Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия)
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление капитального строительства Свердловской области",
-уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области,
- слушателей,
- в отсутствие заявителя в лице ООО "Феникс", уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Феникс"(625003, г. Тюмень, ул. Володарского,д. 14, оф. 301) о нарушении заказчиком в лицеГосударственного казенного учреждения Свердловской области "Управление капитального строительства Свердловской области"(620219, г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, д. 111), уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области(620095, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Малышева, 101), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на разработку рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Дворец технического творчества в городе Верхняя Пышма" (извещение N 0162200011818000298),Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Феникс" (вх. N 01-5341 от 22.03.2018 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление капитального строительства Свердловской области", уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на разработку рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Дворец технического творчества в городе Верхняя Пышма" (извещение N 0162200011818000298)Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявительООО "Феникс"указал, что положения аукционной документациине соответствуют требованиям Закона о контрактной системе. Просит признать жалобу обоснованной.
Представителизаказчика, уполномоченного органас доводами жалобыне согласились. Просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
05 марта 2018 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162200011818000298 и документация об аукционе в действующей редакции от 06.03.2018 г.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 511 417 382,04 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе участник должен соответствовать единым требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Пунктом 12.1 части 1 "Общая часть" аукционной документации установлены требования к участникам закупки, в том числе: участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства в отношении объектов капитального строительства (далее - СРО), что должно быть подтверждено наличием действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации, выданной по форме согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, и в которой должны содержаться сведения:
а) о наличии у члена СРО права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров;
б) о соответствии члена СРО уровню ответственности, предусмотренному частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
Указанные требования не распространяются на случаи, предусмотренные частями 2.1, 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ.
При этом, совокупный размер обязательств по договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, не должен превышать (с учетом цены контракта, заключаемого по результатам настоящего аукциона или конкурса) предельный размер обязательств, исходя из которого участник закупки внес взнос в компенсационный фонд
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 13 части 1 "Общая часть" аукционной документации установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме, согласно которым вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие то, что участник закупки является членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства в отношении объектов капитального строительства (далее - СРО), что должно быть подтверждено наличием действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации, выданной по форме согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, и в которой должны содержаться сведения:
а) о наличии у члена СРО права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров;
б) о соответствии члена СРО уровню ответственности, предусмотренному частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
При этом согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. В соответствии с п. 1 ч. 11 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если жалоба не соответствует требованиям, установленным настоящей статьей.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" установлена обязанность членов СРО вносить сведения о своем членстве в СРО в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Согласно Государственному реестру саморегулируемых организаций (http://sro.gosnadzor.ru/), Единому реестру членов СРО (http://reestr.nostroy.ru/reestr) заявитель в лице ООО "Феникс" является членом саморегулируемой организации, вместе с тем, согласно данным реестра размер обязательств по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров (уровень ответственности) у заявителя не превышает шестьдесят миллионов рублей (Первый уровень ответственности), в то время как начальная (максимальная) цена контракта по закупке N 0162200011818000298составила 511 417 382,04 рублей.
Кроме того, Комиссией установлено, что в случае исключения из состава закупаемых работ поставку технологического оборудования, начальная (максимальная) цена контракта по закупке N 0162200011818000298составит 460 079 460,04 рублей, что превышает сумму обязательств по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров (уровень ответственности) у заявителя, а именно шестьдесят миллионов рублей (Первый уровень ответственности).
Данное обстоятельство исключает участие заявителя в данном электронном аукционе, ввиду чего, положения документации не могут нарушить права и законные интересы заявителя ООО "Феникс".
Вместе с тем, Комиссией УФАС России по Свердловской области на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка.
По обстоятельствам внеплановой проверки Комиссией УФАС России по Свердловской области установлено нижеследующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к закупаемым работам, товарам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Извещение о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно Локальному сметному расчету 02-01-13 в объект закупки заказчиком включено "Технологическое оборудование с надбавкой 1% на установку (Комплект)".
Вместе с тем, заказчиком не определены составные части указанного Комплекта, не установлен перечень необходимого к поставке Технологического оборудования, что в свою очередь не позволяет определить видытовара, которые должны быть поставлены и смонтированы исполнителем в соответствии с Техническим заданием.
Исходя из данной информации, не представляется возможным определить участнику закупки потребность заказчика и сформировать свое предложение (акцепт) для принятия участия в определении поставщика.
Отсутствие указанной информации не позволяет определить стоимость работ и условия исполнения контракта, что влечет нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Разделом III части IIаукционной документации установленытребования к основным используемым товарам с качественными характеристиками, предлагаемых к использованию при выполнении работ, в том числе:
N п/п |
Наименование товара |
Наименование показателя |
Содержание (значение) показателя |
8 |
Источник резервного питания |
Степень защиты |
не хуже IP30 |
В пункте 13.3 части 1 "Общая часть" аукционной документации содержится инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе. Комиссией установлено, что указанная инструкция не содержит расшифровки обозначения "не хуже".
Кроме того, указанный показатель "Степень защиты" определяется ГОСТ 14254-96 "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)", который также не содержит условных обозначений "не хуже".
Таким образом, обозначение "не хуже" является субъективным, Комиссия приходит к выводу о том, что указание требований к характеристикам материала в виде формулировок "не хуже" вводит участников закупки при составлении заявки в заблуждение, поскольку не представляется возможным определить какие значения для заказчика будут являться лучшими или худшими.
В данных действиях заказчика выявлено нарушение ч. 1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. ЖалобуООО "Феникс"признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление капитального строительства Свердловской области"выявлено нарушение ч. 1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. В действиях уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, егоаукционной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
4. Заказчику в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление капитального строительства Свердловской области", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области,его аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло не результат закупки.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица ответственного за утверждение/разработку аукционной документации с документами удостоверяющими личность, а также документами подтверждающие полномочия на действия по утверждению/разработке аукционной документации N 0162200011818000298на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения _____ ____________ 2018 г. в ______.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 29 марта 2018 г. N 386-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2018