Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Горбуновой А.В., заместителя руководителя Забайкальского УФАС России; членов комиссии: Китаевой И.С.главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, Оносовой О.С., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России;
рассмотрев поступившую 22.03.2018 жалобу ООО "Рекардио" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственным заказчиком - ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "КРАЕВАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА" (ОГРН 1027501151270/ИНН 753601226), уполномоченным учреждением - ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" (ОГРН 1157536006924/ИНН 7536155048), при проведении электронного аукциона на поставку систем самоконтроля уровня глюкозы крови с возможностью введения инсулина с расходными материалами (реестровый N 0891200000618001028), при участии представителей:
уполномоченного учреждения - ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" Клещенок Е.Ю. (доверенность от 04.08.2017 N23),
государственного заказчика - ГУЗ "Краевая клиническая больница" Львовой В.А. (доверенность от 28.03.2018 N500), Родионовой С.А. (доверенность от 28.03.2018 N499).
В отсутствии представителя ООО "Рекардио" (о времени и месте уведомлен надлежащим образом).
УСТАНОВИЛА:
22.03.2018 в Забайкальское УФАС России поступила жалоба ООО "Рекардио" на нарушение требований Закона о контрактной системе заказчиком -- ГУЗ "Краевая клиническая больница" при проведении электронного аукциона на поставку систем самоконтроля уровня глюкозы крови с возможностью введения инсулина с расходными материалами (реестровый N 0891200000618001028)
ООО "Рекардио" считает, что применение при описании объекта закупки государственным заказчиком нарушены требования законодательства о контрактной системе и ограничена конкуренция, поскольку исходя из технических характеристик товара: базального профиля, скорости введения болюса, наличия пульта дистанционного управления с функцией глюкометра, водоустойчивости, объема картриджа, наличие люэровского замка, сервисного набора, инсулиновая помпа соответствует только одному производителю Roche, модель Акку-Чек Спирит Комбо.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, приостановить процедуру заключения контракта, обязать заказчика привести аукционную документацию в соответствие с действующим законодательством.
Представитель уполномоченного учреждения с доводами заявителя не согласился и считает действия заказчика правомерными.
Представитель заказчика с жалобой не согласен и пояснил, что описание объекта закупки соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Инсулиновые помпы закупаются для оказания высокотехнологичной помощи гражданам страдающим заболеванием сахарный диабет 1 типа, т.е. больные инсулинозависимые. Инсулиновые помпы устанавливаются гражданам разного возраста и разной степени жизненной активности. Это определяет набор технических характеристик помп. Кроме того, лечебное учреждение имеет только одного обученного специалиста по установке помп. Специалист владеет методикой установки только инсулиновых помп Акку-чек. Иные помпы не закупаются и не устанавливаются.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки. В ходе проверки установлено следующее.
14.03.2018 уполномоченным учреждением - ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" на официальном сайте ЕИС размещены извещение и документация электронного аукциона на поставку систем самоконтроля уровня глюкозы крови с возможностью введения инсулина с расходными материалами (реестровый N 0891200000618001028).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 569 576.45 руб.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 23.03.2018 поступило три заявки, одна заявка отклонена.
Дата проведения аукциона 02.04.2018.
На момент рассмотрения жалобы по существу государственный контракт не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав представителей сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. Из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Статьей 21 аукционной документации установлено:
Наименование, описание объекта закупки и количество товара.
