Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок
при участии сторон:
1. Уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее - уполномоченный орган, Госкомзакуп Хакасии):
- "_", на основании доверенности от 15.12.2017 года N 3,
- "_", на основании доверенности от 04.04.2018 года N 7.
2. Государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Абазинская городская больница" (далее - Заказчик, ГБУЗ РХ "Абазинская городская больница"):
- "_", на основании доверенности от 03.04.2018 года N 12,
3. В отсутствии заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "АРТ-Сервис" (далее - ООО "АРТ-Сервис"), извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу N 24/КС ООО "АРТ-Сервис" на действия комиссии уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для компьютерной техники (закупка N 0380200000118000889), и результаты проведения внеплановой проверки действий государственного заказчика, уполномоченного органа и его комиссии, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 29.03.2018 года входящий N 1590 поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "АРТ-Сервис" (далее - ООО "АРТ-Сервис") на действия комиссии уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для компьютерной техники (закупка N 0380200000118000889).
Заявитель не согласен с решением комиссии уполномоченного органа о признании его заявки несоответствующей установленным требованиям, и приводит следующие доводы.
Согласно части 7 "Описание объекта закупки" по позиции N 10 к поставке требовался: Картридж HP 85 А (СЕ285А) в принтеры HP LaserJet Pro PI 100. ООО "АРТ-Сервис" в первой части заявки по данной позиции был предложен картридж 85 А (СЕ285А) в принтеры HP LaserJet Pro PI 100, товарный знак отсутствует страна происхождения товаров Россия.
Податель жалобы отмечает, что действующим законодательством не установлено возможности устанавливать запрет на поставку совместимых товаров. Заказчик в документации об аукционе не обосновал необходимость закупки именно картриджей товарного знака "НР".
Кроме того, согласно обоснованию начальной (максимальной) цены контракта (закупка N 0380200000118000889), цена за картридж НР 85 А (СЕ285А) установлена 800 рублей, а согласно мониторингу цен Яндекс. Маркет. цена оригинального картриджа HP 85А (СЕ285А) составляет в среднем 3970 рублей, в свою очередь 800 рублей - это стоимость совместимого картриджа.
Учитывая изложенное, заявитель считает, что основания для отклонения заявки ООО "АРТ-Сервис" отсутствовали, и просит провести повторную процедуру рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
В адрес антимонопольного органа 02.04.2018 года вх. N 1654 поступил пакет документов от уполномоченного органа, а также представлены письменные пояснения, в которых указывается на необоснованность доводов жалобы.
Представитель Госкомзакупа Хакасии на заседании комиссии по рассмотрению жалобы пояснил, что при рассмотрении первых частей заявок комиссия оценивала заявки участников на соответствие требованиям аукционной документации, а именно на соответствие технических характеристик, указанных в части 7 "Описание объекта закупки" аукционной документации. Кроме того, представителем Госкомзакупа Хакасии представлена копия руководства пользователя на принтеры HP LaserJet Pro PI 100, в котором указано, что компания не рекомендует использовать картриджи других производителей, как новых, так и восстановленных. Гарантия HP и соглашения об обслуживании не распространяются на повреждения, вызванные использованием картриджей других производителей.
02.04.2018 года вх. N 1616 в адрес антимонопольного органа также поступил пакет документов от государственного заказчика. Присутствующий на заседании комиссии по рассмотрению жалобы представитель ГБУЗ РХ "Абазинская городская больница" устно поддержал доводы представителя уполномоченного органа, просил признать жалобу необоснованной, а также добавил, что заказчику требуются оригинальные расходные материалы на используемое им оборудование.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что истребованные у государственного заказчика, уполномоченного органа документы и информация о размещении вышеуказанной закупки, представлены на рассмотрение жалобы N 24/КС в полном объеме.
В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 05.12.2017 N 630 "Об утверждении Положения о Государственном комитете по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия" утвержден Порядок взаимодействия Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия с заказчиками (далее - Порядок взаимодействия).
