Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок начальника Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Казанов Н.А. - заместитель начальника отдела контроля государственных закупок начальника Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии представителей:
от заявителя - Рожко А.Н., доверенность N 0001/18 от 26.03.2018, Заровный И.Б., доверенность N 0002/18 от 26.03.2018, Николаева Е.А., доверенность от 02.04.2018;
от заказчика - Петрунин А.В., доверенность N 29 от 30.03.2018;
от уполномоченного органа - Сергиенко О.В., доверенность N 3.38-1/18 от 02.04.2018,
рассмотрев жалобу - АО "специализированное управление N4" (далее - общество заявитель) на действия аукционной комиссии - Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Сахалинской области (далее - Уполномоченный орган, аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона по объекту: "Выполнение подрядных работ по объекту "Реконструкция автомобильной дороги Южно-Сахалинск - Оха на участке км 417+300 - км 429+000" (1 этап)" (извещение N 0161200003718000017) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступили жалобы Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении аукциона.
По мнению заявителя жалобы, Аукционная комиссия в нарушение норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) необоснованно признала его заявку несоответствующими требованиям, при условии, что заявка полностью соответствовали требованиям аукционной документации, в частности постановлению Правительства N99.
Представитель Уполномоченного органа (Аукционной комиссии) не согласилась с доводами Заявителей, а также представила устные и письменные возражения, из которых следует, что Аукционная комиссия действовала в соответствии с требованиями аукционной документации, при этом не нарушала положения Закона о контрактной системе, так как вторая часть заявки Заявителей содержала документы, которые не подтверждали наличие опыта исполнения контракта в соответствии с постановлением Правительства N99.
Комиссия Сахалинского УФАС России, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
20.02.2018 в 13 часов 24 минуты на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона, в том числе аукционная документация. Последние изменения извещения внесены 22.02.2018 в 16 часов 11 минут.
Протокол подведения итогов электронного аукциона от 20.03.2018 N0161200003718000017-3, аукционная комиссия, решила признать представленную заявку Заявителя N5 несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе: В нарушение требований пункта 35 Информационной карты документации об электронном аукционе, в составе второй части заявки представлена копия акта КС-2 N 58 от 31.01.2018, которая содержит указание на дополнительное соглашение N 2 от 31.01.2018, тогда как указанное дополнительное соглашение датировано 09.01.2018. Кроме того, в составе заявки представлены копии актов КС-2 и КС-3 с разными датами составления документов (КС-2 N 8 от 31.03.2017 и КС-3 N 6 от 28.02.2018 на сумму 450 523,00, что не подтверждает исполнение представленного контракта в полном объеме.
Представитель Уполномоченного органа поддержал позицию, изложенную в указанном протоколе.
В пункте 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе указано, что документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе предусматривает, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 предусмотрено, что при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление N 99) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1; соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N1.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к постановлению N 99 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 000 000 рублей установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к списку дополнительных требований, установленных постановлением N 99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, из буквального толкования приведенных положений постановления Правительства РФ N 99 следует, что группы работ при определении опыта подразделяются на два приведенных выше вида. Иных групп не выделено также, как и не предусмотрена возможность определять группы работ при установлении требования в соответствии с положениями Федерального закона N 44-ФЗ и постановления Правительства РФ N 99 опыта в их выполнении, исходя из их классификации, установленной в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Пунктом 2 Приложения 1 к Постановлению N 99 к документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, отнесены: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство); копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
При этом, исходя из буквального толкования положений постановления Правительства РФ N 99, только в совокупности данные документы могут свидетельствовать о наличии успешного опыта в выполнении работ. В этой связи представленные в подтверждении опыта документы должны оцениваться комиссией в совокупности, а не по отдельности.
Таким образом, Постановлением N 99 установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников аукциона дополнительным требованиям.
В п. 14 Информационной карты установлено требование к участнику закупки о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В подтверждении опыта работ Общество в составе второй части заявки представлен договор подряда на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства N 54/11 от 01.11.2016. Так же представлены в полном объеме дополнительные соглашения N 1 от 01.12.2016 и N 2 от 09.01.2018, итоговый акт приемки объекта, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3 и акты о приемке выполненных работ по форме КС-2.
В пояснениях представленных уполномоченным органом на заседание Комиссии указано следующее:
КС-2 N 6 от 28.02.2017 на сумму 9 981 360,00 не соответствует в сумме КС-3 N 6 от 28.02.2017 на сумму 450 523,00.
КС-2 N 8 от 28.02.2017 на сумму 450 523,00 не соответствует в сумме КС-3 N 8 от 28.03.2017 на сумму 1 887 898,93.
