Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок М.Г. Жуковой,
Члена Комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
при участии представителей:
ГБУ г. Москва "Городская реклама и информация": В.А. Захарова,
В.Е. Хавротина,
ООО ЧОП "Сухаревка - Спектум": М.А. Кудрявцева,
рассмотрев жалобу ООО ЧОП "Сухаревка - Спектум" (далее-Заявитель) на действия ГБУ г. Москва "Городская реклама и информация" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по физической охране в 2018 году (Закупка N 0373200452818000085) (далее-конкурс), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (N ТФ/10097 от 02.03.2018) документы и сведения.
По мнению Заявителя, требования, установленные Заказчиком в конкурсной документации, нарушают положения Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
По мнению Заявителя, конкурсная документация составлена таким образом, что не позволяет определить потребность Заказчика в конкретных видах охранной деятельности.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.2 ч.3 ст.49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.4 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
На основании п."г" ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в частности документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с - Закона о контрактной системе.
Заказчиком в п.15 общих требований к участникам закупки и в п.16 исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками закупки, при подаче заявок на участие в открытом конкурсе гл. II "Информация опроведении закупки" конкурсной документации установлено: -"Наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности (с приложением перечня разрешенных видов услуг, включающего следующие виды услуг: охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных п.7 ст.3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"; обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных п.7 ст.3 данного Закона) в соответствии с законодательством РФ"; -"Лицензия копия лицензии на осуществление частной охранной деятельности (с приложением перечня разрешенных видов услуг, включающего следующие виды услуг: охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных п.7 ст.3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"; обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных п.7 ст.3 данного Закона) в соответствии с законодательством РФ".
Однако в Приложении 1 к Техническому заданию "Перечень объектов государственной закупки" установлены следующие виды услуг: Охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 ч.3 ст.3 Закона РФ от 11.03.1992 N2487-1; Защита жизни и здоровья граждан; Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 ч.3 ст.3 Закона РФ от 11.03.1992 N2487-1, при этом в требованиях к документам, которые должны быть представлены участниками закупки, при подаче заявок на участие в открытом конкурсе отсутствует требование о представлении соответствующих документов.
Кроме того, в жалобе указано включение такого вида охранных услуг как защита жизни и здоровья граждан в данной закупке неправомерно по следующим основаниям: В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I
"О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон) охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам. Статьей 3 Закона установлено, что охрана жизни и здоровью граждан - это отдельный вид деятельности, предметом договора по которому может быть защита конкретного физического лица (гражданина). В соответствии со ст. 12 Закона заключение охранными организациями договоров с клиентами на оказание охранных услуг осуществляется в соответствии с положениями статьи 9 Закона, в которой сказано, что стороны обязаны заключить с каждым из своих заказчиков договор на оказание охранных услуг в письменной форме, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах. В связи с тем, что граждане (посетители, персонал и т.п.) не являются заказчиками услуг, а ГБУ "Городская реклама и информация" не является их уполномоченным представителем, то включение в Закупку требование по охране жизни и здоровью граждан неправомерно.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представители Заказчика не представили однозначных доказательств, опровергающих указанный довод жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в действиях Заказчика присутствуют нарушения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Также, по мнению Заявителя, в конкурсной документации отсутствует требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на хранение и использование оружия и патронов.
В Техническом задании конкурсной документации установлено: исполнитель должен иметь действующее разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему (бланк серии РХИ) с приложением списка номерного учёта оружия с указанием вида, модели, калибра, серии, номера каждой единицы оружия, разрешённого к хранению и использованию. Обязательно наличие у Исполнителя собственной мобильной группы частных охранников на автомобиле (специальная раскраска автомобиля, информационные надписи и знаки на автомобиле должны быть согласованы с органом внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации) в составе не менее двух частных охранников: вооруженных Исполнителем служебным оружием.
Согласно доводам жалобы, услуги и требования к лицам, оказывающим данные услуги, обозначенные в предмете закупки, регламентируются в том числе Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии). В соответствии со ст. 9 Закона об оружии приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежат лицензированию, таким образом, участник закупки должен иметь действующую лицензию на хранение и использование оружия и патронов к нему, выданную уполномоченными органами в сфере частной охранной деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что объектом закупки в соответствии с документацией является оказание услуг по физической охране, которая осуществляется путем выставления круглосуточных постов на объектах Заказчика без оружия. Вместе с тем техническим заданием предусмотрен ряд сопутствующих услуг, оказываемых исключительно в случае наступления определенных обстоятельств. Так, в случае возникновения чрезвычайной ситуации на объекте исполнитель обязан обеспечить прибытие вооруженной мобильной группы. Согласно п.2.27 Технического задания, разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему должен иметь при себе экипаж мобильной группы, а не частный охранник на посту охраны.
Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
Кроме того, по мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в утверждении конкурсной документации в нарушение положений Закона о контрактной системе, а именно, в части оцениваемого критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно ч.7 ст.53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом, согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Заказчиком в конкурсной документации по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено, в частности: "Значимость: 40 % (коэффициент значимости критерия 0.4) Содержание: Подтверждение опыта работы участника закупки на рынке оказания услуг охраны объектов и (или) имущества, обеспеченность участника закупки трудовыми и материально-техническими ресурсами. Порядок оценки: При оценке заявок по данному критерию лучшим условием исполнения контракта по указанному критерию признается предложение участника конкурса, набравшего наибольшее количество баллов по данному критерию (максимальное кол-во баллов - 100). Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов. Показатели критерия: Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг Коэффициент значимости (КЗ) =0.45 Максимальная оценка по показателю -45.0 баллов. Содержание: Максимальная оценка по показателю - 45 баллов. Оценивается предложение участника о количестве квалифицированных специалистов, которые будут привлечены к оказанию услуг при исполнении контракта, а именно сотрудники охраны, обладающие правовым статусом. Сведения подтверждаются следующими документами: - копия действующего договора страхования частных охранников на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ими охранных услуг, заключенного частной охранной организацией со страховой организацией в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 19 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", и содержащего сведения о количестве застрахованных лиц; - копия документа, содержащего сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по форме, установленной приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174 "Об утверждении формы сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год". Заявка участника с наибольшим количеством сотрудников с подтвержденной квалификацией оценивается максимальным количеством баллов с учетом коэффициента значимости (КЗ). Порядок оценки: Порядок оценки: Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi ), определяется по формуле: НЦБi = КЗ 100
(Кi / К max ), где: КЗ - коэффициент значимости показателя. Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; К max - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки. Показатели критерия: Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у него транспортных средств, имеющих специальную раскраску и информационные надписи и знаки, согласованные с органами внутренних дел, и указывающие на принадлежность транспортных средств участнику закупки Коэффициент значимости (КЗ) =0.1 Максимальная оценка по показателю -10.0 баллов. Содержание: Максимальная оценка по показателю - 10 баллов. Оценивается предложение участника закупки по обеспеченности транспортными средствами, имеющими специальную раскраску и информационные надписи и знаки, согласованные с органами внутренних дел, и указывающие на принадлежность транспортных средств участнику закупки. Сведения подтверждаются копиями договоров купли-продажи, аренды (лизинга) транспортных средств с приложением актов приема-передачи транспортных средств участнику закупки или копиями паспортов транспортных средств, копиями заключений органов внутренних дел о согласовании специальной раскраски и информационных надписей и знаков на транспортных средствах. Заявка участника с наибольшим количеством транспортных средств, имеющих специальную раскраску и информационные надписи и знаки, согласованные с органами внутренних дел, и указывающие на принадлежность транспортных средств участнику закупки оценивается большим количеством баллов. Порядок оценки: Порядок оценки: Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi ), определяется по формуле: НЦБi = КЗ
100
(Кi / К max ), где: КЗ - коэффициент значимости показателя. Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; К max - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.
Согласно доводам жалобы, в рамках данной закупки необходимы услуги охраны на объектах на 13 постах и 1 мобильной группой, однако Заказчиком в порядке оценки не определено предельное значение количества квалифицированных сотрудников, необходимых для оказания охранных услуг в рамках предмета закупки и наличие транспортных средств.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) Заказчик вправе, а не обязан устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалифицированных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе в части вышеуказанных доводов жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности вышеуказанных доводов жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОП "Сухаревка - Спектум" на действия ГБУ г.Москва "Городская реклама и информация" обоснованной в части установления
неправомерных требований к оказываемым услугам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии М.Г. Жукова
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
З.У. Несиев
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
1. ГБУ г. Москва "Городская реклама и информация"
117105, г. Москва, Варшавское шоссе,
д. 8а
2. ООО ЧОП "Сухаревка - Спектум"
127018, г. Москва, Складочная ул.,
д. 15а, стр. 1
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-2671/77-18 об устранении
нарушений Закона о контрактной системе
05.03.2018 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок М.Г. Жуковой,
Члена Комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок
З.У. Несиева,
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
на основании решения Комиссии от 05.03.2018 по делу N 2-57-2671/77-18, по итогам рассмотрения жалобу ООО ЧОП "Сухаревка - Спектум" (далее-Заявитель) на действия ГБУ г. Москва "Городская реклама и информация" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по физической охране в 2018 году (Закупка N 0373200452818000085) (далее-конкурс), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Конкурсной комиссии отменить Протокол рассмотрения заявок на участие в Конкурсе, Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсе, разместить на Официальном сайте информацию об отмене указанных протоколов, а также вернуть участникам размещения заказа ранее поданные ими заявки на участие в Конкурсе с уведомлением о прекращении действия указанных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.
2. Заказчику не позднее 5 рабочих дней со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания вернуть участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в Конкурсе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
3. Заказчику:
- привести Конкурсную документацию в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 05.03.2018 по делу N 2-57-2671/77-18, а также разместить соответствующую документацию на Официальном сайте;
- назначить новую дату вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсе, дату рассмотрения заявок на участие в Конкурсе и дату подведения итогов Конкурса, а также разместить на Официальном сайте информацию об указанных датах. При этом срок подачи заявок на участие в Конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на Официальном сайте соответствующей Конкурсной документации до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе такой срок составлял не менее чем 10 рабочих дней.
4. Заказчику, Конкурсной комиссии в срок до 10.05.2018 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч.7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в Арбитражном суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.Г. Жукова
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
З.У. Несиев
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 марта 2018 г. N 2-57-2671/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2018