Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Гебекова К.Д. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
АгамирзаеваВ.А. -Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Багамаева Т.Р. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест-М3" (далее - Заявитель) на действия ГАУ РД "Республиканский центр по сейсмической безопасности" (далее - Заказчик) при проведении КОМИТЕТОМ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона N 0103200008418000486 на выполнение работ по строительству Школы на 800 мест в МКР N9 в г. Каспийске Республике Дагестан (далее - Аукцион),
в присутствии представителей Заказчика - Абдулаева М.М. (доверенность N 8 от 26.03.2018 г.) и Энхова С.А. (доверенность N 7 от 26.03.2018 г.),
в отсутствии иных сторон(извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
23.03.2018 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается, что документация о закупке не соответствует требованиям Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителей Заказчика, Комиссия установила следующее.
07.03.2018Уполномоченным органом в Единой информационной системе были размещены извещение и аукционная документацияпо проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 561 473 560 рублей.
1. Заявитель указывает, что проектная документация размещена в Единой информационной системе в формате "bak", "dwg", не позволяющем ознакомиться с его содержимым.
В своих устных и письменных возражениях представитель Заказчика пояснил следующее:
"Проектные решения создаются в специализированы* программах, которые могут быть как самостоятельными, так и в виде приложений к общетехническим программам.формат DWG является самым распространённым (общепринятым) форматом для хранения чертежей в цифровом виде. Данное расширение поддерживается практически всеми основными САПР-приложениями через импорт и экспорт файлов. Напрямую с ним работают AutoCAD, nanoCAD, IntelliCAD, Caddie, AdvanceSteel, Компас идругие.Существуют бесплатные (freeware) программные обеспечения, позволяющие просматривать файлы DWG - DWG TrueView, utodeskDesignReview - утилита от разработчиков АвтоКАДа, Brava,FreeDWGViewer,eDrawingsViewer,nanoCAD с возможностью редактирования файлов, DraftSight.3ra системы, помимо просмотра, позволяют также вносить изменения в файлы DWG и распечатывать их.Также DWG файлы можно просмотреть в браузере онлайн с помощью сервиса ShareCAD и другие.Файлы формата ".bak" являются резервными копиями чертежей, создаваемых в Автокаде. Резервные файлы, как правило, не предназначены для открытия.Эти файлы создаются по умолчанию, т.к. в "Настройках" установлена галочка напротив "Создавать резервные копии". Если по каким либо причинам потребовалось открыть ".bak" файл, то в Автокаде, нужно изменить его расширение с *.bak на dwgn файл откроется.Т.е. для ознакомления с файлами формата DWG участник закупки имеет не меньше возможностей, чем для открытия PDF или DOCX. У участника закупки нет никакого основания утверждать, что формат файла DWG влечет за собой ограничение количества участников закупки.Размещение файла в формате DWG можно считать тем самым исключением "если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки".Проектные решения в формате DWG - это результат обработки чертежа специализированными программами (САПР), эти файлы (чертежи) невозможно конвертировать в другие форматы (bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip) БЕЗ потери части информации, (например формат bmp, jpg, jpeg, gif не поддерживают слои, другие форматы не поддерживают гиперссылки и.т.д).".
Согласно с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии представитель Заявителя не явился, документов и сведений, подтверждающих нарушение Заказчиком положений Закона о контрактной системе не представил. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что размещение проектных файлов в форматах "bak" и "dwg" ограничивает количество участников закупки и не позволяет обоснованно сформировать свое предложение по контракту.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Заявитель указывает, что в требованиях к товару "Сталь угловая" (п. 10 требований к товарам (материалам) используемым при выполнении работ Аукционной документации) установлено требование об указании конкретных значений предельных отклонений, что ограничивает количество участников закупки.
Комиссией установлено, что в п. 10 требований к товарам (материалам) используемым при выполнении работ Аукционной документации установлены следующие требования, в том числе: "Предельные отклонения по толщине полки, мм, не более [-0,6;0,3]".
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки (п. 3.3 документации):"знак "[ ; ]" (квадратные скобки)включающие числовые значения , разделенные ";" (точка-запятой) или одно числовое значение (без точек с запятой) означает предельные отклонения от номинальных размеров, например "[-5;10]"
Таким образом, из указанных положений инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе следует, что участник закупки вправе предложить товар, с предельными отклонениями, не превышающими значения, установленные в квадратные скобки"[ ; ]".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
3. Заявитель указывает, что в требованиях к товару "Гвозди строительные" (п. 11 требований к товарам (материалам) используемым при выполнении работ Аукционной документации) установлено требование об указании угла заострения по граням для гвоздей с круглой заостренной частью гвоздя, что вводит участников закупки в заблуждение.
