Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Виниченко О.С. - председатель Комиссии, руководитель Управления;
Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Скорокиржа Д.М. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" - __;
уполномоченный орган - Администрация Губернатора Новгородской области - своих представителей на заседание Комиссии не направила, надлежащим образом уведомлена о месте и времени рассмотрения жалобы, ходатайств о переносе времени и места рассмотрения жалобы не заявляла;
податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Аксиома" - надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения, завило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителей (вх. N 1707 от 27.03.2018 от Новгородского УФАС России),
рассмотрев жалобу - Общества с ограниченной ответственностью "Компания "Аксиома" (198152, Санкт-Петербург, ул. Краснопутиловская, д. 33, лит. А, пом. 5-Н; далее - ООО "Компания "Аксиома") на действия государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55; далее - ГОКУ "Новгородавтодор") при осуществлении им и уполномоченным органом - Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1; далее - Администрация) закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Ермолино - Горынёво в Новгородском муниципальном районе Новгородской области, извещение N 0150200003918000178 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 09.03.2018 и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
22.03.2018 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Компания "Аксиома" на действия государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" при осуществлении им и уполномоченным органом - Администрацией закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Ермолино - Горынёво в Новгородском муниципальном районе Новгородской области, извещение N 0150200003918000178 о проведении которого было размещено на официальном сайте 09.03.2018 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Доводы Жалобы сводятся к следующему.
Заказчик подготовил документацию о закупке с нарушениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В Приложении N 6 к документации об электронном аукционе (Требования к значениям показателей (характеристик) товара, удовлетворяющие потребности Заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара, используемого при выполнении работ) (далее - Приложение N 6) государственным заказчиком установлены в пункте 4 требования к Асфальтобетонной смеси плотной соответствующей требованиям ГОСТ 9128-2013, по позициям "Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре ноль градусов Цельсия и скорости деформирования 50 мм/мин" и "Содержание битума в смесях".
Так в столбцах 8 (нижняя граница диапазона) и 9 (верхняя граница диапазона), по вышеуказанным позициям установлены показатели (характеристики), которые определяются диапазоном значений.
По позициям "Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре ноль градусов Цельсия и скорости деформирования 50 мм/мин" установлен диапазон (2,5 - 6,5) и "Содержание битума в смесях" установлен диапазон (4,5 - 6,5), что по мнению подателя жалобы, противоречат Приложению N 1 к документации об электронном аукционе (Ведомость объемов работ) (далее - Приложение N 1) и ГОСТ 9128-2013.
Таким образом, по мнению ООО "Компания "Аксиома" государственный заказчик при описании объекта закупки ограничил количество участников закупки и нарушил Закон о контрактной системе.
Учитывая изложенное, податель Жалобы просит признать жалобу обоснованной.
Государственный заказчик - ГОКУ "Новгородавтодор" считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. N 1730 от 28.03.2018 Новгородского УФАС России) суть которых сводится к следующему.
В Приложении N 6 установлены требования, удовлетворяющие потребности заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара.
Согласно Приложению N 1, показатели свойств асфальтобетонов, применяемых в конкретных условиях эксплуатации, могут уточняться в проектной документации на строительство.
Соответственно, диапазоны показателей по позициям "Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре ноль градусов Цельсия и скорости деформирования 50 мм/мин" (2,5 - 6,5) и "Содержание битума в смесях" (4,5 - 6,5), соответствует всем требованиям ГОСТ 9128-2013.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В марте 2018 года государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Ермолино - Горынёво в Новгородском муниципальном районе Новгородской области, извещение N 0150200003918000178 о проведении которого было размещено на официальном сайте 09.03.2018 (начальная (максимальная) цена контракта - 53 578 957 рубля 61 копеек).
Документация об электронном аукционе утверждена 16 марта 2018 года начальником ГОКУ "Новгородавтодор" - __.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации об электронном аукционе определен объект рассматриваемой закупки - выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Ермолино - Горынёво в Новгородском муниципальном районе Новгородской области.
В Приложении N 6 по позиции "Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре ноль градусов Цельсия и скорости деформирования 50 мм/мин" государственный заказчик - ГОКУ "Новгородавтодор" установил диапазон (2,5 - 6,5).
Так, в пункте 4.1.9 ГОСТ 9128-2013 установлены "Показатели физико-механических свойств высокоплотных и плотных асфальтобетонов из горячих смесей различных марок, применяемых в конкретных дорожно-климатических зонах, должны соответствовать указанным в таблице 4".