Согласно пунктов 2.1.2 - 2.1.11 Порядка взаимодействия Заказчик:
2.1.1. Осуществляет закупки в соответствии с информацией, включенной в план-график закупок.
2.1.2. Направляет заявки (за исключением случаев осуществления заказчиком закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на размещение закупки (далее - заявка) в Госкомитет не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания месяца размещения закупки, указанного в плане-графике закупок.
2.1.3. Подает заявку по форме, утвержденной Госкомитетом, в электронном виде с использованием средств программного обеспечения "Автоматизированная информационная система "Государственный заказ Республики Хакасия", заверенную электронной подписью уполномоченного представителя заказчика.
2.1.4. Формирует планы-графики закупок в Автоматизированной информационной системе "Государственный заказ Республики Хакасия" в пределах бюджетных ассигнований по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения закупок, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Утверждает план-график и план закупок, вносит изменения в план-график и план закупок, размещает их в единой информационной системе.
2.1.5. Направляет в комиссию не менее двух специалистов для включения в состав комиссии по определению поставщиков, подрядчиков, исполнителей при проведении закупок для соответствующих заказчиков.
2.1.6. Размещает в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - единая информационная система) извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в порядке и случаях, которые предусмотрены Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
2.1.7. Утверждает описание объекта закупки, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также проект контракта и иные сведения и документы, входящие в состав заявки, в целях включения сведений из заявки в неизменном виде в документацию о закупке как часть документации, утвержденную непосредственно заказчиком.
2.1.8. В порядке и сроки, которые установлены Законом о контрактной системе, представляет в Госкомитет разъяснения положений документации, внесение изменений и отмену закупки.
2.1.9. В случае принятия заказчиком решения о необходимости внесения изменений в извещение о проведении конкурса (аукциона), запроса котировок или внесения изменений в конкурсную документацию (документацию об аукционе), запрос котировок или об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в течение дня, следующего после принятия такого решения, заказчик уведомляет Госкомитет о принятом решении.
Уведомление подается в письменной или электронной форме.
2.1.10. В течение пяти рабочих дней с момента отклонения Госкомитетом заявки обязан устранить замечания, выявленные в заявке, и представить в Госкомитет доработанную заявку.
Нарушение заказчиком срока, установленного в настоящем пункте, является основанием для удаления заявки из Автоматизированной информационной системы "Государственный заказ Республики Хакасия".
2.1.11. Несет ответственность за нарушение Закона о контрактной системе, в том числе за формирование заявки не в соответствии с информацией, содержащейся в плане-графике закупок.
Согласно пунктов 2.2.1 - 2.2.5 Порядка взаимодействия Госкомитет:
2.2.1. На основании заявок, утвержденных заказчиком, формирует и размещает в единой информационной системе конкурсную документацию, документацию об аукционе, извещение о проведении запроса котировок, запроса предложений (далее - документация).
Утверждает документацию, за исключением утвержденных сведений, содержащихся в документах, представленных заказчиком в заявке на размещение закупки.
Срок размещения документации не должен превышать 10 рабочих дней с даты поступления утвержденной заявки в Госкомитет, но не ранее сроков, установленных в плане-графике закупок.
2.2.2. В случае наличия замечаний по форме заявки, по срокам, установленным в плане-графике закупок для размещения извещения, с учетом сроков, указанных в пункте 2.1.2 настоящего Порядка, отклоняет ее и возвращает заявку заказчику.
Сведения, утвержденные заказчиком в заявке на размещение закупки, изменению и дополнению Госкомитетом не подлежат, но могут быть изменены заказчиком.
2.2.3. Формирует на основании предложений заказчика состав конкурсной, аукционной, котировочной комиссии или комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений (далее - комиссия). Оформляет приказом Госкомитета решение о создании комиссии и назначении ее председателя.
2.2.4. Устанавливает требования к содержанию и составу заявки участников закупки на участие в закупке исходя из сведений, утвержденных заказчиком в заявке на размещение закупки.
2.2.5. Осуществляет иные полномочия, установленные Законом о контрактной системе, за исключением полномочий, реализуемых заказчиками.
