Резолютивная часть объявлена 02.04.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 05.04.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин В.П. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Дезалит" (ИНН 3664217937, ОГРН 1163668071764) от 26.03.2018 N387-ж на действия Заказчика - МКУ "Управление по делам администрации Нефтеюганского района", аукционной комиссии Уполномоченного органа - Администрация Нефтеюганского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по проведению дератизации и дезинсекции (извещение N0187300001718000090) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, аукционной комиссии при проведении электронного аукциона.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
Заказчиком объявлено о проведении указанной закупки, утверждена и размещена аукционная документация по Код по ОКПД2 (из плана-графика): 81.29.11.000: Услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации
В аукционной документации Заказчика установлены требования: документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки, или копии этих документов: лицензия на осуществление медицинской деятельности, виды работ: дезинфектология. При подведении итогов аукциона нашу заявку признали несоответствующей по причине отсутствия данной лицензии.
С данным требованием Заказчика не согласны в полном объеме по следующим основаниям:
В соответствии с условиями аукциона Заказчику требуются услуги по дератизации и дезинсекции. В документации не идет речь о дезинфекции.
В приказе Минздрава РФ от 11.03.2013 N121н четко определено, что лицензирование "дезинфектологии" необходимо исключительно в рамках оказания медицинской помощи.
Согласно ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 г. N323-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации":
медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;
медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;
медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и "иным работником", имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;
медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Работы по дезинсекции и дератизации не относятся к медицинской деятельности, не являются медицинскими услугами, и как следствие медицинской помощью. Следовательно, не лицензируются.
Письмом Минздрава РФ от 09.06.2016 N14-5/993 также было разъяснено, что при осуществлении дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, которые не предусматривают проведение мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не является медицинской услугой, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.
Согласно п. 2.1.3 ГОСТ Р 56994-2016 "Дезинфектология и дезинфекционная деятельность. Термины и определения", дезинфектология: Область науки, изучающая закономерности неспецифической профилактики инфекционных и паразитарных болезней путем воздействия на патогенные биологические объекты и их переносчиков. Как видно из определения, дезинфектология включает в себя не только дезинфекционную деятельность, а все мероприятия, касающиеся неспецифической профилактики инфекционных и паразитарных болезней. Работы, услуги по дезинфекции, дезинсекции, дератизации входят в ту часть понятия дезинфектологии, которая не относится к медицинской помощи и не подлежит лицензированию. Лицензия по дезинфектологии дает право на проведение мероприятий неспецифической профилактики инфекционных и паразитарных болезней в рамках оказания медицинской помощи (СП 3.1/3.2.3146-13 Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", СП 3.1.1381-03. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Профилактика столбняка. Санитарно-эпидемиологические правила" и т.д.).
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующим отношения в соответствующих сферах деятельности.
Следовательно, если объект закупки связан с осуществлением деятельности, подлежащей лицензированию, аукционная документация должна содержать требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии, а участник аукциона должен представить соответствующие документы, подтверждающие право на осуществление лицензируемого вида деятельности. Перечень лицензируемых видов деятельности определён Законом о лицензировании, в частности, в соответствии с пунктом 46 пункта 1 статьи 12 Закона лицензированию подлежит медицинская деятельность. Лицензирование деятельности связанной с проведением дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ, названным федеральным законом не предусмотрено.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) её компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
При этом требований к организации и выполнению работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность в целях лицензирования по дезинфектологии, Минздравом России не установлено.
В статье 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" указано: медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Исходя из данной нормы, порядки оказания медицинской помощи устанавливаются на федеральном уровне, являются едиными и обязательными для всех медицинских организаций, осуществляющих свою деятельность на территории РФ. Кроме того, порядки оказания медицинской помощи носят обязательный характер для исполнения всеми медицинскими организациями (п. 2 ст. 79 Закона N 323-ФЗ) Порядки оказания медицинской помощи являются нормативно-правовыми актами федерального органа исполнительной власти и должны проходить государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, также они подлежат обязательному официальному опубликованию. Порядки оказания медицинской помощи, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий.
