Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Амировой В.Р. - старшего государственного инспектора, |
|
Тамимдаровой З.Ш. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителязаказчикаГКУ "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан"Хайруллина А.В.(доверенность от 01.02.2018 г. N61),в отсутствии представителя заявителяООО "ПРОФИТ-ПЛЮС", о времени и месте рассмотрения жалобыуведомленногонадлежащим образом, рассмотрев жалобуООО "ПРОФИТ-ПЛЮС"на действия государственного заказчика ГКУ "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан" при проведении электронного аукциона N0311200024918000060на предмет: "Выполнение работ по устройству подъезда к комплексу по откорму молодняка КРС ООО "АПК Продовольственная программа" в д. Тавиле в Мамадышском районе Республики Татарстан",
У С Т А Н О В И Л А:
Изменения извещения о проведении электронного аукционаN0311200024918000060размещены на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 02.03.2018 г.
Заказчик -ГКУ "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан".
Начальная (максимальная) цена контракта -13 800 000, 00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства, а именно:
- заказчик не разместил обязательный отдельный файл с внесенными в документацию изменениями;
- ваукционной документации Заказчик не требует у Участника закупки членства в СРО;
-нарушение в части неустановления обязательных требований согласно части 2 статьи 31 Закона N44-ФЗ;
- заказчик подготовил документацию о закупке с нарушением ФЗ-44 части 3 статьи 33;
- заказчиком в соответствии с контрактом нарушен ФЗ-44 статья 30 часть 8 - срок оплаты в контракте.
Заслушав представителя заказчика, а также изучив представленные материалы, Комиссия установила следующее.
1. Относительно довода, что заказчиком не размещен отдельный файл с внесенными изменениями в документацию электронного аукциона.
Согласно части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения.При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Таким образом, исходя из указанной нормы закона не вытекает обязанность заказчика размещать отдельный файл с внесенными изменениями.
Решение Заказчика о внесении изменений в документацию аукциона от 02.03.2018 г., аукционная документация с изменениями размещена 02.03.2018 г. (Рисунок 1).
Рисунок 1
Следовательно, довод заявителя признан необоснованным.
2. Относительно довода, что заказчиком не установлено требованиео наличии членства в СРО участников закупки.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Таким образом, действующим градостроительным законодательством Российской Федерации предусмотрена обязанность для лица, осуществляющего работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства,иметь свидетельство о допуске к таким работам.
Вместе с тем, объектом закупки является выполнение ремонтных работ, в связи с чем, отсутствует обязанность заказчика в установлении указанного требования, следовательно, довод признан необоснованным.
3. Относительно довода, что заказчиком не установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N99), при проведении аукционов на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, заказчик должен устанавливать к участникам закупки дополнительные следующие требования:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
При проведении электронного аукциона заказчик указывает код ОКПД2 - 42.11.10.129, который подпадает под действие Постановления N99.
Пунктом 6.3 информационной карты заказчика установлены дополнительные требования к участнику закупки, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона и Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99.
В извещении о проведении закупки заказчиком также установлено указанное требование (Рисунок 2).
Рисунок 2
Таким образом, участникам необходимо соответствовать требованиям, установленным Постановлением N99, довод заявителя является необоснованным.
4. Относительно довода, что заказчик устанавливает излишние требования к техническим характеристикам товара.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Включение заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним.
Кроме того, Согласно пункту 3 Письма ФАС России от 1 июля 2016 года NИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Пунктом 11.2.2 первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию, предусмотренную Информационной картой аукциона.
При составлении заявки в части указания конкретных показателей используемых товаров (материалов) (в случае, если их предоставление предусмотрено документацией об аукционе) следует учитывать следующее:
"2) по товарам, по которым не указан товарный знак:
а) показатели, отмеченные в приложении к документации об аукционе "Требования к показателям товаров (материалов), используемых при выполнении работ" знаком "*" являются показателями, значения которых не могут изменяться. По этим показателям все значения, в том числе указанные в виде диапазона либо сопровождающиеся словами "не менее", "не более", "от", "до", "не ниже", "не выше" и т.п., являются конкретными и не должны изменяться участником закупки при подготовке заявки на участие в аукционе;
б) по показателям, не отмеченным знаком "*", по которым указаны варианты значений и (или) характеристик со словами "или", "либо" участнику аукциона следует выбирать и указывать в заявке конкретный вариант значения (характеристику), а в случае если предлагаемый товар (материал) соответствует сразу нескольким невзаимоисключающим вариантам значений (характеристик), то необходимо указать именно такое соответствие;
в) по иным показателям, не отмеченным знаком "*", предоставляются конкретные значения, без слов "не менее", "не более", "от", "до", "не ниже", "не выше" и т.п.".
В документации заказчика установлены требования к показателям материалов, используемых при выполнении работ, так например, требования к песку природному среднему установлены следующим образом:
"Песок природный должен соответствовать ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия (с Поправкой)". По содержанию в песке пылевидных и глинистых частиц, а также глины в комках должен соответствовать следующим требованиям:
пылевидных и глинистых частиц не больше 3% по массе,
глины в комках не больше 0,5 % по массе.
По зерновому составу песок должен иметь класс 1 или 2;
значение модуля крупности* (Мк) должно быть св. 2,0 до 2,5.
Полный остаток песка на сите с сеткой N063* должен соответствовать следующим показателям: находиться в пределах свыше 30 до 45 в % по массе.
Содержание в песке зерен крупностью свыше 10 мм не более 5% по массе,
зерен крупностью свыше 5 мм не более 15% по массе,
зерен крупностью менее 0,16 мм не более 15% по массе.
Песок природный не должен содержать посторонних засоряющих примесей".
Таким образом, для того, чтобы подать заявку, потенциальным участникам требуются испытания партии для определения данныххарактеристик на каждую партию.
Аналогичные требования к химическому составу и (или) компонентов товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, установлены по ряду иных позиций Технического задания.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок химического состава и (или) компонентов товара, показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод заявителя признан обоснованным.
5. Относительно довода, что в проекте контракта установлен срок оплаты, противоречащий части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Пунктом 2.2.2 проекта контракта указано: "Оплата за выполненные работы производится в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным платежным поручением Министерства финансов Республики Татарстан или иного уполномоченного органа на основании сданных в бухгалтерию Заказчика: акта о приемке выполненных работ (форма КС-2 с приложением всех необходимых расчетов), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС- 3), счета-фактуры или счёта (за исключением случаев, когда представление указанных документов не предусмотрено действующим законодательством).
При этом оплата выполненных работ производится в срок не более пятнадцати дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке выполненных работ".
Следовательно, довод заявителя признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактнойсистеме в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобуООО "ПРОФИТ-ПЛЮС" на действия государственного заказчика ГКУ "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан" при проведении электронного аукциона N0311200024918000060 на предмет: "Выполнение работ по устройству подъезда к комплексу по откорму молодняка КРС ООО "АПК Продовольственная программа" в д. Тавиле в Мамадышском районе Республики Татарстан",частично обоснованной.
2. Признать заказчика ГКУ "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан"нарушившим требованияпункта 1 части 1 статьи 64 cотсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать заказчику ГКУ "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан", оператору электронной площадки - АО "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4.Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии А.А. Яфизов
Члены Комиссии В.Р. Амирова
З.Ш. Тамимдарова
Амирова Венера Ришатовна
(843)238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 27 марта 2018 г. N 190-кз/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2018