Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "Бриз" (далее - Заявитель) на действия администрации Лабинского городского поселения Лабинского района (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт автомобильных дорог с инженерными сооружениями Лабинского городского поселения на объекте : "Капитальный ремонт улицы Шоссейная от ул. Вознесенская до ул. Кордонная, улицы Кордонная от ул. Шоссейная до ул. Егорова, улицы Егорова от ул. Кордонная до ул. Виноградная, улицы Учебная от ул. Виноградная до ул. Кордонная в г. Лабинске Краснодарского края" (1 этап строительства - ул. Кордонная, вынос инженерных коммуникаций)" (извещение N 0118300007918000022) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе. Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "Бриз" указывает, что Заказчиком не размещены разъяснения положений аукционной документации на поданный участником закупки запрос.
Представителями Заказчика представлено извещение о проведении закупки, документация об электронном аукционе, заявка участника закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Заказчика не согласны и считают, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией Лабинского городского поселения Лабинского района проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт улицы Шоссейная от ул. Вознесенская до ул. Кордонная, улицы Кордонная от ул. Шоссейная до ул. Егорова, улицы Егорова от ул. Кордонная до ул. Виноградная, улицы Учебная от ул. Виноградная до ул. Кордонная в г. Лабинске Краснодарского края" (1 этап строительства - ул. Кордонная, вынос инженерных коммуникаций)" (извещение N 0118300007918000022).
Начальная (максимальная) цена контракта - 40 991 270,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе определено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В соответствии с п. 11) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В п. 29 Раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" предусмотрено:
дата начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений - "05" марта 2018 г.;
дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений - "19" марта 2018 г.
Согласно ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии со ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0318100028517000193 размещено 05.03.2018 17:15, дата и время окончания подачи заявок 21.03.2018 09:00.
Таким образом, с учетом требований действующего законодательства участники электронного аукциона вправе направлять запросы до 17.03.2018 г. (включительно), при этом 17.03.2018 г. является выходным днем (суббота), следовательно, последним днем направления участниками закупки запросов о даче разъяснении положений аукционной документации переносится на 19.03.2018 г.
Из пояснений представителей Заказчика следует, что ООО "Бриз" был направлен запрос 19.03.2018 г. в 13-43, что является нарушением ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, а также электронная площадка АО "Электронные торговые системы" разместила уведомление о таком нарушении, в связи с чем заказчик не должен давать разъяснения на такой запрос.
Таким образом, в нарушение требований ч. 4 ст. 65 Закона о контактной системы Заказчиком не размещены разъяснения положений аукционной документации.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией были выявлены нарушения.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пп. б) п. 1) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на поставку товара: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Приложении N 1 "Требования к техническим характеристикам материалов, оборудования, предполагаемых к использованию в процессе производства работ, используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ материала" аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к товарам, в частности:
Бруски обрезные хвойных пород (сосна/ель). Должны соответствовать ГОСТ 8486-86, ГОСТ 18288-87. Должны быть шириной 75 мм или 100 мм или 125 мм или 150 мм, толщиной 40 мм или 44 мм или 50 мм или 60 мм или 75 мм, IV сорта.
Инструкцией по заполнению заявки на участие в аукционе (Приложение N 1 к Разделу 2 аукционной документации) обусловлено, что наименования показателей конкретизации не подлежат и должны быть указаны в неизменном виде.
Для целей настоящей инструкции по заполнению заявок, используемые понятия "параметр", "показатель", "характеристика" являются равнозначными.
В случае использования знака "/", "\" - данные знаки означают "или", по данным значениям участнику необходимо сделать конкретное предложение, согласно настоящей инструкции по заполнению заявки (за исключением случаев, когда этот знак является составной частью обозначения единицы измерения или наименования, либо является математическим знаком дроби).
В случае, если в символах "(" ")" заключено несколько значений показателей или множество значений, или установлена альтернативность значений, такие требования читать в соответствии с положениями настоящей инструкции.
