Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Костромского УФАС России, Комиссия по рассмотрению жалобы, Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Ревельцев О.В., заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии: Руденко Л.Э., государственный инспектор отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;
Гаранина А.А., специалист 1 разряда отдела антимонопольного контроля и информационного анализа,
при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии представителей заказчика - ОГБУЗ "Костромской областной детской больницы" <А...>,<К...>. (далее - Заказчик;), в отсутствии заявителя - ООО "МРМ", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы (далее - Заявитель), рассмотрев жалобу ООО "МРМ" на действия заказчика при проведении запроса котировок на поставку изделий медицинского назначения (нити рассасывающиеся, нити нерассасывающиеся) для нужд ОГБУЗ "Костромской областной детской больницы" (извещение N 0341300018418000063) и в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федерального закона N 44-ФЗ) внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛА:
Согласно представленным материалам 19.03.2018 г. на официальном сайте в сети "Интернет" в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru Заказчиком ОГБУЗ "Костромской областной детской больницы" размещено извещение и документация о проведении запроса котировок на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (нити рассасывающиеся, нити нерассасывающиеся)(извещение N 0341300018418000063) (далее - Документация об аукционе).
26.03.2018 г. в адрес Костромского УФАС России от ООО "МРМ", (далее - Заявитель) поступила жалоба по вышеуказанной закупке.
Заявитель в своей жалобе обжалует действия заказчика, который, по его мнению, при составлении документации допустил нарушения Закона о контрактной системе, Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы:
"1. При описании объекта закупки должны соблюдаться правила, предусмотренные ст. 33 Закона N 44-ФЗ. В то же время согласно ст. 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов необходимо учитывать требования антимонопольного законодательства, запрещающие осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Как следует из правоприменительной практики, при оценке правомерности принимается во внимание - указывает ли совокупность сведений о товаре на единственного производителя, представлены ли сведения о наличии на рынке нескольких производителей.
В п. N 1 Технического задания аукционной документации запрашивается товар со следующей характеристикой упаковки: "малые габаритные размеры кассеты 125*70*20 мм."
Указанный в описании параметр упаковки "125*70*20 мм" уникален и соответствует единственному производителю - ООО "Волоть", что делает товарную позицию уникальной (блокирующей) и ограничивающей возможность принятия участия в данной закупке любых желающих поставщиков или производителей, что является нарушением действующего законодательства.
Далее описание товарной позиции N 1 Технического задания аукционной документации содержит требование к внешней информативной индивидуальной упаковке, а именно: наличие смотрового окна прозрачной пленки для визуализации информации о продукте на внутренней упаковке, наличие каталожного номера с полной информацией о нити (со всеми характеристиками данной нити), маркировка QR- кодом.
Перечисленные параметры товара не соответствуют техническими регламентами, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и документам, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Заказчик нарушил требования ст. 33 закона 44-ФЗ необоснованно включив в техническое задание характеристики товара, не соответствующие ГОСТ, а так же нарушил требования ст. 17 закона 135-ФЗ совершив действия, которые приводят к ограничению конкуренции.
Таким образом, в целях соблюдения Закона 44-ФЗ и 135-ФЗ заказчик должен внести изменения в описание характеристик товарной позиции N 1 технического задания.
2. в п. N 10 технического задания аукционной документации заказчик запрашивает товар с параметрами нити "метрический размер 2 (условный размер 4/0)".
Согласно ГОСТ 31620-2012, а именно таблице соответствия между метрическими размерами шовных материалов, установленными стандартом, и условными номерами в соответствии с Фармакопеей США (USP) метрическому размеру 2 соответствует условный размер 3/0, тогда как условному размеру 4/0 соответствует метрический размер 1,5.
Таким образом, заказчик включил в описание товара требования, которые вводят участников закупки в заблуждение.
3. в п. N 12 технического задания аукционной документации заказчик запрашивает товар с параметрами нити "Метрический размер 3 (условный размер 3/0)."
Согласно ГОСТ 31620-2012, а именно таблице соответствия между метрическими размерами шовных материалов, установленными стандартом, и условными номерами в соответствии с Фармакопеей США (USP) метрическому размеру 3 соответствует условный размер 2/0, тогда как условному размеру 3/0 соответствует метрический размер 2.
Таким образом, заказчик включил в описание товара требования, которые вводят участников закупки в заблуждение.
4. в п. N 12 технического задания аукционной документации заказчик запрашивает товар с параметрами нити "Метрический размер 3 (условный размер 1/0)."
Согласно ГОСТ 31620-2012, а именно таблице соответствия между метрическими размерами шовных материалов, установленными стандартом, и условными номерами в соответствии с Фармакопеей США (USP) метрическому размеру 3 соответствует условный размер 2/0, тогда как условному размеру 0 соответствует метрический размер 3,5, а условный размер 1/0 отсутствует в ГОСТ.
