составе заявки не представлена.
Следовательно, в действиях Конкурсной комиссии, рассматривающей заявки участников закупки исключительно на соответствие требованиям конкурсной документации, нарушений Закона о закупках не имеется.
Относительно доводов жалобы, касающихся положений конкурсной документации, Комиссия отмечает, что в соответствии с ч. 3 ст. 105 Закона о закупках, жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса, окончание срока подачи заявок на участие в закупке - 19.03.2018 г. в 09:00 часов. Жалоба в адрес Пермского УФАС подана 29.03.2018 г., то есть по истечении регламентированного Законом о закупках срока.
Исходя из изложенного, жалоба ООО "СМНП ЖКХ УР" на положения конкурсной документации не подлежит рассмотрению.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено, что согласно п. 4.14 проекта контракта, подрядчик обязан согласовывать с Муниципальным заказчиком привлекаемых к исполнению своих обязательств по настоящему контракту других лиц (субподрядчиков). Генеральный подрядчик обязан по требованию Муниципального заказчика представлять копии договоров, заключенных со сторонними специализированными (субподрядными) организациями.
Подрядчик несет перед Муниципальным заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, субподрядчиком, а также за убытки, причиненные участием субподрядчика в исполнении настоящего контракта, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение Муниципальным заказчиком обязательств по контракту (п. 4.15 проекта контракта).
Комиссия отмечает, что в соответствии с ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий (ч. 5.2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Учитывая изложенное, Комиссия отмечает, что если проектом контракта на подготовку проектной документации предусмотрены задание на выполнение инженерных изысканий и возможность привлечения для исполнения контракта других лиц, то участник закупки, являющийся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, вправе привлечь для выполнения инженерных изысканий субподрядную организацию.
Согласно ч. 2 ст. 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
С учетом изложенного выше, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что что для соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, в рассматриваемом случае, достаточно являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и представить в составе заявки соответствующую выписку.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования ч. 6 ст. 31, ч. 5 ст. 51 Закона о закупках.
В указанных действиях Заказчика присутствуют признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Специализированное монтажно-наладочное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики" на действия Конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектно-изыскательных работ по объекту "строительство канализационных очистных сооружений в п. Железнодорожный" (изв. N 0356300000718000008) необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Специализированное монтажно-наладочное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики" на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектно-изыскательных работ по объекту "строительство канализационных очистных сооружений в п. Железнодорожный" (изв. N 0356300000718000008) не подлежащей рассмотрению.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст. 31, ч. 5 ст. 51 Закона о закупках, выявленные в ходе проведения внеплановой проверки.
4. В целях устранения выявленных нарушений выдать предписание Заказчику, Конкурсной комиссии.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 апреля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2018