Резолютивная часть объявлена 30.03.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 04.04.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Винников М.В. по доверенности N10 от 29.03.2018, Власенко Т.Г. по доверенности N11 от 29.03.2018;
от Уполномоченного органа - Козырева И.В. по доверенности N1 от 01.01.2018, Пойлова Е.А. по доверенности от 01.01.2018.
от третьего лица - Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Ибраев С.Б. по доверенности N18 от 12.09.2017.
рассмотрев жалобу ООО "АЙТИ-ШКОЛА" (ИНН 1650337518, ОГРН 1161690152843) от 23.03.2018 N381-ж на действия Заказчика - Департамент информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по обучению основам компьютерной грамотности по программе "E-Citizen - Электронный гражданин" (извещение N0187200001718000123) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика и Уполномоченного органа, сформировавших описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
ООО "АйТи-школа", руководствуясь положениями ст. 105 Закона о контрактной системе просит рассмотреть вопрос о внесении изменений в связи с нарушением конкурентных условий при размещении закупки.
Согласно предоставленной аукционной документации к поставщикам услуг по указанному контракту к поставщику услуг установлено требование об обязательном наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково"), выданной в порядке, установленном Положением о лицензировании образовательной деятельности (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности") на следующий подвид дополнительного образования: "Дополнительное образование детей и взрослых" на основании пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Согласно п. 40 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково").
Аукционной документацией установлено требование наличия образовательной лицензии на следующий подвид дополнительного образования: "Дополнительное образование детей и взрослых".
В то же время, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" установлен закрытый перечень программ, подлежащих обязательному лицензированию, а именно:
- реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ;
- реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных предпрофессиональных программ;
- реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации;
- реализация дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки.
Согласно пункту 2 технического задания аукциона, указанная программа включает в себя обучение навыкам использования информационно-коммуникационных технологий по курсу "Эффективное использование сервисов электронного правительства" жителей городских округов и муниципальных районов автономного округа.
Целью услуг в рамках госзаказа является обучение граждан навыкам использования информационно-коммуникационных технологий по курсу "Эффективное использование сервисов электронного правительства" для дальнейшего использования ими общественно- значимой информации с помощью информационных технологий, повышение компьютерной грамотности, приобщение максимального их количества к информационному обществу, увеличения доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме для улучшения качества их жизни и облегчения взаимодействия с государственными структурами.
Таким образом, указанные в аукционной документации требования не позволяют точно отнести программу в рамках размещенного государственного заказа к перечню программ, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" как обязательных к лицензированию.
Кроме того, не подлежит лицензированию деятельность в форме разовых лекций, консультаций, тренингов, выставок, конференций, мастер-классов, семинаров, вебинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании от имени исполнителя.
Согласно пункта 10.1 технического задания Заказчик передает исполнителю информацию (контакты) ответственного лица организации - разработчика тестовой базы для прохождения итогового тестирования в сети Интернет и примерную учебную программу курса "Эффективное использование сервисов электронного правительства".
Исходя из вышесказанного, исполнитель по указанному контракту не проводит тестирование и выдачу от своего имени документов об образовании, что делает требование к наличию лицензии необоснованным и ограничивающим конкуренцию при участии в закупке.
Согласно п. 4 ст. 91 ФЗ "Об образовании" лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также - лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.
Согласно условиям опубликованного аукциона, под местами оказания услуг (проведения обучения) предполагаются специально оборудованные стационарные компьютерные классы, подключенные к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), размещенные в центрах общественного доступа (перечень центров общественного доступа размещен на сайте http://www.depit.admhmao.ru/ в разделе "IT- проекты"), созданных на базе общедоступных библиотек; в культурно-досуговых и научно- исследовательских центрах; в центрах социального обслуживания населения автономного округа.
Таким образом, условия технического задания прямо противоречат п. 4 ст. 91 ФЗ "Об образовании", определяющем указание в приложении адреса места осуществления образовательной деятельности, что ущемляет права обладателя лицензии на участие в аукционе.
Ч. 2 ст. 8 закона N44-ФЗ установлен такой законодательный запрет: запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям закона N44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. К указанным требованиям относятся также требования, содержащиеся в п. 9 ч. 1 ст. 31 закона N44-ФЗ.