Пунктом 3 Порядка взаимодействия установлено, что Госкомитет и заказчики несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за действия (бездействие), приведшие к нарушению норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с разграничением функций, предусмотренных настоящим Положением, в том числе в части утверждения документации о закупках.
12.03.2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" размещена информация (извещение, аукционная документация, техническое задание, обоснование НМЦ) о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для компьютерной техники (закупка N 0380200000118000889).
Начальная (максимальная) цена контракта - 131 316 рублей 00 копеек.
Заказчиком электронного аукциона является ГБУЗ РХ "Абазинская городская больница".
Документация об аукционе в электронной форме N ЭА/18-001047 от 12.03.2018 г. утверждена председателем Госкомзакупа Хакасии, главным врачом ГБУЗ РХ "Абазинская городская больница" (в соответствии с п.2.1.7 Порядка взаимодействия, утвержденного Постановлением Правительства от 05.12.2017 N 630).
Согласно Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от от 27.03.2018 N 0380200000118000889-1 на участие в электронном аукционе поступило 6 (шесть) заявок. Комиссия уполномоченного органа рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе, на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе и приняла решение:
Допустить к участию в аукционе в электронной форме и признать участником аукциона в электронной форме участников с порядковыми номерами заявок 2, 5.
Участникам с порядковыми номерами заявок 1, 3, 4, 6 отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в нарушение подпункта б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: первая часть заявки на участие в электронном аукционе содержит информацию, не соответствующую значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме по позиции N 10 части 7 "Описание объекта закупки".
Заявка участника с порядковым номером 6 также не содержит конкретных характеристик, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме по позиции N 1 части 7 "Описание объекта закупки" (объем).
Протоколом проведения электронного аукциона 30.03.2018 N0380200000118000889-2 установлено следующее:
Порядковый номер участника |
Предложенная цена |
Время подачи предложения |
2 |
97 173,84 руб. |
30.03.2018 07:18:29 (по московскому времени) |
5 |
97 830,42 руб. |
30.03.2018 07:18:28 (по московскому времени) |
На момент рассмотрения жалобы по существу, Протокол подведения итогов электронного аукциона на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru не размещен.
1. По доводу заявителя об отсутствии в документации об аукционе обоснования необходимости в закупке именно оригинальных картриджей товарного знака HP.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок, обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Дата и время окончания подачи заявок (закупка N 0380200000118000889) - 21.03.2018 08:00.
Жалоба ООО "АРТ-Сервис" поступила в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 29.03.2018 года.
Таким образом, рассмотрение вышеуказанного довода заявителя комиссией антимонопольного органа в рамках настоящей жалобы не проводится, поскольку такой довод направлен на обжалование положений документации об аукционе после окончания установленного срока подачи заявок.
2. По доводу заявителя о неправомерном отказе ООО "АРТ-Сервис" в допуске к участию в аукционе.
В Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (приложение к информационной карте) установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, в аукционной документации заказчиком установлены требования к содержанию первой части заявки в соответствии с подпунктом б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно части 7 "Описание объекта закупки" аукционной документации по позиции 10 к поставке требовался товар со следующими характеристиками:
N п/п |
Наименование товара |
Характеристики товара |
Ед. изм |
Количество |
10 |
Картридж |
HP 85 А (CE285A) в принтеры HP LaserJet Pro P1100 |
Шт. |
10 |
Комиссия антимонопольного органа проанализировала заявку подателя жалобы (участник с порядковым номером заявки 3) и установила, что по позиции 10 технического задания аукционной документации участник предлагает к поставке картридж 85 А (CE285A) в принтеры HP LaserJet Pro P1100, страна происхождения - Россия, и, как указывает заявитель в жалобе, такой товар является совместимым.
Вместе с тем, аукционной документацией не предусмотрена возможность поставки товара, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации. При этом, согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком.
Представитель заказчика на заседании комиссии пояснил, что к поставке в ГБУЗ РХ "Абазинская городская больница" требуются оригинальные картриджи для принтеров HP LaserJet Pro P1100, которые в настоящее время используются заказчиком.
