Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Казанов Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии представителей:
от заявителя - не явился, извещен надлежащим образом;
от заказчика - Захарова И.А., доверенность N 32/8 от 27.03.2018, Долгина Г.И., доверенность N 32/9 от 27.03.2018, Кашпур С.Ю., доверенность N 31/7 от 20.06.2017;
от уполномоченного учреждения - Баженова О.В., доверенность N 2 от 09.01.2018,
рассмотрев жалобу АО монтажная фирма "Радий" на положения аукционной документации, утвержденной ГКУ "Центр государственных закупок" по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Техническое обслуживание линейного ускорителя Mevatron Primus HI" (извещение N 0361200015018000575)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области 22.03.2018 поступила жалоба АО монтажная фирма "Радий" (далее - Заявитель) на положения документации, утвержденной ГКУ "Центр государственных закупок" (далее Уполномоченное учреждение) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Техническое обслуживание линейного ускорителя Mevatron Primus HI" (извещение N 0361200015018000575) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, Заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установив излишние требования в пункте 4 Раздела III "Провести обязательную замену неисправного электромагнита с водяным охлаждением, установленного на магнетроне и привода M5 настройки магнетрона. Срок поставки составляет 30 (тридцать) календарных дней с вступление контракта в силу. Исполнитель после замены указанных узлов настраивает параметры работы высокочастотного модулятора и параметры радиотерапевтического луча с использованием осциллографа".
Заявитель считает, что не допускается устанавливать в документации о закупке излишние требования к товарам, работам, услугам, так как это приводит к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя, а также представил устные и письменные пояснения, из которых следует, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Вместе с этим пояснил, что линейный ускоритель "Mevatron Primus HI" нуждается в техническом обслуживании, в том числе в замене электромагнита магнетрона, что обусловлено потребностью Заказчика.
Так же представитель Заказчика пояснил, что в настоящее время система внутреннего охлаждения деионизированной воды LYTRON производства Сименс изношена, что приводит к регулярным сбоям работы линейного ускорителя "Mevatron Primus HI". Сбои мощности работы аппарата зафиксированы в журнале ошибок и блокировок аппарата.
Уведомлением-требованием от 26.03.2018 N 05-1090 рассмотрение жалобы по существу назначено на 28.03.2018 15 часов 15 минут.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется.
С учетом изложенного, рассмотрение жалобы перенесено на 29.03.2018 12 часов 30 минут для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия законного и обоснованного решения.
После перерыва Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителя Заказчика и представителя Уполномоченного учреждения проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на официальном сайте Единой информационной системы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
20.02.2018 в 17 часов 52 минуты на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано Извещение о проведении электронного аукциона от 20.02.2018 N0361200015018000575 по объекту: "Техническое обслуживание линейного ускорителя Mevatron Primus HI" (извещение N 0361200015018000575).
01.03.2018 в 11 часов 54 минуты и 15.03.2018 в 18 часов 07 минут заказчиком внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 053 333 рублей 32 копейки.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе указано, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Проанализировав материалы дела, Комиссия пришла к следующему выводу.
В Техническом задании пунктом 4 Раздела III Заказчиком установлено требование, произвести обязательную замену неисправного электромагнита с водяным охлаждением, установленного на магнетроне и привода M5 настройки магнетрона.
Предметом аукциона является право на заключение контракта по техническому обслуживанию линейного ускорителя с заменой электромагнита магнетрона, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к замене товара, готовый произвести замену электромагнита, отвечающий требованиям извещения об аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности оказать услугу, соответствующую потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Исходя из положений Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в описание объекта закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках.
В данном случае в рамках формирования закупки Заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с эксплуатацией линейного ускорителя. Заказчиком учитывалась необходимость замены электромагнита ввиду некорректной работы аппарата, что подтверждается соответствующими записями в журнале ошибок и блокировок аппарата.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что установив необходимое требование о замене электромагнита с водяным охлаждением установленного на магнетроне, Заказчик не ограничил свободный доступ на участие в закупке потенциальных участников и не нарушил положения Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу Акционерное общество монтажная фирма "Радий" на положения документации, утвержденной ГКУ "Центр государственных закупок" (далее Уполномоченное учреждение) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Техническое обслуживание линейного ускорителя Mevatron Primus HI" (извещение N 0361200015018000575) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии К.В. Солонин
Члены комиссии Н.А. Казанов
Е.А. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 29 марта 2018 г. N 72/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2018