Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Костромского УФАС России, Комиссия по рассмотрению жалобы, Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Ревельцев О.В., заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии: Суясов А.И., специалист-эксперт отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;
Гаранина А.А., специалист 1 разряда отдела антимонопольного контроля и информационного анализа,
при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии представителей заказчика - МУП города Костромы "Костромагорводоканал" <К...>, <М...>, <Р...>(далее - Заказчик;), представителей заявителя - ООО "РДЭ" <Т...>, <Ф...>(далее - Заявитель), представителя Уполномоченного органа - МКУ города Костромы "Агентство муниципальных закупок" <Б...>, (далее - Уполномоченный орган) рассмотрев жалобу ООО "РДЭ" на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку комплекта насосного оборудованиядля канализационной насосной станции(извещение N 0841300009018000236) и в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федерального закона N 44-ФЗ) внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛА:
Согласно представленным материалам 12.03.2018 г. на официальном сайте в сети "Интернет" в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru Уполномоченным органом, МУП города Костромы "Костромагорводоканал" размещено извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку комплекта насосного оборудования для канализационной насосной станции(извещение N 0841300009018000236) (далее - Документация об аукционе).
22.03.2018 г. в адрес Костромского УФАС России от ООО "РДЭ", (далее - Заявитель) поступила жалоба по вышеуказанной закупке.
Заявитель в своей жалобе обжалует действия заказчика, который, по его мнению, при составлении аукционной документации допустил нарушения Закона о контрактной системе, Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы:
"В соответствии с Разделом 2 документации об аукционе (пункт 5.1) объектом закупки является Поставка комплекта насосного оборудования для канализационной насосной станции.
1. В соответствии с параметрами, указанными в Разделе 3 документации об аукционе (Техническое задание), требуемыми параметрами позиции "Насосный агрегат" являются:
Наименование характеристик |
Значение но наименованию |
Расчетная требуемая рабочая точка | |
Производительность в рабочей точке, мЗ/час |
1750 |
Напор в рабочей точке, м. |
49 |
Кавитационный запас в рабочей точке (NPSH), м |
4,85 |
КПД насоса в рабочей точке, % |
Не менее 78,5 |
При указанных конкретных показателях рабочее колесо диаметром 860 мм.производит только компания GRUNDFOS.
Учитывая указанные параметры Участником закупки был направлен запрос Заказчику на разъяснения положений аукционной документации, содержащий вопрос, может ли участник закупки подать предложение на эквивалентный насосный агрегат с диаметром рабочего колеса 630 мм при условии сохранения основных гидравлических характеристик (производительности и напора) насосного агрегата, указанных в Техническом задании.
2. Поскольку для корректной работы насоса и обеспечения заданной пропускной способности станции диаметры входного и выходного патрубков насоса должны быть корректно сопряжены с существующими трубопроводами. Участником в запросе на разъяснение положений документации об аукционе задан вопрос Заказчику о возможности подачи предложения на эквивалентный товар (по производительности и напору, указанному в техническом задании) с Dy450 мм на всасывающем патрубке, и Dy350 мм на напорном патрубке, при условии поставки насосного агрегата в сборе с фланцевыми переходами на всасывающем патрубке 450x500 мм и на напорном патрубке350x500 мм., и сохранении заявленных в техническом задании гидравлических характеристик насоса по производительности и напору в рабочей точке (производительность 1750 мЗ/час, напор 49 м).
3. В соответствии с требованиями технического задания первичное уплотнение вала должно быть выполнено из материала S1C-SIC(карбид кремния / карбид кремния), а вторичное уплотнение из материала SIC-CARBON(карбид кремния / графит). Учитывая это требование Участником в запросе на разъяснение положений документации об аукционе задан вопрос Заказчику о возможности подачи предложения на насосный агрегат с первичным и вторичным уплотнением вала, выполненным из более прочного и износостойкого материала, обеспечивающего более длительный срок службы. Первичное уплотнение вала WCCR-WCCR(карбид вольфрама* / карбид вольфрама*), вторичное уплотнение вала WCCR-RSiC(карбид вольфрама* / карбид кремния).