Комиссией установлено, что в п. 11 требований к товарам (материалам) используемым при выполнении работ Аукционной документации установлены следующие требования: "Диаметр стержня должен быть не менее 1,6 мм и не более 3,0 мм. Длина гвоздя должна быть не менее 50 мм и не более 80 мм. Головка должна быть коническая или плоская. Гвозди должны быть круглого сечения. Изготовлены должны быть из низкоуглеродистой стальной термически необработанной проволоки без покрытия. Торцевая поверхность конической головки гвоздей должна быть рифленой. Заостренная часть гвоздя может иметь круглое или квадратное сечение. Угол заострения по граням не должен быть более 40°. Должен соответствовать нормативным документам: ГОСТ 4028-63, ГОСТ 283-75".
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки (п. 3.3 документации): "Техническое задание содержит ряд альтернативных значений для участника по определенным товарам и технические характеристики для каждого альтернативного значения товара. Выбрав один из альтернативных вариантов, участнику необходимо указать конкретные показатели именно для этого товара, по показателям, установленным для других альтернативных значений либо в случае если соответствующим ГОСТ некоторый показатель для данного типа товара не нормируется, в соответствующих графах конкретное значение не указывается, вместо конкретного значения участник вправе указать знак "Х", или "не нормируется".
Таким образом, из указанных положений инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе следует, что участник закупки,выбрав один из альтернативных вариантов, указывает конкретные показатели именно для данного товара.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
4. Заявитель указывает, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ, а именно участнику закупки в составе заявки необходимо предоставить конкретные показатели, сведения, которые возможно получить только по результатам испытаний таких товаров, что по мнению Заявителя ограничивает число участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией установлено, что в п. 3.3 документации об Аукционе "Инструкция по заполнению заявки", Заказчиком установлено следующее, в том числе - Для показателей,которые по сути, являются диапазонными (фракция, температура эксплуатации, и.т.д.) значения должны оставаться диапазонными(для таких показателей необходимо предоставить диапазон значений, удовлетворяющий условиям документации);
Некоторые показатели, которые могут варьироваться в зависимости от поставляемой партии, климатических условий или других факторов без наличия товара невозможно указать в конкретном виде (например: пороки древесины, влажность древесины, предельное отклонение, дефекты готовой продукции и.т.д).Для таких показателей участник размещения заказа может указать допустимые значения (удовлетворяющие аукционной документации)в видедиапазона.
Таким образом, Комиссия Дагестанского УФАС России приходит к выводу, об отсутствии в аукционной документации требований об указании участниками закупки в первых частях заявок на участие в аукционе, конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, которые могут быть установлены по результатам проведенных испытаний определенной партии товара.
На основании изложенного, Комиссия считает довод Заявителя необоснованным.
5. В жалобе Заявителя указывается, что в Аукционной документации в требованиях к товарам (материалам) используемым при выполнении работ, установлено соответствие товаров недействующим государственным стандартам (ГОСТы 30493-96 и 12815).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В пункте 3 требований к товарам (материалам) используемым при выполнении работ Аукционной документации установлено требование о соответствии товара ГОСТу 30493-96.
В пункте 27 требований к товарам (материалам) используемым при выполнении работ Аукционной документации установлено требование о соответствии товара ГОСТу 12815.
При этом, Комиссией установлено, что ГОСТ 30493-96 утратили свое действие 01.03.2018 г., ГОСТ 12815-80 утратили свое действие 01.04.2017 г.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что подготовка аукционной документации (в том числе проектно-сметная документация, техническое задание) занимает довольно продолжительное время. В процессе подготовки Аукционной документации некоторые нормативные документы (ГОСТы) могут изменить свой статус. Заказчиком техническое задание было составлено исходя из актуальности нормативных документов на момент составления задания.
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе утверждена 28.02.2018 г.
Следовательно, при утверждении документации об Аукционе ГОСТ 30493-96 не утратил свою силу.
Вместе с тем, срок действия ГОСТа 12815-80 на момент утверждения документации истек.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контактной системе.
При этом, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе содержит следующее положение: "Поставляемые товары должны соответствовать действующим на территории РФ ГОСТам. В случае, наличия в настоящей аукционной документации требований о соответствии товаров не действующим ГОСТам, СНиПам, СанПиНам, стандартам участник вправе использовать и предложить в заявке товар в соответствии с действующим ГОСТам, СНиПам, СанПиНам, стандартам и т.д.".
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что выявленное в действиях Заказчика нарушение не повлияло результат Аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю в сфере закупок,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное в действиях Заказчика нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии К.Д. Гебеков
Члены Комиссии: В.А. Агамирзаев
К.Г. Магомедов
А.Ш. Магомедов
Т.Р. Багамаев
Исп.: Магомедов К.Г.
67-20-95
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 30 марта 2018 г. N 334А-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2018