Таким образом, заявка подателя жалобы - ООО "АРТ-Сервис" не соответствует установленным требованиям технического задания аукционной документации, и комиссия уполномоченного органа на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок правомерно отказала в допуске к участию в аукционе такому участнику.
На основании вышеизложенного, довод заявителя о неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе не нашел своего подтверждения, что дает основание признать жалобу ООО "АРТ-Сервис" необоснованной.
В соответствии с положениями части 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 24/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В результате проведения внеплановой проверки установлены следующие нарушения.
1. Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктами 10, 11 технического задания документации об аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам, например: Картридж HP 85 А (CE285A) в принтеры HP LaserJet Pro P1100, Картридж TK-1110 в принтеры Kyocera 1020.
Учитывая изложенное, комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что заказчиком в документации об аукционе ненадлежащим образом установлены требования к содержанию первой части заявок участников закупки, а именно не установлена возможность (по вышеуказанным позициям технического задания аукционной документации) дать согласие в составе заявки участнику закупки, предлагающему для поставки товар того же товарного знака, модели, указание на которые содержится в документации об аукционе.
Таким образом, действия заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, что содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
Как уже указывалось ранее, заказчиком в аукционной документации установлены требования к содержанию первой части заявки о предоставлении конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Вместе с тем, комиссия Хакасского УФАС России, проанализировав техническое задание аукционной документации, приходит к выводу о том, что в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчиком не указаны максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям, а также значения таких показателей, которые не могут изменяться.
Вышеуказанные действия заказчика содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок, федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155) определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в приложении к такому Приказу.
К товарам, в отношении которых Приказом N 155 определены условия допуска, в том числе относятся:
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) |
Наименование позиции товара |
26.20 |
Компьютеры и периферийное оборудование |
В свою очередь, техническое задание аукционной документации (закупка N 0380200000118000889) предусматривает поставку следующих расходных материалов для компьютерной техники:
N |
Наименование |
Характеристики |
1 |
Тонер |
Для картриджа HP LJ 1200 Технология печати: лазерная. Цвет тонера - черный. Ресурс печати не менее 2500 страниц при 5 % заполнении листа формата А4. Объем не менее 140 г. Состав: стиролакриловые сополимеры, неорганические наполнители, зарядорегулятор, пигменты, воски, внешние добавки. |
2 |
Резиновый прижимной вал |
для картриджа HP 85 А (CE285A) в принтеры HP LaserJet Pro P1100 |
3 |
Резиновый прижимной вал |
для картриджа FX-10 в принтеры Canon MF4018 |
4 |
Фотобарабан |
для картриджа HP 85 А (CE285A) в принтеры HP LaserJet Pro P1100 |
5 |
Фотобарабан |
для картриджа Е-16, ксерокс Canon FС108 |
6 |
Фотобарабан |
для картриджа ЕР-22, ксерокс Canon LBP 1110 |
7 |
Ракель |
для картриджа HP 85 А (CE285A) в принтеры HP LaserJet Pro P1100 |
8 |
Ракель |
для картриджа FX-10 в принтеры Canon MF4018 |
9 |
Токопроводящая смазка |
Для всех видов картриджей. Объем не менее 50 гр. |
10 |
Картридж |
HP 85 А (CE285A) в принтеры HP LaserJet Pro P1100 |
11 |
Картридж |
TK-1110 в принтеры Kyocera 1020 |
12 |
Тонер |
для картриджа Kyocera TK-1110 Объем не менее 140 гр. |
При этом, в заявке заказчика N 51584 на размещение закупки, а также в Извещении о проведении электронного аукциона от 12.03.2018 N0380200000118000889 по всем вышеуказанным товарам указан код и наименование по ОКДП - 26.20.40.190 "Комплектующие и запасные части для вычислительных машин прочие, не включенные в другие группировки".