* Сравнительная таблица материалов торцевых уплотнений:
WCCR (Карбид вольфрама) |
SIC (карбид кремния) |
Ударная вязкость 2600 МПа; Предел упругости 600 ГПа. |
Ударная вязкость 390 МПа; Предел упругости 420 ГПа. (Справочник Машиностроителя."Машиностроение ", Москва, 1964 г.). |
4. В соответствии с требованиями технического задания номинальная мощность электродвигателя насосного агрегата должна быть равна 400 кВт, а энергопотребление в рабочей точке (Р1) равно 316,7 кВт.
Учитывая это требование Участником в запросе на разъяснение положений документации об аукционе был задан вопрос Заказчику о возможности предложения эквивалентного товара с улучшенными показателями по энергопотреблению насосного агрегата (потребляющего меньшее количество электроэнергии), с электродвигателем номинальной мощностью 375 кВт, и энергопотреблением в рабочей точке (Р1) 301 кВт (уменьшение потребления электроэнергии на 5%), при условии сохранения требуемых гидравлических характеристик по производительности и напору в рабочей точке (производительность 1750 мЗ/час, напор 49 м).
В случае подачи предложения на эквивалентное оборудование, с меньшим потреблением электроэнергии (375 кВт) и соответствующим снижением показателя по максимальному рабочему току 685 А (требуемым вами 400 кВт соответствует более высокий ток 732 А), Участником в запросе на разъяснение положений документации об аукционе был задан вопрос Заказчику о возможности предложения по пункту 5 технического задания "Шкаф управления работой насосного агрегата", шкафа, рассчитанного на аналогичный насосному агрегату показатель по мощности (375 кВт) и максимальному рабочему току (685 А), позволяющего обеспечить совместимость работы насосного агрегата и шкафа управления, а также их бесперебойной совместной работы и снижения нагрузки на сеть.
5. В соответствии с нормативной документацией, действующей на территории Российской Федерации, а именно ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", номинальное значение частоты переменного тока в электрической сети равно 50 Гц.
Использование промежуточных устройств (преобразователи частоты) ведет к уменьшению общего КПД системы и потреблению дополнительной энергии для обеспечения работы самого преобразователя частоты. Это ведет к увеличению расчетного
энергопотребления насосного агрегата в рабочей точке (производительность 1750 мЗ/час, напор 49 м.).
Учитывая нормативы ГОСТ Участником в запросе на разъяснение положений документации об аукционе содержалась просьба Заказчику о разъяснении необходимости снижения частоты переменного тока для обеспечения работы агрегата в рабочей точке (производительность 1750 мЗ/час, напор 49 м) до 47,3 Гц.и запрашивалась возможность подачи предложения на насосный агрегат с показателем частоты в рабочей точке равным 50 Гц при условии сохранения основных гидравлических характеристик по производительности и напору в рабочей точке равным (производительность 1750 мЗ/час, напор 49 м), а также с учетом того, что насос будет полностью подготовлен для работы в составе частотного привода с возможностью глубокой регулировкой по частоте.
6. Этим же разделом Технического задания Заказчиком установлена необходимость жесткого обеспечения скорости вращения электродвигателя насосного агрегата не более 743 об/мин и количестве полюсов равном 8.
Параметры насосного агрегата (в том числе и вторичные параметры - конструктивные размеры, параметры двигателя и т.д.) определяются заводом-изготовителем для обеспечения наиболее энергоэффективной и долговечной работы агрегата.
Конкретно в данном случае, при значении производительности насоса в рабочей точке 1750 мЗ/час и напоре в рабочей точке 49 м, частота вращения 743 об/мин и количество полюсов равное 8 характерно только для оборудования компании GRUNDFOS.
7. Учитывая, что показатели по диаметру рабочих колес, скорости вращения и количеству полюсов двигателя имеют прямую зависимость друг от друга (чем больше полюсов - тем меньше скорость вращения вала электродвигателя, и соответственно больше диаметр рабочего колеса), но каждый из этих параметров напрямую не влияет на требуемые гидравлические характеристики (необходимого показателя по производительности и напору насоса завод-изготовитель может добиваться путем внесения изменений вконструкцию рабочего колеса или устанавливая электродвигатели с большим/меньшим числом полюсов или оборотов в минуту), а также то, что все три запрашиваемые параметра (диаметр рабочего колеса 860 мм, скорость вращения не более 743 об/мин и количество полюсов 8, при требуемых гидравлических параметрах по производительности 1750 мЗ/час и напору 49 м, соответствуют только насосам одного единственного производителя - GRUNDFOS(что исключает возможность предложить эквивалент).