Таблица 4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наименование показателя |
Значение для асфальтобетонов марки |
||||||||
|
I |
II |
III |
||||||
|
Для дорожно-климатических зон |
||||||||
|
I |
II, III |
IV, V |
I |
II, III |
IV, V |
I |
II, III |
IV, V |
Предел прочности при сжатии, при температуре 50 °С, МПа, не менее, для асфальтобетонов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- высокоплотных |
1,0 |
1,1 |
1,2 |
|
|
|
|
|
|
- плотных типов: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
0,9 |
1,0 |
1,1 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
- |
- |
- |
Б |
1,0 |
1,2 |
1,3 |
0,9 |
1,0 |
1,2 |
0,8 |
0,9 |
1,1 |
В |
- |
- |
- |
1,1 |
1,2 |
1,3 |
1,0 |
1,1 |
1,2 |
Г |
1,1 |
1,3 |
1,6 |
1,0 |
1,2 |
1,4 |
0,9 |
1,0 |
1,1 |
Д |
- |
- |
- |
1,1 |
1,3 |
1,5 |
1,0 |
1,1 |
1,2 |
Предел прочности при сжатии, при температуре 20 °С для асфальтобетонов всех типов, МПа, не менее |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,2 |
2,2 |
2,2 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Предел прочности при сжатии, при температуре 0 °С для асфальтобетонов всех типов, МПа, не более |
9,0 |
11,0 |
13,0 |
10,0 |
12,0 |
13,0 |
10,0 |
12,0 |
13,0 |
Водостойкость, не менее: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- плотных асфальтобетонов |
0,95 |
0,90 |
0,85 |
0,90 |
0,85 |
0,80 |
0,85 |
0,75 |
0,70 |
- высокоплотных асфальтобетонов |
0,95 |
0,95 |
0,90 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- плотных асфальтобетонов при длительном водонасыщении |
0,90 |
0,85 |
0,75 |
0,85 |
0,75 |
0,70 |
0,75 |
0,65 |
0,60 |
- высокоплотных асфальтобетонов при длительном водонасыщении |
0,95 |
0,90 |
0,85 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Сдвигоустойчивость по:
- коэффициенту внутреннего трения, не менее, для асфальтобетонов типов: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
высокоплотных |
0,88 |
0,89 |
0,91 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
А |
0,86 |
0,87 |
0,89 |
0,86 |
0,87 |
0,89 |
- |
- |
- |
Б |
0,80 |
0,81 |
0,83 |
0,80 |
0,81 |
0,83 |
0,79 |
0,80 |
0,81 |
В |
- |
- |
- |
0,74 |
0,76 |
0,78 |
0,73 |
0,75 |
0,77 |
Г |
0,78 |
0,80 |
0,82 |
0,78 |
0,80 |
0,82 |
0,76 |
0,78 |
0,80 |
Д |
- |
- |
- |
0,64 |
0,65 |
0,70 |
0,62 |
0,64 |
0,66 |
- сцеплению при сдвиге при температуре 50 °С, МПа, не менее, для асфальтобетонов типов: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
высокоплотных |
0,25 |
0,27 |
0,30 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
А |
0,23 |
0,25 |
0,26 |
0,22 |
0,24 |
0,25 |
- |
- |
- |
Б |
0,32 |
0,37 |
0,38 |
0,31 |
0,35 |
0,36 |
0,29 |
0,34 |
0,36 |
В |
- |
- |
- |
0,37 |
0,42 |
0,44 |
0,36 |
0,40 |
0,42 |
Г |
0,34 |
0,37 |
0,38 |
0,33 |
0,36 |
0,37 |
0,32 |
0,35 |
0,36 |
Д |
- |
- |
- |
0,47 |
0,54 |
0,55 |
0,45 |
0,48 |
0,50 |
Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0 °С и скорости деформирования 50 мм/мин для асфальтобетонов всех типов, МПа: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- не менее |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
- не более |
5,5 |
6,0 |
6,5 |
6,0 |
6,5 |
7,0 |
6,5 |
7,0 |
7,5 |
Примечания 1 Для крупнозернистых асфальтобетонов показатели сдвигоустойчивости и трещиностойкости не нормируются.
2 Показатели физико-механических свойств асфальтобетонов, применяемых в конкретных условиях эксплуатации, могут уточняться в проектной документации на строительство. |
Из вышеуказанной таблицы N 4 ГОСТ 9128-2013 следует, что государственный заказчик - ГОКУ "Новгородавтодор" установил диапазон (2,5 - 6,5) руководствуясь установленными для двух "дорожно-климатических зон".
В соответствии с "СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*", утвержденного
Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 266 (далее - Свод правил) следует, что территория Новгородской области относится ко II "дорожно-климатической зоне".
Однако, в Примечании таблицы N 4 ГОСТ 9128-2013 следует, что показатели физико-механических свойств асфальтобетонов, применяемых в конкретных условиях эксплуатации, могут уточняться в проектной документации на строительство.
Представитель государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор", устно пояснил, что вместо "Проектной документации на строительство" в Документации об электронном аукционе имеется Приложение N1 "Ведомость объемов работ".
Таким образом, государственный заказчик - ГОКУ "Новгородавтодор" допускает и более строгие требования для поставки Асфальтобетонной смеси плотной, указывая значение диапазона (с 2,5 - по 6,5) как для I "дорожно-климатической зоны", что никак не может повлиять на возможность подачи заявки или ухудшить положение поставщиков.
Следовательно, данный довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
2. В Приложении N 6 по позиции "Содержание битума в смесях" государственный заказчик - ГОКУ "Новгородавтодор" установил диапазон (4,5 - 6,5).