N п/п |
Наименование товара, работ(услуг) |
Количество |
ед. изм. |
Характеристики |
1 |
Система самоконтроля уровня глюкозы крови с возможностью введения инсулина |
15.00 |
Штука |
Область применения: непрерывное подкожное введение инсулина с возможностью контроля уровня гликемии. Тип помпы: инсулиновая инфузионная система отдельно носимая. Объем резервуара (ед.): не менее 300. Шаг базального инсулина (ед.): не более 0,05. Базальных интервалов в день: не менее 24. Базальных профилей: не менее 4. Длина базального интервала (мин.): не менее 30. Подача базального инсулина (минимальная базальная скорость): не более 0,05 ед/час через равные промежутки времени. Временная базальная скорость в диапазоне: не менее от 0 до 200 процентов. Минимальный шаг болюсного инсулина (ед/сек): не более 0,1. Виды болюса: не менее 3. Длительность введения 1 ед болюса (сек.): не более 30. Память: не менее 25 дней. Пульт дистанционного управления с функцией глюкометра - наличие Калькулятор болюса - наличие. Подача сигнала тревоги - наличие. Передача данных на персональный компьютер - наличие. Русифицированное меню помпы - наличие. Водоустойчивость: не менее IPX8. |
2 |
Набор Сервисный |
15.00 |
Штука |
Комплектация: Крышка отсека батарей с ключом - 1шт., адаптер - 1шт.,батареи АА 1,5 В - 4шт. Совместимость с системой самоконтроля уровня глюкозы крови с возможностью введения инсулина. |
3 |
Картридж-система для инсулина (пластиковый) |
30.00 |
Штука |
Объем картриджа: 3,15 мл. |
4 |
Канюля |
60.00 |
Штука |
Материал канюли - полимер "тефлон". Угол введения канюли - 90 градусов. Длина канюли - 8 мм. Канюля/размер иглы - 25/27 G. Контрольное окно - наличие. |
5 |
Набор инфузионный (катетеры с иглами) |
30.00 |
Штука |
Материал канюли - полимер "тефлон". Угол введения канюли - 90 градусов. Длина канюли - 8 мм. Длина катетера - 60 см. Канюля/размер иглы - 25/27 G. Контрольное окно - наличие. Диаметр катетера - не более 2 мм. Возможность автоматического введения с помощью предназначенного для этого устройства - наличие. Люэровский замок - наличие. Механизм разъединения на протяжении катетера - наличие. |
Технические характеристики инсулиновой помпы соответствуют модели Акку-чек Спирит Комбо. Данная модель является одной из моделей включенных в Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 22.10.2016 N2229-р (207650 Помпа инсулиновая инфузионная амбулаторная со встроенным глюкометром). В соответствии с Реестром медицинских изделий Росздравнадзора модель инсулиновой помпы Акку-чек Спирит Комбо зарегистрирована как "Дозатор инсулиновый инфузионный носимый АККУ-ЧЕК Спирит Комбо (ACCU-CHEK Spirit Combo) c принадлежностями ФСЗ 2012/11679".
Таким образом, закупаемая модель инсулиновой помпы введена в торговый оборот.
В указанном Реестре также зарегистрированы инсулиновые помпы иных производителей и моделей.
Необходимость поставки инсулиновых помп с указанными характеристиками обусловлено потребностями заказчика.
ГУЗ "Краевая клиническая больница" является единственными лечебным учреждением, оказывающим высокотехнологичную медицинскую помощь по установке инсулиновых помп в Забайкальском крае за счет средств ОМС. В связи с этим в НОЧУ ДПО "Высшая медицинская школа" в 2016 году обучен специалист по программе "Помповая инсулинотерапия". Обучение проведено по использованию помп моделей Акку-чек. Практика использования иных инсулиновых помп отсутствует, т.к. нет квалифицированного специалиста. Закупать и устанавливать инсулиновые помпы без специальных знаний по их эксплуатации не представляется возможным, т.к. это может нанести непоправимый вред здоровью пациентов. В связи с этим, заказчиком закупаются инсулиновые помпы моделей Акку-чек.
В соответствии со статьей 12 Закона о контрактной системе Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Поскольку инсулиновые помпы закупаются для оказания гражданам высокотехнологичной помощи, специалист, оказывающий медицинскую помощь владеет навыками установки только помп Акку-чек, заказчик не имеет потребности в закупке инсулиновых помп иных производителей (моделей).
Таким образом, медицинским учреждением в аукционной документации установлены требования к товару с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности.
Вместе с тем, отсутствие у заявителя возможности поставить товар с установленными государственным заказчиком характеристиками, не является нарушением прав и законных интересов, а также не является ограничением конкуренции. Действующее законодательство не налагает на заказчика при проведении закупки на поставку товаров обязанность учитывать интересы всех участников рынка, осуществляющего реализацию инсулиновых помп. При этом заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников проведения закупки.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Таким образом, Комиссия Забайкальского УФАС России считает действия государственного заказчика правомерными.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14) комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Рекардио" признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: И.С.Китаева
О.С. Оносова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 29 марта 2018 г. N 82
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.04.2018