В условиях отсутствия установленных требований в целях лицензирования к организации и выполнению работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, а также отсутствия принятых Минздравом порядков оказания медицинской помощи по дезинфектологии, встает вопрос о законности уже выданных лицензий, законности осуществляемой медицинскими организациями деятельности на основе данных лицензий и законности лицензионного контроля.
К дезинфектологии неприменимы такие лицензионные требования, как соблюдение порядков оказания медицинской помощи (данные работы не являются медицинской помощью), соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг (данные работы не являются медицинскими услугами,) соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету (дезинфекционные средства и яды, применяемые при уничтожении бактерий, грызунов, насекомых и клещей, не относятся к лекарственным средствам, продаются в хозяйственных магазинах, а не в аптеках и не подлежат предметно-количественному учету).
Из системного толкования приведённых нормативных положений следует, что лицензированию подлежит медицинская деятельность в виде работ (услуг) включенных в перечень и выполняемых в рамках оказания медицинской помощи третьим лицам. Это отражено в Постановлении Верховного Суда РФ по делу N 303-АД15-15624 от 12.02.2016 г.
Кроме того, имеется Решение Верховного Суда РФ по делу N АКПИ15-728 от 09.09.2015 г, в котором указано, что:
- В пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее Закон N 323-ФЗ) медицинская помощь определена, как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинской услугой является медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статьи 2 названного Закона). В свою очередь под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а так же искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 названного Закона).
- Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения определяет, что следует понимать под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями. Это организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), а также их ликвидацию. При этом подобные мероприятия могут выполняться в рамках как меддеятельности, так и мер, не относящихся к ней. В частности, это санитарная охрана территории, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение. Поэтому доводы о том, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия являются одним из видов меддеятельности, вследствие чего подлежат лицензированию, ошибочны.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н в соответствии со статьёй 14 закона N 323-ФЗ утверждена номенклатура медицинских услуг, в которой отсутствуют услуги по дератизации, дезинсекции, дезинфекции и дезинфектологии.
01.03.2018 г. Министерство здравоохранения РФ издало Письмо N 27-3/3010616-106, из которого следует, что мероприятия по дератизации, дезинсекции и дезинфекции не проводятся в рамках оказания медицинской помощи, поэтому не требуют наличия лицензии по "дезинфектологии".
Имеется так же Письмо от ФАС России от 24.01.2018 г N АК/4353/18, из которого следует, что деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ относится к виду деятельности "Деятельность по обслуживанию зданий и территорий" (подкласс 81.29.11 класс 81 раздела N "Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги") и не является лицензируемым видом деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности" дезинфекционная деятельность исключена из лицензируемых видов деятельности и не подлежит санитарно-эпидемиологической экспертизе с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения.
Согласно Федерального Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ Дезинфекционная деятельность не включена в перечень лицензируемых работ.
02.03.18 был подан запрос N919212 на разъяснение положений аукционной документации (извещение N0187300001718000090), в котором содержится просьба об отмене требований наличия у Исполнителя лицензии на медицинскую деятельность. Данная просьба основывалась на письме Министерства Здравоохранения РФ N27-3/3008543-81 от 27.02.18г, в котором говорится об отсутствии необходимости получения медицинской лицензии на услуги по дератизации, дезинсекции, дезинфекции. На данный запрос разъяснений заказчик ответил отказом, сославшись на определение Верховного суда N А23-840/2016 309-КГ17-12073 от 15 января 2018 г.
Дело N А23-840/2016 309-КГ17-12073 от 15 января 2018 г не вносит изменения в закон о лицензировании, он разрешил спор между детским садом N316 и Роспотребнадзором. Говорить о том, что такие определения и правовые позиции, содержащиеся в нем, имеют общеобязательную силу, не приходится.