По данному пункту Участником в запросе на разъяснение положений документации об аукционе также указывалась просьба Заказчику подать предложение на эквивалентный товар с диаметром рабочего колеса 630 мм, скоростью вращения электродвигателя 990 об./мин и количеством полюсов 6, при сохранении требуемых гидравлических характеристик насоса по производительности и напору в рабочей точке равным (производительность 1750 мЗ/час, напор 49 м)
Запрос на разъяснение указанных выше положений документации, в частности, раздела 3 Техническое задание, был направлен Заказчику 16.03.2018.
Заказчик в своем разъяснении положений конкурсной документации по всем пунктам отказался от поставки аналоговой продукции и внесения изменений в документацию об аукционе.
Ранее, 15.03.2018 Участником аукциона был направлен запрос на разъяснение положений документации об аукционе, в котором обращалось внимание Заказчика, что под характеристики насосного агрегата в части следующих параметров:
- Кавитационный запас в рабочей точке (NPSH), м 4,85
- Диаметр рабочего колеса, 860 мм
- Тип рабочего колеса: 3-канальный
- Фланец на всасеDN500
- Фланец на нагнетании: DN500
- Первичное уплотнение вала: SIC-CARBON(карбид кремния по графиту)
- Вторичное уплотнение вала: SIC-CARBON(карбид кремния по графиту)
- Номинальная мощность: 400 кВт
- Количество полюсов: 8
- Скорость вращения: не более 743 об/мин
- Частота при рабочей точке: 47,3 Гц
- Энергопотребление (Р1) в рабочей точке: 316,7 КВт
подходит насос одного единственного производителя GRUNDFOS(серия S3.115.500), что в свою очередь исключает возможность предложить эквивалентный товар, а также содержалась просьба о расширении диапазоны требуемых характеристик.
В разъяснениях Заказчик указал, что под требуемые характеристики насосного агрегата подходят и другие производители, но не указал, какие именно. Указанное разъяснение Заказчика считаем несоответствующим действительности и вводящим Участника аукциона в заблуждение.
В этом же запросе Участником запрашивались разъяснения по разделу Технического задания "Клапан воздушный комбинированный", где требуется номинальный диаметр 50 мм, но при этом размер выпускного отверстия кинетической части должен быть 7854 мм2. При номинальном диаметре 50 мм площадь сечения (вычисляемая по формуле S= d2/4 где:S- площадь сечения провода в мм2;
- 3,14; d- диаметр) составляет 1962,5 мм2 (при округлении 1964 мм2). Площади сечения равной 7854 мм2 (используя ту же формулу) соответствует номинальный диаметр 100 мм.
На основании указанных Заказчиком параметром у Участника возник вопрос, воздушный клапан с какими параметрами необходимо поставить, с номинальным диаметром 50 мм и размером выпускного отверстия кинетической части равным 1964 мм2 или с номинальным диаметром 100 мм и размером выпускного отверстия кинетической части равным 7854 мм2.
Ответ Заказчика содержал информацию, что достаточно поставить клапан Ду50мм.
Обращаем внимание, что параметры, установленные Заказчиком к разделу "Клапан воздушный комбинированный", полностью соответствуют параметрам комбинированного воздушного клапана с большой пропускной способностью, выпускаемому фирмой A.R.I. LTD.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ при осуществлении закупки в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми Заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым Заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании изложенного считаем, что Заказчик создал преимущественные условия для конкретного участника, указав при описании объекта закупки показатели технических характеристик оборудования, выпускаемого определенным производителем, без возможности поставки эквивалента, что можно расценивать как указание конкретного товарного знака. Также Заказчиком не приложены подтверждающие документы, обосновывающие необходимость поставки оборудования конкретного производителя ввиду его несовместимости с уже имеющимся у Заказчика оборудованием".