КС-2 N 58 на сумму 767 941, 60 датирована 31.01.2018, тогда как КС-3 N 58 на сумму 767 941, 60 от 23.01.2018. Акт выполненных работ КС-2 N 58 от 31.01.2018 оформлен в день приемки выполненных работ, 31.01.2018, в него включены работы которые выполнялись за период с 20.01.2018 по 31.01.2018. КС-3 N 58 от 23.01.2018 в нее включены работы, которые выполнялись за период с 01.01.2018 по 23.01.2018, тогда как в акте выполненных работ (КС-2 N 58 от 31.01.2018) указан иной период: с 20.01.2018 по 31.01.2018.
В связи с вышеизложенным аукционная комиссия не смогла объективно оценить представленные документы и принять копию договора подряда N 54/11 от 01.11.2016 со всем приложениями в качестве подтверждения опыта надлежащего исполнения работ.
Представитель Заявителя пояснил, что при оформлении актов выполненных работ по форме КС-2 и справок по форме КС-3 допущены технические ошибки, а именно, опечатки в части указания даты составления форм КС-3 и даты заключения дополнительного соглашения.
Так же обществом было представлено письмо от ООО "Олимп" выступающего в качестве заказчика по договору подряда N 54/11, на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт подъездных и внутренних дорог, в том числе устройство асфальтобетонного покрытия на территории УТЦ (учебно-тренировочного центра) "Восток", в котором говорится что претензии к качеству, объему, срокам выполненных работ, а так же к оформлению первичной документации отсутствуют, данный факт подтверждается подписанной со стороны заказчика исполнительной документацией, в том числе актами по форме КС-2.
Заслушав стороны и проанализировав материалы дела Комиссия установила.
КС-2 N 6 от 28.02.2017 на сумму 9 981 360,00 соотносится с КС-3 N 7 28.02.2017 на сумму 9 981 360, 00.
КС-2 N 8 от 28.02.2017 на сумму 450 523,00 соотносится с КС-3 N 6 на сумму 450 523, 00.
Вместе с тем, составление актов КС-2 и КС-3 под одним номером, не является обязательным условием.
Кроме того, разночтения в акте КС-3 N 58 с актом КС-2 N 58 не являются основанием для признания заявки общества не соответствующей постановлению Правительства РФ N 99, так как противоречия в дате составления и периоде выполнения работ в акте КС-3 N 58 является технической ошибкой.
Так, в письме ФНС России от 12.02.2015 N ГД-4-3/2104@ "О направлении письма Минфина России от 04.02.2015 N 03-03-10/4547 о несущественности ошибок в первичных учетных документах" указано, что ошибки в первичных учетных документах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость и другие обстоятельства документируемого факта хозяйственной жизни, обуславливающие применение соответствующего порядка налогообложения, не являются основанием для отказа в принятии соответствующих расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.
Кроме того, согласно постановления Правительства РФ N 99 наличие опыта подтверждается актом выполненных работ по форме КС-2, а не справками о стоимости выполненных работ по форме КС-3.
Исследовав представленные в составе заявки Общества документы, Комиссия приходит к выводу о том, что акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, подтверждает факт и объем выполненных работ по договору подряда N 54/11 от 11.11.2016.
Так же в составе второй части заявки общества имеется акт приемки законченного капитальным ремонтом объекта от 28.02.2018 в котором указано что работы по объекту "Капитальный ремонт подъездных и внутренних дорог, в том числе устройство асфальтобетонного покрытия на территории УТЦ "учебно-тренировочного центра" "Восток" выполнены в полном объеме.
При таких обстоятельствах представленные Заявителем документы о наличии опыта в полном объеме отражают информацию как о факте выполнения работ, так и об их объемах и характере.
У аукционной комиссии при оценке вторых частей заявок не должно было возникнуть сомнений относительно объема и характера фактически выполненных работ.
Таким образом, жалоба Заявителя признается обоснованной, а Аукционная комиссия нарушившей ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Специализированное управление" на действия аукционной комиссии - Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Сахалинской области при проведении электронного аукциона по объекту: "Выполнение подрядных работ по объекту "Реконструкция автомобильной дороги Южно-Сахалинск - Оха на участке км 417+300 - км 429+000" (1 этап)" (извещение N 0161200003718000017) - обоснованной.
2. Признать Аукционную комиссию - Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Сахалинской области нарушившей ч. 7 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Аукционной комиссии - Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Сахалинской области обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в п. 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
К.В. Солонин |
Члены Комиссии |
Н.А. Казанов
Е.А. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 3 апреля 2018 г. N 77/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2018