Вышеуказанное судебное решение Верховного суда вынесено в рамках конкретного спора и по своему правовому характеру применимо только к отношениям, сложившимся между участниками указанного судопроизводства, в связи с чем, не может распространяться на неопределенный круг лиц.
Кроме того есть не только определение Верховного суда, но и Решение Верховного суда, которые говорят, что не все работы подлежат лицензированию.
Вопрос внесения изменений в нормативную документацию, которой предусмотрено лицензирование дезинфектологии рассматривался в Верховном суде в 2015 году. По итогам рассмотрения дела Верховный суд установил, что в случаях если дезинфекционная деятельность осуществляется в рамках медицинской деятельности, то она, безусловно, подлежит лицензированию , вместе с тем на работы, направленные исключительно на умерщвление или отпугивание членистоногих, с целью снижения их численности, имеющие эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение, наличия лицензии на медицинскую деятельность не требуется. (Определение от 26 мая 2015 г. по делу N А33-8284/2014, вынесенное Верховным судом Российской Федерации N 302-КГ15-3530).
В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, в том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Решением Верховного Суда РФ от 9 сентября 2015 г. N АКПИ15-728 пункт 3 Положения признан не противоречащим действующему законодательству в части ограничения рамками медицинской помощи подлежащих лицензированию в составе медицинской деятельности санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно письму Федерального Роспотребнадзора N01/4906-15-27 от 06.05.2015 года "О разъяснениях" выдача санитарно-эпидемиологического заключения в целях получения лицензии на медицинскую деятельность возможно исключительно для организаций, осуществляющих деятельность по работе (услуге) "дезинфектология" только в рамках оказания медицинской помощи.
Таким образом, в случае, если оказываемые услуги по дезинсекции, дезинфекции и дератизации имеют эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение с целью снижения численности насекомых, грызунов и т.п., т.е. не осуществляются в рамках оказания медицинской помощи, то наличие лицензии на выполнение перечисленных работ не требуется.
Более того, предъявление лицензий некоторыми организациями на осуществление дезинфектологии в рамках медицинской деятельности и признание таких организаций победителями предусмотренных ФЗ 44 конкурентных процедур незаконно по следующим основаниям: такие решение аукционных комиссий заказчика не соответствуют требованиям действующего законодательства, в частности Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности":
Согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. В лицензии на осуществление медицинской деятельности должен быть указан конкретный адрес места осуществления лицензируемого вида медицинской деятельности. В п. 8 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 установлено, что при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, либо выполнять новые работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, необходимо переоформить лицензию. В заявлении на переоформление указывается новый адрес либо сведения о новых работах (услугах), и необходимые документы представляются в государственный орган, осуществляющий выдачу лицензий.
В соответствии с ч.1 ст.18 ФЗ N 99 лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 ФЗ N 99 до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.
Предъявление лицензии на медицинскую деятельность и предоставление услуг на территории иной, чем указано в лицензии, уже само по себе нарушает требования, предъявляемые к лицензиатам, и, или вводит в заблуждение аукционную комиссию заказчика, либо существует сговор между заказчиком и данной организацией, целью которого было определение победителем организации, предложившей более высокую цену за услуги, и, в дальнейшем "распил" бюджетных денежных средств.
Место оказания услуг, указанное в технической части аукционной документации, т.е. адрес заказчика, и адрес, указанный в лицензии, не совпадают.
Следовательно, аукционная комиссия заказчика необоснованно принимает решение о соответствии второй части заявки требованиям аукционной документации, так как участник также не соответствует требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, в части невозможности осуществления лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии.
Завышенные требования к участникам аукциона по проведению дератизации и дезинсекции необоснованно указаны Заказчиком в связи с тем, что подобный вид услуг на территории могут оказать единичные компании, имеющие данную лицензию. То есть изначально данный аукцион запланирован под определенного участника.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по проведению дератизации и дезинсекции (извещение N0187300001718000090) размещены на официальном сайте единой информационной системы 26.02.2018.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 21.03.2018 N0187300001718000090-3 заявка ООО "Дезалит" признана несоответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе ввиду непредставления документов и информации, предусмотренных частью 5 статьи 66 Закона: отсутствует лицензия на медицинскую деятельность на виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: - дезинфектология.
