Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "БЕЛОСНЕЖКА" на действия государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона N 445-18 на право заключения контракта на оказание услуг по стирке, сушке, дезинфекции и глажения текстильных изделий для нужд заказчика (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 22.03.2018 поступила жалоба ООО "БЕЛОСНЕЖКА" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319200039718000067.
Существо жалобы: документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель подателя жалобы Волкова А.В. (доверенность N 025-01/2018 от 25.01.2018, удостоверение личности);
- представитель заказчика Червонная Е.А. (доверенность б/н от 20.03.2018, удостоверение личности).
Из содержания жалобы, следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе:
1) по мнению подателя жалобы, действия заказчика, установившего в аукционной документации место оказания услуг: по месту нахождения исполнителя, г. Красноярск, влекут ограничение количества участников закупки, поскольку заказчик отстраняет от участия в закупке потенциальных исполнителей, расположенных вне г. Красноярска и способных в полной мере удовлетворить потребности заказчика в услугах, являющихся объектом закупки;
2) в нарушение требований Закона о контрактной системе заказчиком установлено требование о наличии в составе второй части заявки участников закупки копии лицензии на осуществление медицинской деятельности (с указанием работ (услуг) по дезинфектологии). Податель жалобы отмечает, что услуги, являющиеся объектом закупки, не являются медицинской деятельностью, следовательно, требование о наличии лицензии является незаконным.
3) податель жалобы отмечает, что заказчиком были объединены в один предмет закупки лицензируемые и нелицензируемые виды услуг, которые не являются технологически и функционально взаимосвязанными: стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий (ОКВЭД 96.01) и дезинфекция ОКПД 9311122 - ОКВЭД 85.1, ОКПД 9010030 - ОКВЭД 85.1 (ОКВЭД 74.70.3).
В отношении вышеуказанных доводов подателя жалобы заказчиком были представлены в письменной форме и в устном порядке возражения, содержащие мнение о том, что обжалуемое положение аукционной документации не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, поскольку обусловлено фактической потребностью заказчика: во время обследования пациентов не исключено обнаружение признаков, указывающих на возможное заболевание туберкулезом; услуги по дезинфекции будут оказываться исполнителем услуг в рамках проведения мероприятий по оказанию медицинской помощи; установление места оказания услуг: по месту нахождения исполнителя, г. Красноярск, обусловлено потребностью заказчика в оказании услуг в максимально короткие сроки, фактором транспортной доступности, который также важен для заказчика; услуги, включенные в объект закупки, технологически и функционально взаимосвязаны, поскольку нацелены на достижение единого результата.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по стирке, сушке, дезинфекции и глажения текстильных изделий для нужд заказчика (извещение о проведении электронного аукциона от 10.03.2018 N0319200039718000067).
Довод подателя жалобы о том, что требование заказчика о наличии в составе второй части заявки участников закупки копии лицензии на осуществление медицинской деятельности (с указанием работ (услуг) по дезинфектологии) противоречит требованиям Закона о контрактной системе, являлся предметом для рассмотрения в рамках проведения Комиссией Красноярского УФАС России внеплановой проверки при рассмотрении жалоб ООО "ЕНИСЕЙ+" и ООО "ЛОКИС" на действия заказчика при проведении электронного аукциона. В результате рассмотрения жалоб ООО "ЕНИСЕЙ+" и ООО "ЛОКИС" 21.03.2018 Комиссией Красноярского УФАС России были приняты решения N 293, 303, в которых по результатам проведения внеплановой проверки, проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Красноярского УФАС России была дана оценка действиям заказчика по установлению требования о наличии в составе второй части заявки участников закупки копии лицензии на осуществление медицинской деятельности (с указанием работ (услуг) по дезинфектологии) как не противоречащим требованиям Закона о контрактной системе, с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 12.01.2018 N 310-КГ17-14344.
В отношении довода подателя жалобы о неправомерном объединении в один предмет закупки лицензируемых и нелицензируемых видов услуг, которые не являются технологически и функционально взаимосвязанными, Комиссия отмечает следующее.
Системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам услуг, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании услуг заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемым услугам.
В соответствии с положениями статьи 24 Закона о контрактной системе решение о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается заказчиком и при проведении закупки заказчик вправе, а не обязан выделять отдельные лоты. Из системного толкования норм Закона о контрактной системе следует, что при формировании объекта закупки заказчиком устанавливаются требования к запрашиваемым услугам, прежде всего, исходя из собственных потребностей и целей, ради которых закупается услуга. Указанная позиция находит свое подтверждение в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.