Согласно положения ст. 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно положениям ст. 8 указанного закона, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Представители присутствующих сторон не согласились с доводами Заявителя и пояснили, что Заказчик и Уполномоченный орган действовали в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьей 91 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N273-ФЗ) образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Частью 17 статьи 2 Закона N273-ФЗ установлено, что образовательная деятельность - это деятельность по реализации образовательных программ.
В соответствии с частью 2 статьей 75 Закона N273-ФЗ дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по обучению основам компьютерной грамотности по программе "E-Citizen - Электронный гражданин" (извещение N0187200001718000123) размещены на официальном сайте единой информационной системы 19.03.2018.
В составе второй части заявки участникам закупки необходимо приложить лицензию на осуществление образовательной деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково"), выданной в порядке, установленном Положением о лицензировании образовательной деятельности (утвержден постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности") на следующий подвид дополнительного образования: "Дополнительное образование детей и взрослых" на основании пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 10.1 Технического задания Заказчик до начала обучения передает Исполнителю примерную учебную программу "е-Citizen - Электронный гражданин", в рамках которой осуществляется оказание услуг.
Согласно пункту 1.1 примерной учебной программы основными целями программы являются: преодоление цифрового неравенства и обеспечения возможности использования жителями Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ, также - Югра) информационных ресурсов и общественно-значимой информации с помощью информационных технологий, приобщения максимального их количества к информационному обществу, увеличения доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме для улучшения качества их жизни и облегчения взаимодействия с государственными структурами.
Таким образом, содержание указанной программы позволяет в полной мере отнести ее к дополнительным общеразвивающим программам, указанным в статье 75 Закона N273-ФЗ, согласно которой дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
В соответствии с пунктом 10.5 Технического задания Исполнитель:
- по окончанию обучения проводит оценочное анкетирование слушателей по форме (форма в приложении 4 к техническому заданию);
- организует и проводит итоговое тестирование слушателей посредством выхода на сайт системы тестирования (http://test2011.ecdl.su) в сети Интернет;
- проводит выдачу сертификатов слушателям, успешно прошедшим итоговое тестирование, что подтверждается автоматическим оповещением сайта системы тестирования (http://test2011.ecdl.su/) в сети Интернет.
В процессе обучения слушатели должны научиться:
- работать с компьютером (файлы и папки, работа с текстом);
- работать в базовых офисных приложениях, таких как: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Outlook, Microsoft Power Point;
- работать с планшетом и мобильными устройствами;
- работать с базовыми офисными приложениями российского, свободно распространяемого офисного программного обеспечения (на примере LibreOffice);
- безопасной работе в сети Интернет;
- работать в сети Интернет, осуществлять поиск и обработку информации (основы работы с Интернет-браузером, навигация в сети Интернет, работа с электронной почтой);
- работать с сайтами и порталами федеральных, региональных органов власти и органов власти автономного округа для получения необходимой информации;
- приобретать товары и услуги через Интернет; бронировать гостиницы и билеты;
- общаться в онлайн конференциях, чатах, форумах и в социальных сетях;
- защищать компьютер с помощью антивирусных программ;
а также:
- освоить принципы работы и основные разделы портала электронного правительства, состав государственных услуг населению и их нормативный правовой статус (на примерах федеральных, региональных, муниципальных услуг по популярным услугам по жизненным ситуациям);
- сформировать навыки, необходимые для получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде: персональная регистрация и получение доступа к государственной услуге, оформление запроса, работа с информацией по запросу, ответ на запрос;
- получить представление о мобильном доступе к ЕПГУ населению, сформировать опыт работы с порталом через мобильные устройства.
В соответствии с частью 4 статьи 75 Закона N273-ФЗ лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.
Поскольку программа, реализуемая в рамках данной закупки является дополнительной общеразвивающей программой, адреса мест осуществления образовательной деятельности в лицензии указывать не требуется.
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "АЙТИ-ШКОЛА" (ИНН 1650337518, ОГРН 1161690152843) от 23.03.2018 N381-ж на действия Заказчика - Департамент информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по обучению основам компьютерной грамотности по программе "E-Citizen - Электронный гражданин" (извещение N0187200001718000123) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 30 марта 2018 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2018