Извещением N0187300001718000090 и пунктом 20.1 раздела 1 аукционной документации установлено требование: Участник закупки должен иметь действующую лицензию на медицинскую деятельность.
Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: - дезинфектология.
Требование установлено в соответствии с п.46 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N ''О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра ''Сколково'')''.
В составе заявки ООО "Дезалит" лицензия на медицинскую деятельность отсутствует.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
На основании вышеизложенного, нарушения части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе в действиях аукционной комиссии не были установлены.
2. По доводам Заявителя в отношении положений аукционной документации Комиссия Управления отмечает следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Жалоба ООО "Дезалит" от 26.03.2018 N387-ж была направлена в Ханты-Мансийское УФАС России 23.03.2018 18:23.
Согласно извещению N0187300001718000090 дата и время окончания подачи заявок 06.03.2018 17:30.
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что в случае наличия оснований, ООО "Дезалит" имело право обратиться с жалобой об обжаловании положений документации до окончания срока подачи заявок (до 06.03.2018 17:30), вместе с тем, Заявитель своим правом не воспользовался.
3. В соответствии с пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N 36262) Комиссия при рассмотрении жалобы проводит в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и настоящим Регламентом внеплановую проверку соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы.
При этом проверяется соответствие действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, в том числе не указанных в жалобе, а также документов по организации и осуществлению закупки, являющейся предметом жалобы, требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Управления установлено следующее.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно- противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Таким образом, проведение мероприятий санитарно- противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N52-ФЗ).
Так, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме должны проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ).
Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Следовательно, если объект закупки связан с осуществлением деятельности, подлежащей лицензированию, документация должна содержать требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии, а участник закупки должен представить соответствующие документы, подтверждающие право на осуществление лицензируемого вида деятельности.
Перечень лицензируемых видов деятельности определен Законом о лицензировании, в частности, в соответствии с пунктом 46 пункта 1 статьи 12 Закона лицензированию подлежит медицинская деятельность.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В частности, в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
В соответствии с общепринятой терминологией дезинфекция включает в себя работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды; дезинсекция - уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, мешающих труду и отдыху людей, а дератизация - уничтожение грызунов, носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.
Следовательно, указанные понятия рассматриваются как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 131 (далее - СП 3.5.1378-03) и отнесенных к группе 3.5 "Дезинфектология".
Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, и должен рассматриваться в системной связи с проведением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии с требованиями, установленными СП 3.5.1378-03 и предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия на человека.
В связи с тем, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно- противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность".
С учетом изложенного Комиссия Управления полагает, что деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе N 52-ФЗ, и в соответствии с Законом о лицензировании подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а также соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Объектом закупки является оказание услуг по проведению дератизации и дезинсекции, следовательно, аукционной документацией должно быть установлено требование о наличии в составе второй части заявки участника лицензии на медицинскую деятельность с лицензируемым видом деятельности - дезинфектология.
В нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе требование о предоставлении в составе второй части заявки участником лицензии на медицинскую деятельность с лицензируемым видом деятельности - дезинфектология не установлено.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
По мнению Комиссии Управления, нарушение Заказчиком и Уполномоченным органом пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не повлияло на результаты электронного аукциона в связи с чем необходимость выдачи предписания отсутствует.
Вышеизложенное соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Дезалит" (ИНН 3664217937, ОГРН 1163668071764) от 26.03.2018 N387-ж на действия Заказчика - МКУ "Управление по делам администрации Нефтеюганского района", аукционной комиссии Уполномоченного органа - Администрация Нефтеюганского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по проведению дератизации и дезинсекции (извещение N0187300001718000090) необоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа - Администрация Нефтеюганского района нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - МКУ "Управление по делам администрации Нефтеюганского района" нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
5. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
6. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 2 апреля 2018 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2018