Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Г.А. Радочинского,
при участии представителей:
ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги": С.А. Ястребова,
Департамента города Москвы по конкурентной политике Д.Ф. Гильмановой,
в отсутствие Кулаков А.В., о времени и месте заседания Комиссии уведомлен письмом Московского УФАС России исх. NТФ/11270/18 от 12.03.2018,
рассмотрев жалобы Кулакова А.В. (далее - Заявитель) на действия
ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на выполнение работ (Закупки NN 0173200001418000167, 0173200001418000170, 0173200001418000171, 0173200001418000163, 0173200001418000165, 0173200001418000166, 0173200001418000168) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронных аукционов.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NТФ/11270/18 от 12.03.2018.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалоб, Заказчиком в аукционных документациях не установлено требование о наличии у участников закупки членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016
N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее - Приказ Минтранса N 402) утвержден перечень работ, осуществляемых соответственно при выполнении работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что документацией об Аукционе предусмотрены работы, в том числе по удалению изношенного верхнего слоя дорожного покрытия проезжей части, тротуаров (пешеходных зон) методом холодного фрезерования, а также работы по нанесению разметки на проезжей части, которые по своему содержанию относятся к работам по ремонту автомобильных дорог в соответствии с Приказом Минтранса N 402, при этом работы, относящиеся по своему содержанию к работам в рамках капитального ремонта, в ходе исполнения контракта не осуществляются и не предусмотрены техническим заданием и локальными сметами, которые являются неотъемлемой частью документации об Аукционе.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что, учитывая, что положения ГрК РФ обязывают устанавливать требование о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации при осуществлении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, при этом в рамках исполнения контракта вышеуказанные работы не осуществляются, требование о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации в документации об Аукционе не установлено.
На основании изложенного и учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил в жалобах доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, Комиссия Управления считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
2. Согласно доводам жалоб, Заказчиком неправомерно установлены в аукционных документациях требования к описанию участниками закупки конкретных показателей химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, а также результаты испытаний указанных товаров.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В пункте 6.10 технического задания документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам, например, такие как: "При выполнении работ по устройству верхнего конструктивного слоя дорожного покрытия проезжей части должны использоваться следующие материалы: на объектах городской магистральной сети (МКАД, ТТК, Садовое кольцо, радиальные магистральные улицы общегородского значения) - щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси с наибольшим размером зерен до 20 мм, соответствующие требованиям нормативного правового акта, указанного в пункте 7.9.3 настоящего Технического задания, предъявляемым для II дорожно-климатической зоны, горная порода крупного минерального заполнителя - габбро-диабаз или гранит, вяжущий материал - полимерно-битумное вяжущее, в соответствии с нормативным правовым актом, указанным в пункте 7.10.8 настоящего Технического задания или горная порода крупного минерального заполнителя- гранит, вяжущий материал битум, в соответствии с нормативным правовым актом, указанным в пункте 7.10.7 настоящего Технического задания. Требования к материалам для верхних слоев покрытий, являющихся ответственными конструкциями, регламентируются действующими нормативными документами, а также настоящими требованиями, а именно: обеспечение адгезии с битумом каждого из составляющих чернощебеночный материал при определении качества сцепления битумного вяжущего с поверхностью щебня согласно нормативному правовому акту, указанному в пункте 7.9.2 настоящего Технического задания; содержание зерен лещадной и игловатой формы щебня до 10%; использование в качестве исходных узких фракций (5-10 мм, 10-20 (15) мм)".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления пояснили, что установленные Заказчиком в документации об Аукционе характеристики товаров (материалов) обусловлены в приобретении максимально качественных товаров.
Согласно пункту 17 информационной карты документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать исключительно согласие участника Аукциона на оказание услуг или выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, следовательно, участникам закупки в составе первой части заявки не требуется предоставлять конкретные показатели товаров (материалов) используемых при выполнении работ.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалоб не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком неправомерно установлено требование к описанию участниками закупки в составе заявки конкретных показателей химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, а также результаты испытаний указанных товаров.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводам жалоб, Заказчиком неправомерно объединены в один объект закупки выполнение не связанных между собой работ по текущему ремонту асфальтобетонных покрытий объектов улично-дорожной сети, находящихся в разных районах Восточного административного округа города Москвы, а также не связанных единым технологическим процессом работ и услуг, что ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Из жалоб Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно объединены в один предмет закупки выполнение не связанных между собой работ по текущему ремонту асфальтобетонных покрытий объектов улично-дорожной сети, находящихся в разных районах Восточного административного округа города Москвы, а также не связанных единым технологическим процессом работ и услуг, что ограничивает количество участников закупки.
Согласно извещениям о проведении Аукционов, документаций об Аукционах предметом контракта является выполнение работ по текущему ремонту асфальтобетонных покрытий объектов улично-дорожной сети Северного, Западного, Южного, Северо-Восточного, Юго-Восточного, Юго-Западного, Центрального административных округов города Москвы в 2018 году.
В соответствии с техническими заданиями документаций об Аукционах необходимо выполнить следующие виды работ: замена бортового камня; выравнивание люков смотровых колодцев подземных коммуникаций и дождеприемников ливнесточных колодцев; ремонт (укрепление) горловин люков смотровых колодцев подземных коммуникаций и решеток водоприемных колодцев; удаление изношенного верхнего слоя дорожного покрытия проезжей части, тротуаров (пешеходных зон) методом холодного фрезерования; ремонт дорожного покрытия проезжей части, тротуаров (пешеходных зон); укладка верхнего слоя дорожного покрытия проезжей части, тротуаров (пешеходных зон); восстановление газонов в местах проведения работ по ремонту тротуаров и бортовых камней; работы по восстановлению линий горизонтальной дорожной разметки в соответствии с требованиями нормативных правовых актов на нанесение горизонтальной дорожной разметки.
В соответствии с документацией об Аукционе, в рамках исполнения контракта необходимо выполнить перечень вышеуказанных работ по текущему ремонту асфальтобетонных покрытий объектов улично-дорожной сети на территории Северного, Западного, Южного, Северо-Восточного, Юго-Восточного, Юго-Западного, Центрального административных округов города Москвы в 2018 году.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления пояснили, что при формировании объекта закупки руководствовались территориальным расположением объектов улично-дорожной сети, технологическим процессом и спецификой выполнения данного вида работ, в том числе экономической целесообразностью.
Также, представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления пояснили, что перед началом выполнения работ в адрес Заказчика направляются заявки от администрации округа, в соответствии с которыми необходимо произвести текущий ремонт асфальтобетонных покрытий объектов улично-дорожной сети соответствующего административного округа Москвы.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии Управления не явился и в составе жалоб не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком неправомерно объединены в один предмет закупки выполнение не связанных между собой работ по текущему ремонту асфальтобетонных покрытий объектов улично-дорожной сети, находящихся в разных районах Северного, Западного, Южного, Северо-Восточного, Юго-Восточного, Юго-Западного, Центрального административных округов города Москвы в 2018 году, что ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы Кулакова А.В. на действия ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" необоснованными.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), наложенные письмом Московского УФАС России NТФ/11270/18 от 12.03.2018.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии: Д.С. Бруев
Г.А. Радочинский
Исп. Г.А. Радочинский (495) 784-75-05 (доб. 121)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 марта 2018 г. N 2-57-2929/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2018