Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Т.Э. Жуковой, старшего государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" (далее - заказчик) при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по строительству объектов транспортной инфраструктуры жилого района малоэтажной застройки в Привокзальном районе г. Ачинска (подъездов к земельному участку района малоэтажной застройки "Зеленая горка")" (далее - электронный аукцион), на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ", извещение N 0119300000118000230, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии присутствовал представитель заказчика: Мордвинова Н.В. (доверенность от 06.02.2018 N 30).
Свою явку либо явку своего представителя с документами, подтверждающими личность и полномочия, на вышеуказанное заседание Комиссии податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
1. Аукционная документация не устанавливает возможные виды и объемы работ из утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 перечня, которые подрядчик должен будет выполнить самостоятельно.
2. В проекте контракта электронного аукциона не сформулировано условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций с указанием на то, что данное условие не применяется в случае, если контракт заключается с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), являющимся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией.
3. Заказчик, устанавливая в проекте контракта электронного аукциона условие о подписании контракта в бумажном виде, нарушает часть 2 и часть 3 статьи 70 Закона о контрактной системе.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены в письменной форме возражения, согласно которым в оспариваемой части положения аукционной документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
1. Закон о контрактной системе и Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570) не устанавливают, где конкретно в документации об электронном аукционе должны быть указаны возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, отсутствуют так же требование к оформлению данного перечня видов работ.
Специфика работ в рамках электронного аукциона такова, что все виды работ, выполняемые по муниципальному контракту включены в перечень, утвержденный Постановлением N 570, поэтому возможные виды и объемы работ в денежном выражении, предлагаемые для выполнения подрядчику самостоятельно, установлены в Техническом задании (раздел 3 документации об аукционе); объемы этих работ в физическом выражении (м., м2, тн., шт. и тд.), установлены в локальных сметных расчетах, которые являются приложением к документации об аукционе и размещены на официальном сайте zakupki.gov.ru.
В пункте 4.1. проекта контракта электронного аукциона установлено требование к подрядчику в соответствии с Постановлением N 570 до момента заключения контракта направить заказчику предложение о видах и объемах работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных в описании объекта закупки (техническом задании), которые выполняться им самостоятельно без привлечения других лиц.
2. Во исполнение части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе в пункте 4.1 проекта контракта электронного аукциона заказчик воспользовался своим правом установленным частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе и установил требования к подрядчику привлечь субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Стоимость работ, для выполнения которых привлекаются такие организации -30% от цены контракта.
Поскольку закупка проходит на общих основаниях, а участник электронного аукциона может являться субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, к нему требования о привлечении субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не применяются. Для урегулирования данного условия в п. 4.1. проекта контракта электронного аукциона, в скобках, указано дополнение, что данное требование не применяется в случае, если контракт заключается с подрядчиком, являющимся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией.
3. Пункт 1.14 раздела 1 документации об электронном аукционе содержит порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона, который полностью соответствует требованиям статьи 70 Закона о контрактной системе, то есть контракт по результатам электронного аукциона заключается в электронной форме.
В проекте контракта пунктом 13.3 предусмотрено следующее: "Настоящий контракт составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой Стороны". Из буквального толкования содержания условия, предусмотренного пунктом 13.3 контракта, однозначно не следует, что контракт, который подлежит заключению по результатам проведения электронного аукциона, необходимо оформить в виде документа на бумажном носителе. Следовательно, контракт по результатам проведения электронного аукциона подлежит заключению путем обмена документами и информацией, связанными с заключением такого контракта, между победителем такого аукциона и заказчиком через их размещение в единой информационной системе в форме электронных документов, которые должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно такого победителя и заказчика, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, документации о проведении электронного аукциона объектом закупки является выполнение работ по строительству объектов транспортной инфраструктуры жилого района малоэтажной застройки в Привокзальном районе г. Ачинска (подъездов к земельному участку района малоэтажной застройки "Зеленая горка").
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые, подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением N 570 утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Согласно описанию объекта электронного аукциона работы, выполняемые по муниципальному контракту электронного аукциона, включены в перечень, утвержденный Постановлением N 570.
Разделом 2 аукционной документации "Информационная карта" установлено требование, предъявляемое к участникам закупки, об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств: "В соответствии с Постановлением N 570 Подрядчик обязан выполнить работы самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств. При этом стоимость данных работ, исходя из их сметной стоимости, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должна составлять не менее 15 процентов цены контракта".
Пунктом 4.1 проектом муниципального контракта предусмотрено: "в соответствии с Постановлением N 570 до момента заключения контракта "Подрядчик" направляет "Заказчику" предложение о видах и объемах работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных Описанием объекта закупки, которые будут выполняться им самостоятельно без привлечения других лиц, путем заполнения формы Приложения N 4 к контракту и направления ее на адрес электронной почты "Заказчика". При этом стоимость данных работ, исходя из их сметной стоимости, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должна составлять не менее 15 процентов цены муниципального контракта. "Заказчик" проверяет заполненную форму (проект) Приложения и либо согласовывает данный проект, либо, в случае его несоответствия вышеуказанным условиям и нормам права, направляет на дальнейшую доработку "Подрядчику". Согласованное Приложение подписывается вместе с контрактом.
"Подрядчик" обязан ежемесячно не позднее последнего числа текущего месяца предоставлять Заказчику информацию о видах, объемах и стоимости работ, выполненных им самостоятельно, по форме, установленной Приложением N 5 к контракту. Также "Подрядчик" ежемесячно предоставляет "Заказчику" отчет об исполнении обязанности по привлечению субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, по форме, установленной Приложением N 3 к контракту, с приложением документов, необходимых к предоставлению, и указанных выше.
Учитывая изложенное, Комиссией не установлено обстоятельств, подтверждающих отсутствие в аукционной документации требования к участникам закупки об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, документации о проведении электронного аукциона объектом закупки установлено требование, предъявляемое к участникам закупки, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций: "Подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 30 % от цены контракта (данное условие не применяется в случае, если контракт заключается с "Подрядчиком", являющимся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией)".
Пунктом 4.1. проекта муниципального контракта предусмотрено: "привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 30 % от цены контракта (данное условие не применяется в случае, если контракт заключается с "Подрядчиком", являющимся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией)".
Таким образом, заказчиком предусмотрено условие о не привлечении к исполнению муниципального контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в случае если муниципальный контракт заключается с таким лицом напрямую.
Процедура заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона регламентирована статьей 70 Закона о контрактной системе, которая предусматривает обмен документами и информацией, связанными с заключением такого контракта, между победителем такого аукциона и заказчиком через их размещение в единой информационной системе в форме электронных документов, которые должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно такого победителя и заказчика.
Вышеуказанная специфика заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона учтена заказчиком в пункте 1.14 раздела 1 аукционной документации.
Из буквального толкования содержания условия, предусмотренного пунктом 13.3 проекта контракта, однозначно не следует, что контракт, который подлежит заключению по результатам проведения электронного аукциона, сторонам необходимо оформить в виде документа на бумажном носителе. Следовательно, контракт по результатам проведения электронного аукциона подлежит заключению путем обмена документами и информацией, связанными с заключением такого контракта, между победителем такого аукциона и заказчиком через их размещение в единой информационной системе в форме электронных документов, которые должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно такого победителя и заказчика, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия приняла решение признать жалобу ООО "Перспектива" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
|
|
Т.Э. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 апреля 2018 г. N 413
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2018