Таким образом, с учетом положений Инструкции невозможно определить порядок заполнения заявки, т.к. описание объекта закупки составлено таким образом (сплошным текстом), что невозможно установить, что является наименованием показателя, а что - значением.
Например, по позиции "Бруски обрезные хвойных пород (сосна/ель)", невозможно определить, относится ли сочетание слов "(сосна/ель)" к наименованию показателя "хвойных пород", либо таким образом обозначено наименование товарной позиции, или относится к значению показателя.
Иных положений, которые возможно применить к вышеуказанной конструкции сочетания слов и символов, Инструкция по заполнению заявки не содержит.
На основании вышеизложенного, установленная Заказчиком в аукционной документации Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе в совокупности с установленными в описании объекта закупки требованиями к товарам не позволяют однозначно определить порядок заполнения заявки, в связи с чем, действия Заказчика нарушают п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Приложении N 1 "Требования к техническим характеристикам материалов, оборудования, предполагаемых к использованию в процессе производства работ, используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ материала" аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к товарам, в частности:
Труба из полиэтилена, наружный диаметр 200 мм. Трубы должны соответствовать ГОСТ Р 54475-2011. Кольцевая жесткость труб требуется SN 8. Трубы должны быть с гладкой или профилированной наружной поверхностью. На поверхности труб не допускаются пузыри, раковины, трещины и посторонние включения, видимые без применения увеличительных приборов. Внутренняя поверхность труб должна быть гладкой. Окраска изделий должна быть сплошной и равномерной.
Инструкцией по заполнению заявки на участие в аукционе определено, что. первая часть заявки не должна содержать фразы "предпочтительно", "допускается", "не допускается", "должно быть", "возможно", "возможен", "может быть", "требуется", "в случае", "нужен", "должна", "не может быть", "при наличии", не позволяющие однозначно определить наличие, либо отсутствие характеристики в товаре, указанной подобным образом, в том числе не допускается указание показателей в сослагательном наклонении
С учетом положений Инструкции по заполнению заявки участники закупки при формировании заявки должны исключить фразу "не допускается".
В свою очередь, согласно п. 5.1.1 ГОСТ Р 54475-2011 "Трубы полимерные со структурированной стенкой и фасонные части к ним для систем наружной канализации. Технические условия" на поверхности труб и фасонных частей не допускаются пузыри, раковины, трещины и посторонние включения, видимые без применения увеличительных приборов. Внутренняя поверхность труб и фасонных частей должна быть гладкой.
Таким образом, установленные Заказчиком характеристики товара "Труба из полиэтилена" с учетом положений Инструкции по заполнению заявки противоречат требованиям государственного стандарта.
В Приложении N 1 "Требования к техническим характеристикам материалов, оборудования, предполагаемых к использованию в процессе производства работ, используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ материала" аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к товарам, в частности:
Доски обрезные. Должны быть хвойной породы сосна или ель. Толщиной 32 мм или 40 мм или 40 мм или 44 мм. Шириной: 75/100/125/150 мм. Сорт III. Должны соответствовать ГОСТ 8486-86, ГОСТ 18288-87.
С учетом положений Инструкции по заполнению заявки невозможно установить необходимо ли при формировании первой части заявки на участие в электронном аукционе исключить фразу "Должны быть" либо данная фраза относится к наименованию показателя, в связи с чем не подлежит исключению.
Таким образом, установленная Заказчиком в аукционной документации Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе в совокупности с установленными в описании объекта закупки требованиями к товарам не позволяют однозначно определить порядок заполнения заявки, в связи с чем, действия Заказчика нарушают п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Бриз" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации Лабинского городского поселения Лабинского района нарушение п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - администрации Лабинского городского поселения Лабинского района (единой комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе N 158 от 27.03.2018 г. по делу N ЭА-385/2018, повторное предписание не выдавать, материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27 марта 2018 г. N ЭА-391/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2018