Таким образом заказчик включил в описание товара требования, которые вводят участников закупки в заблуждение.
В целях соблюдения Закона 44-ФЗ заказчик должен внести изменения в описание данной позиции и указать параметры нити, соответствующие действующим техническим регламентам.
5. В п. N 6, N 7, N 8, N 9, N 10 технического задания аукционной документации заказчик указывает требование к нити "с фтор полимерным покрытием".
В части покрытия нити ГОСТ 31620-2012 гласит: "Шовные материалы могут иметь полимерное или иное покрытие. Состав покрытия может быть нанесен на поверхность или может заполнять внутренние полости и межволоконные пространства шовного материала". Иных указаний о составе покрытия и параметрах выбора того или иного покрытия нити ГОСТ 31620-2012 не содержит.
Таким образом, включение заказчиком в техническое задание необоснованного требования о конкретном покрытии нити является незаконным, противоречащим ст. 33 закона N 44-ФЗ и действующим техническим регламентам.
В открытых источниках отсутствует какая-либо информация о том, дает ли указанный заказчиком химический состав какие-либо преимущества или нет.
В целях соблюдения Закона 44-ФЗ и 135-ФЗ заказчик должен внести изменения в описание данной позиции и указать параметры нити, соответствующие действующим техническим регламентам.
В связи с изложенным, считаем, что Заказчик нарушил ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем включения в техническое задание аукционной документации уникальной (блокирующей) позиции, а так же путем включения требований к товарам, которые не соответствуют действующим техническим регламентам, чем вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют достоверно определить потребность заказчика и качественно подготовить заявку на участие в закупке.
Таким образом, считаем, что Заказчик нарушил нормы Закона N135-ФЗ, Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"".
На вышеуказанные доводы заявителя Заказчикамбыли предоставлены в письменной форме возражения, согласно которым оспариваемые действия заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, по мнению заказчика, доводы Заявителя являются необоснованными.
Комиссия Костромского УФАС России, рассмотрев довод жалобы, изучив представленные материалы и документы, нормативные правовые акты, выслушав представителей Заказчика, проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В пункте 1 Технического задания содержится требование к упаковке "_малые габаритные размеры кассеты 125*70*20 мм" и требования к внешней информативной индивидуальной упаковке "Внешняя информативная упаковка со смотровым окномсодержит прозрачную пленку для визуализации информации о продукте на внутренней упаковке, наличие каталожного номера с полной информацией о нити (со всеми характеристиками данной нити), маркировка QR- кодом_".
Данные требования в ГОСТ 31620-2012 не предусмотрены.
В пункте 10 Технического задания заказчик запрашивает товар с параметрами нити "метрический размер 2 (условный размер 4/0)" , в пункте 12 заказчик запрашивает товар с параметрами нити "Метрический размер 3 (условный размер 3/0)", в пункте 13 заказчик запрашивает товар с параметрами нити "Метрический размер 3 (условный размер 1/0)".
Согласно ГОСТ 31620-2012,а именно таблице соответствия между метрическими размерами шовных материалов, установленными стандартом, и условными номерами в соответствии с Фармакопеей США (USP) метрическому размеру 2 соответствует условный размер 3/0, метрическому размеру 3 соответствует условный размер 2/0, метрическому размеру 3 соответствует условный размер 2/0, тогда как условному размеру 0 соответствует метрический размер 3,5, а условный размер 1/0 отсутствует в ГОСТ.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что в части описания условного размера USP и метрического размера имела место техническая ошибка.
В пунктах N 6, N 7, N 8, N 9, N 10 Технического задания заказчик указывает требование к нити "с фтор полимерным покрытием".
Согласно пункту 4.1.4 ГОСТ 31620-2012 шовные материалы могут иметь полимерное или иное покрытие. Состав покрытия может быть нанесен на поверхность или может заполнять внутренние полости и межволоконные пространства шовного материала.
В соответствии с пунктом 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами
1. в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2. использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с пунктом первым части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В документации не содержится обоснований необходимости использования показателей не предусмотренных ГОСТ 31620-2012.
Таким образом Заказчиком в нарушении пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе, в техническом задании установлены избыточные требования к упаковке товараи к шовному материалу, а также не соответствующие действительности требования к условному размеру USP и метрическому размеру.
Заявителем на рассмотрение жалобы не предоставлены доказательства и документы,подтверждающих невозможность подачи заявки на участие в запросе котировок.
Таким образом, Комиссия Костромского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик нарушил пункт 1 и 2 части 1 статьи 33,пункт 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МРМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1и 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
3. Предписание Заказчику не выдавать в связи с тем, что права и законные интересы Заявителя и других участников закупки не нарушены.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии О.В. Ревельцев
Члены Комиссии Л.Э. Руденко
А.А. Гаранина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 30 марта 2018 г. N 05-08-28/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2018