Согласно пояснениям заказчика, он, являясь краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения, на основании лицензии осуществляет медицинскую деятельность, в процессе осуществления которой во время обследования пациентов не исключается обнаружение признаков, указывающих на возможное заболевание туберкулезом. Заказчик является крупнейшим в Красноярском крае учреждением здравоохранения, оказывающим медицинскую помощь гражданам, имеющим в своей структуре более 70 (семидесяти) отделений, в том числе приемное отделение, где осуществляются осмотр и обследование вновь поступивших больных. За сутки сотрудниками заказчика осуществляется осмотр и обследование около 150 (ста пятидесяти) человек, их распределение по характеру и тяжести заболевания, проводится санитарная обработка больных и оформление первичной медицинской документации. В случаи необходимости в приемном отделении заказчика оказывают первичную медико-санитарную помощь нуждающимся пациентам, которых бывает в течение суток более 60 (шестидесяти) человек.
В соответствии с требованиями раздела III СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза" выявление больных туберкулезом осуществляется врачами всех специальностей, средними медицинскими работниками медицинских и оздоровительных организаций. При обнаружении во время обследования пациента признаков, указывающих на возможное заболевание туберкулезом, в целях постановки окончательного диагноза он направляется в специализированную медицинскую организацию по профилю "фтизиатрия" по месту жительства.
Согласно разделу IX СП 3.1.2.3114-13 в очагах туберкулеза проводится текущая и заключительная дезинфекция. Проведение заключительной дезинфекции организациями, осуществляющими деятельность по профилю "дезинфектология" осуществляется в детских дошкольных и общих образовательных организациях, детских и подростковых организациях, в организованных воинских коллективах, медицинских организациях нетуберкулезного профиля, стационарных учреждениях социального обеспечения - в случае выявления больного активной формой туберкулеза. Заключительная дезинфекция в очагах туберкулеза проводится организациями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность. В очаге туберкулеза обязательным является проведение специализированными организациями камерной дезинфекции вещей и постельных принадлежностей.
Также заказчик пояснил то обстоятельство, что функциональная и технологическая связь услуг, являющихся объектом закупки, обусловлена их общим назначением - предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний, обеспечение надлежащего санитарно-эпидемиологического режима на территории заказчика при оказании медицинской помощи, которое достигается, в том числе, необходимыми мероприятиями по очистке, обработке, дезинфекции текстильных изделий.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что рассматриваемые действия заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Законом о контрактной системе, информация о месте оказания услуг, являющихся предметом контракта.
Системный анализ требований статей 63 и 64 Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что информация о месте оказания услуг, являющихся предметом контракта, также подлежит указанию в извещении и документации о проведении электронного аукциона.
Комиссией установлено, что в пункте 2.1 раздела "Информационная карта о проведении электронного аукциона, в Приложении N2 (Описание объекта закупки) к указанному разделу аукционной документации, в пункте 1.6 проекта контракта заказчиком было установлено место оказания услуг: по месту нахождения Исполнителя, г. Красноярск.
Согласно пояснениям заказчика, указанное требование обусловлено потребностью в оказании услуг, являющихся предметом закупки, в максимально короткие сроки, поскольку заказчик не имеет возможности ожидать возврата обработанных текстильных изделий более 1 календарного дня.
Исходя из смысла статьи 105 Закона о контрактной системе, обжалование действий заказчика при проведении закупки допускается участником закупки в случае, если такие действия нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с требованиями, установленных к участникам закупки в аукционной документации, участником закупки является лицо, соответствующее требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки, а именно: лицо, обладающее лицензией на осуществление медицинской деятельности (с указанием работ (услуг) по дезинфектологии).
В отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности (с указанием работ (услуг) по дезинфектологии) у лица положение аукционной документации о месте оказания услуг: по месту нахождения Исполнителя, г. Красноярск, не может нарушать прав и законных интересов такого лица, которое в силу положений документации о закупке не может являться участником такой закупки.
В ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу представитель подателя жалобы подтвердила то обстоятельство, что у подателя жалобы отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности (с указанием работ (услуг) по дезинфектологии), следовательно, права и законные интересы подателя жалобы, несоответствующего требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки, не могут быть нарушены действиями заказчика по установлению в аукционной документации места оказания услуг: по месту нахождения Исполнителя, г. Красноярск.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение признать жалобу ООО "БЕЛОСНЕЖКА" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 марта 2018 г. N 359
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.04.2018