Так, в Таблице Г.1 установлено "Ориентировочное содержание битума в смесях" ГОСТ 9128-2013.
Таблица Г.1
|
|
Вид смеси |
Содержание битума, % по массе |
1 Горячие: |
|
- высокоплотные |
4,0-6,0 |
- плотные типов: |
|
А |
4,5-6,0 |
Б |
5,0-6,5 |
В |
6,0-7,0 |
Г и Д |
6,0-9,0 |
- пористые |
3,5-5,5 |
- высокопористые щебеночные |
2,5-4,5 |
- высокопористые песчаные |
4,0-6,0 |
2 Холодные типов: |
|
Бх |
3,5-5,5 |
Вх |
4,0-6,0 |
Гх и Дх |
4,5-6,5 |
- высокопористые щебеночные |
2,5-4,0 |
Из вышеуказанной таблицы Г.1 ГОСТ 9128-2013 следует, что государственный заказчик - ГОКУ "Новгородавтодор" установил диапазон (4,5 - 6,5) в Приложении N 6.
Ведомость объемов работ содержится в Приложении N 1 к документации об аукционе. Ведомость используется для расчета начальной (максимальной) цены контракта, а не для установления требований к показателям товаров, в соответствии с которым участники закупки должны сформировать свои заявки на участие в аукционе. При составлении заявок на участие в аукционе участники закупки руководствуются именно требованиями Технического задания (Приложения N 6 к документации об аукционе), о чем в документации об аукционе указано самим заказчиком.
Так же, пунктом 4.1.19 ГОСТ 9128-2013 установлено, что "смеси должны быть однородными. Абсолютное значение отклонения содержания битума в смеси от проектного не должно превышать 0,5% по массе".
Таким образом, данный довод Жалобы не нашел своего подтверждения, так как требования к показателям данного товара (материала) установлены в соответствии с ГОСТ 9128-2013.
При установленных обстоятельствах, Комиссия Новгородского УФАС России не усматривает в действиях государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" нарушения правил описания объекта закупки и ущемления прав и законных интересов участников аукциона.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Как указывалось выше, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по ремонту участков автомобильных дорог общего пользования на территории Новгородской области с использованием определенных товаров (материалов), требования к значениям которых установлены государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" в Приложении N 6.
Таким образом, товар, используемый при выполнений работ, и требования к значениям его показателей также относятся к объекту закупки и должны быть описаны в документации о закупке по правилам, предусмотренным Законом о контрактной системе.
По позиции 2 "Знаки дорожные для ограждения мест производства дорожных работ (применяются для обозначения и ограждения мест проведения дорожных работ)" Приложения N 6 государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" установлены следующие показатели данного товара (материала) и их единицы измерения:
- "Минимальное значение удельного коэффициента световозвращения для белого цвета, при угле наблюдения 2о и угле освещения +5 (по ГОСТ 32945-2014)" - "кд лк-1 м-2";
- "Максимальное значение удельного коэффициента световозвращения для белого цвета, при угле наблюдения 2о и угле освещения +5 (по ГОСТ 32945-2014)" - "кд лк-1 м-2".
Согласно Приложению N 6 требования к данному товару государственным заказчиком установлены в соответствии с ГОСТ 32945-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования".
Также в Приложении N 6 государственным заказчиком установлено требование к классу световозвращающего материала - III (неизменяемое значение).
Вместе с тем, согласно пункту 6.1.9 и таблице 14 ГОСТ 32945-2014, единицей измерения удельного коэффициента световозвращения световозвращающего материала III класса является "кд · лк-1 · м-1".
Следовательно, единица измерения удельного коэффициента световозвращения световозвращающего материала для знаков дорожных государственным заказчиком в Приложении N 6 указана в ненадлежащем виде, что создает угрозу введения в заблуждение участников закупки относительно порядка указания в первой части заявки значений данной характеристики товара.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в установлении единиц измерений показателей товаров, используемых при выполнении работ, противоречащих ГОСТ 32945-2014.
Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор", могут существенно повлиять на результаты рассматриваемой закупки, ввести в заблуждение ее участников, привести к их недопуску до участия в электронном аукционе, что дает Комиссии достаточные основания для устранения установленных нарушений путем выдачи соответствующего предписания.
Руководствуясь статьями 33, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Компания "Аксиома" (198152, Санкт-Петербург, ул. Краснопутиловская, д. 33, лит. А, пом. 5-Н) на действия государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55) при осуществлении им и уполномоченным органом - Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1; далее - Администрация) закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Ермолино - Горынёво в Новгородском муниципальном районе Новгородской области, извещение N 0150200003918000178 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 09.03.2018, необоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчику - Государственному областному казенному учреждению "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" и уполномоченному органу - Администрации Губернатора Новгородской области и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки АО "Российский аукционный дом" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор".
Председатель Комиссии О.С. Виниченко
Члены Комиссии Д.А. Петров
Д.М. Скорокиржа
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 28 марта 2018 г. N 1221/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.04.2018