Хакасское УФАС России полагает, что требуемые к поставке товары не могут быть отнесены к коду ОКПД2 "Комплектующие и запасные части для вычислительных машин прочие, не включенные в другие группировки". Так, например, из письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.11.2016 N ОГ-Д28-13219 следует, что картриджи для принтеров и многофункциональных устройств относятся к коду ОКПД2 - 28.23.25 "Части и принадлежности прочих офисных машин", картриджи для копировально-множительных аппаратов относятся к коду ОКПД2 - 28.23.26 "Части и принадлежности фотокопировальных аппаратов". Также в Письме содержится указание о том, что при закупке картриджей положения Приказа N 155 не применяются.
Кроме того, в компьютерной терминологии под периферийными устройствами компьютера понимаются устройства, которые подключаются к компьютеру с помощью специальных разъемов (монитор, дисплей, экран, клавиатура, мышь, принтер, сканер, акустические колонки, источники бесперебойного питания, веб-камеры), в свою очередь требуемые к поставке товары являются расходными материалами для компьютерной техники.
Таким образом, комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что заказчиком неправомерно установлены: код ОКПД2 - 26.20.40.190 "Комплектующие и запасные части для вычислительных машин прочие, не включенные в другие группировки", и, как следствие, условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами согласно Приказу N 155. Заказчик нарушил положения части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок, что содержит признаки состава административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Комиссией Хакасского УФАС России при проведении внеплановой проверки установлены также следующие существенные противоречия в аукционной документации, а именно в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (приложение к информационной карте), которые могли повлиять на результаты определения поставщика.
Так, при подаче сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в Части 7 "Описание объекта закупки" - (далее - Описание объекта закупки) настоящей документации (абзац 5 инструкции).
Вместе с тем, при подготовке заявки участник закупки должен исходить из того, что он готовит заявку с учетом требований к техническим характеристикам и показателям, установленным в документации об аукционе в ч. 7 "Описание объекта закупки" после полного изучения содержания документации, руководствуясь общепринятыми обозначениями и наименованиями в соответствии с требованиями действующих нормативных актов (абзац 13 инструкции).
Таким образом, из содержания вышеуказанных положений инструкции не представляется возможным однозначно определить какую именно информацию, указанную в части 7 "Описание объекта закупки" следует представить участнику в первой части заявки: исключительно наименование и технические характеристики из табличной части технического задания, либо же в целом всю информацию, обозначенную в части 7 "Описание объекта закупки". Комиссия антимонопольного органа полагает, что такие противоречия могут привести к неоднозначной оценке заявок участников, в виду чего, подлежат устранению.
Кроме того, в абзаце 14 инструкции указано, что "в случае если в составе первой части заявки на участие в аукционе в форме участником аукциона не указаны конкретные значения показателей товара, при рассмотрении заявок на участие в аукционе такой участник не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе".
Вместе с тем, разработанное и утвержденное заказчиком описание объекта закупки (часть 7 документации об аукционе) не содержит такого понятия как "значение показателей товара", а также не указано что является показателями товара, что также может ввести участников закупки в заблуждение и привести к необоснованному отказу в допуске к участию в электронного аукционе, в виду чего, при формировании описания объекта закупки заказчику следует использовать общепринятые обозначения и понятия, установленные Законом о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента установлено, что в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссией антимонопольного органа установлено, что выявленные нарушения повлияли на результаты определения поставщика, в связи с чем, комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение таких нарушений.
В соответствии с частью 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 3 статьи 66, части 4 и части 5 статьи 67, части 15 статьи 99, части 4 статьи 105, части 1 статьи 107 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.30, 3.33. 3.35 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу N 24/КС ООО "АРТ-Сервис" на действия комиссии уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для компьютерной техники (закупка N 0380200000118000889) необоснованной.
2. Рассмотрение довода жалобы на положения документации об аукционе не проводить в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Признать государственного заказчика - ГБУЗ РХ "Абазинская городская больница" нарушившим часть 3 статьи 14, часть 2 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
4. Государственному заказчику - ГБУЗ РХ "Абазинская городская больница", уполномоченному органу - Государственному комитету по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия и его комиссии, а также оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 4 апреля 2018 г. N 24/КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2018