На вышеуказанные доводы заявителя Заказчикамбыли предоставлены в письменной форме возражения, согласно которым оспариваемые действия заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика пояснил, что агрегаты со стандартными торцевыми уплотнениям карбид кремния/карбид кремния и карбид кремния/графит могут поставить несколько фирм (Zulzer, KSB, Grundfos и др.), а заявленные требования по напору, расходу и частоте вращения могут исполнить в своих насосных агрегатах различные производители (Zulzer, KSB, Grundfos , CNP и др.). Также воздушные клапаны запрашиваемого исполнения выпускают такие компании как ARI, RACI, WATO и др.
В разделе 3 "Техническое задание" документации об электронном аукционе подробно описаны требования к закупаемому товару и его описание. Как пояснил представитель Заказчика, соблюдение указанных в Техническом задании параметров необходимо в связи с тем, что насосный агрегат устанавливается на существующей насосной станции, включается в существующую гидравлическую схему и предусматривается параллельная работа с существующими на станции насосными агрегатами. По этой причине особо важную роль играют определенные в техническом задании параметры (в т.ч. частота вращения, геометрические размеры и др.) поставляемого товара.Все производители комплекта насосного оборудования для канализационной насосной станции заявляют одинаковую зависимость количества оборотов двигателя от диаметра рабочего колеса, а именно: чем меньше количество оборотов двигателя (при сохраняемых гидравлических характеристиках), тем больше в диаметре рабочее колесо. Диаметр колеса, предлагаемый Заявителем-630 мм, соответствует при заданных параметрах 6-ти полюсному двигателю и частоте вращения 990 об/мин. Использование насосного агрегата с данными техническими характеристиками приведет к установке дополнительных переходов на трубопроводах, -перерасчету гидравлической схемы, снижению кавитационного запаса (NPSH) всей станции. Следовательно возникнет необходимость в поддержании повышенного уровня стоков на входе в станцию, что в свою очередь, вызовет угрозу выхода стоков на поверхность и попадание в р.Волга.
Кроме того, установка насосного агрегата не предусматривает перерасчет гидравлической схемы станции, так как это может привести к необходимости полной реконструкции и замены других насосных агрегатов, что в настоящий момент не представляется возможным ввиду отсутствия необходимых денежных средств.
Необходимо обратить внимание, что по одной из основных характеристик всасывания, кавитационному запасу NPSH, у 8-ми полюсного насоса показатель гораздо выше, чем у 6-ти полюсного, что позволяет, в свою очередь, избегать кавитационных явлений, приводящих к разрушению рабочих поверхностей насосного агрегата (рабочее колесо, улитка).
Одним из основных требований Технического задания является строгое соблюдение гидравлических характеристик насоса, которое, в свою очередь, возможно обеспечить используя 8-ми полюсный двигатель с указанными в Техническом задании параметрами. Изменение параметров электродвигателя приведет к необходимости применения другого насоса, что является недопустимым.
Указанный ООО "РДЭ" ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" устанавливает показатели и нормы качества электрической энергии в точках передачи и не имеет отношения к закупаемому оборудованию
Таким образом, по мнению заказчика, доводы Заявителя являются необоснованными.
Комиссия Костромского УФАС России, рассмотрев довод жалобы, изучив представленные материалы и документы, нормативные правовые акты, выслушав представителей Заказчика, проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами - в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно разделу 3 Технического задания "Клапан воздушный комбинированный" номинальный диаметр 50 мм, а размер выпускаемого отверстия 7854 мм2. При данном диаметре, размер выпускаемого отверстия должен составлять 1962,5 мм2 ( при округлении 1964 мм2), что высчитывается по формуле S = d2/4 где: S - площадь сечения провода в мм2;
- 3,14; d - диаметр). Указанный в Техническом задании размер выпускных отверстий 7854 мм2 соответствует диаметру 100 мм, таким образом данная характеристика установлена так, что правильно определить ее невозможно, такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Остальные доводы Заявителя КомиссияКостромского УФАС Россиипризнает не обоснованными, так как Заявителем на рассмотрение жалобы не предоставлены доказательства и надлежаще оформленные документы, подтверждающие нарушения Закона о контрактной системе, а также документы и доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия Костромского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РДЭ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органанарушение части пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органуобязательное для исполнения предписание об устранений нарушений Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии О.В. Ревельцев
Члены Комиссии А.И. Суясов
А.А. Гаранина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 29 марта 2018 г. N 05-08-26/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.04.2018