Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Тихенького О.Л. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок начальника Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии представителя от заказчика - Ким А.Г., в отсутствии представителей от уполномоченного органа и заявителя, уведомленных надлежащим образом рассмотрев жалобы - ООО "Проектстроймонтаж" (далее - Заявитель-1) и ООО СибВостокСтрой" (далее - Заявитель-2) на положения конкурсной документации, утверждённой Муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства Корсаковского городского округа" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса по объекту: "Выполнение инженерных изысканий по объекту: "Детский сад на 110 мест в с.Раздольное Корсаковского городского округа" (извещение N 0161300001118000052) (далее - конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступили жалобы Заявителей на действия Заказчика при проведении конкурса.
По мнению заявителей, Заказчик нарушил ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установив по критерию "квалификация участника закупки" наличие у участника закупки положительных заключений государственной экспертизы результатов инженерных изысканий в качестве подтверждения опыта.
Заказчик не согласился с доводами Заявителей, а также представил устные и письменные возражения, из которых следует, что установленное требование о наличии положительных заключений государственной экспертизы
Комиссия Сахалинского УФАС России, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
28.02.2018 11:01 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении запроса котировок.
Объектом закупки является выполнение инженерных изысканий по объекту: "Детский сад на 110 мест в с.Раздольное Корсаковского городского округа".
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пунктов 4 и 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе; критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Пунктами 1 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе определено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: цену контракта и квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявки определен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила N 1085).
Названные Правила применяются в отношении всех закупок (пункт 2 Правил N 1085).
Подпунктом "б" пункта 4 Правил N 1085 предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии, характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно подпункту "б" пункту 27 указанных Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть, в том числе опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Проанализировав вышеизложенные норма права в их совокупности и взаимосвязи, заказчик имеет право установить в конкурсной документации требование к участнику закупки о наличии у последнего необходимой квалификации, измеряемой, в числе прочего, опытом выполнения работ, связанных с предметом контракта, то есть сопоставимых по характеру и объему с работами, являющимися предметом контракта, подлежащего заключению по результатом закупки.
Предметом контракта является выполнение инженерных изысканий по объекту: "Детский сад на 110 мест в с.Раздольное Корсаковского городского округа" (далее - Работы) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту), в срок установленный Графиком выполнения, сдачи и оплаты работ (Приложение N 3 к Контракту), по цене в соответствии с Расчетом стоимости (Приложение N 1 к Контракту)*(1), а Заказчик производит оплату фактически выполненных работ, обеспечивает контроль выполнения работ и приемку результатов выполнения работ.
В п. 3 Информационной карты содержатся требования к содержанию, в том числе к форме, составу заявки на участие в конкурсе и инструкция по её заполнению, где указано, что заявка на участие в конкурсе должна содержать в том числе документы, подтверждающие квалификацию участника конкурса:
- копии договоров на прохождение государственной экспертизы со всеми приложениями к ним и актами выполненных работ;
- копии положительных заключений Государственной экспертизы результатов инженерных изысканий по объекту капитального строительства (результатов инженерных изысканий).
Также в п. 12 Информационной карты указано, что для оценки предложений заказчиком установлены критерии оценки, в том числе нестоимостные и их показатели. Показатель критерия оценки - "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема"
- значимость показателя критерия составляет - 100 %;
- коэффициент значимости показателя критерия - 1.
Опыт выполненных работ - количество успешно выполненных контрактов (договоров), заключенных и исполненных в период с 2013 года по дату подачи заявки на участие в конкурсе, сопоставимых по стоимости, виду и характеру тем работам, на выполнение которых проводится настоящий конкурс.
Сопоставимым считается контракт (договор), соответствующий следующим двум условиям:
1) контракт (договор) включает в себя такие виды работ, как выполнение инженерных изысканий для разработки проектной документации в условиях расположения объекта капитального строительства в сейсмических районах строительства (8 и более баллов согласно требованиям СП 14.13330.2014 Строительство в сейсмических районах СНиП II-7-81);
2) стоимость инженерных изысканий, выполненных в рамках контракта (договора), в денежном выражении составляет не менее 100 % от начальной (максимальной) цены контракта.
Опыт участника подтверждается копиями по каждому из заявленных, ранее выполненных объектов капитального строительства (инженерных изысканий):
- контрактов (договоров);
- актов приемки выполненных работ, подтверждающих стоимость инженерных изысканий;
- договоров на прохождение государственной экспертизы со всеми приложениями к ним и актами выполненных работ;
- положительных заключений Государственной экспертизы результатов инженерных изысканий по объекту капитального строительства (результатов инженерных изысканий).
Согласно ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
В соответствии с ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, а также проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, подлежат государственной экспертизе.
В п. 3 Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 N 272 "Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий" указано, что негосударственная экспертиза проводится:
а) в случае, если имеется совокупность следующих обстоятельств:
проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или негосударственной экспертизы является обязательным;
проектная документация и инженерные изыскания выполнены в целях строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов капитального строительства, которые не указаны в части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
застройщиком или техническим заказчиком (далее - заявитель) принято решение о проведении негосударственной экспертизы;
б) в случае, если проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или негосударственной экспертизы не является обязательным в соответствии с частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, однако заявителем принято решение о направлении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на негосударственную экспертизу.
Исходя из системного толкования указанных норм, проведение инженерных изысканий для строительства моста на объектах не указанных в ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ не подлежит государственной экспертизе.
Следовательно, инженерные изыскания для строительства мостов могут также выполняться с проведением негосударственной экспертизы.
При таких обстоятельствах, участник закупки который не обладает опытом по выполнению договоров на прохождение государственной экспертизы, в том числе с положительными заключениями лишен возможности конкурировать по показателю "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" с участником закупки который имеет в наличии контракты (договора) с положительным заключением государственной экспертизы.
В документации также указано, что не предоставление документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, но является основанием для оценки по наименьшему значению показателя критерия оценки.
Протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 30.03.2018 NПРО1 для закупки N0161300001118000052 подтверждается тот факт, что двое участников получили оценки с наименьшим значением показателя критерия оценки "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Учитывая изложенное, установление заказчиком показателя критерия оценки заявок "Опыт участника подтверждается копиями по каждому из заявленных, ранее выполненных объектов капитального строительства (инженерных изысканий): - договоров на прохождение государственной экспертизы со всеми приложениями к ним и актами выполненных работ; - положительных заключений Государственной экспертизы результатов инженерных изысканий по объекту капитального строительства (результатов инженерных изысканий)" нарушает требования ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе в части нарушения принципа добросовестной неценовой конкуренции при проведении закупок, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения работ по проведению инженерных изысканий с проведением государственной экспертизы, по отношению к хозяйствующим субъектам, имеющим аналогичный опыт с положительным заключением негосударственной экспертизы.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Проектстроймонтаж" и ООО СибВостокСтрой" на положения конкурсной документации, утверждённой Муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства Корсаковского городского округа" при проведении открытого конкурса по объекту: "Выполнение инженерных изысканий по объекту: "Детский сад на 110 мест в с.Раздольное Корсаковского городского округа" (извещение N 0161300001118000052) - обоснованными.
2. Признать заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства Корсаковского городского округа" нарушившим ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Заказчику - МКУ "Управление капитального строительства Корсаковского городского округа" и конкурсной комиссии -Управления экономического развития администрации Корсаковского городского округа выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в п. 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
О.Л.Тихенький |
Члены Комиссии |
К.В. Солонин
Н.А. Казанов |
-------------------------------------------
*(1)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 28 марта 2018 г. N 68/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2018