Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ИП Гусевой <_> (далее - Заявитель) на действия администрации МО Усть-Лабинский район (далее - Уполномоченный орган в качестве организатора совместного конкурса) при проведении конкурса с ограниченным участием: "Поставка продуктов питания (прочие продукты)" (извещение N 0318300017518000016) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения конкурсной документации. В своей жалобе ИП Гусева <_> указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) в проекте контракта отсутствует обязательное условие о порядке и сроках осуществления Заказчиком приемки поставленного товара; 2) Заказчиком не определен срок действия контракта, в связи с чем, невозможно установить срок действия банковской гарантии; 3) в проекте контракта отсутствует обязательное условие об ответственности Заказчика в случае просрочки исполнения обязательств, начисляемых в виде пени в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе; 4) в проекте контракта не установлен размер обеспечения исполнения контракта; 5) в проекте контракта отсутствует идентификационный код закупки; 6) в извещении об осуществлении закупки не установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта; 7) извещение не содержит требований, установленных ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе; 8) Заказчиком неправомерно установлено ограничение допуска товара в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 августа 2016 г. N 832 "Об ограничении допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в отношении продукции не подпадающей под требования данного постановления.
Представителем Уполномоченного органа в качестве организатора совместного конкурса представлена конкурсная документация, пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Уполномоченного органа в качестве организатора совместного конкурсане согласен и считает, что конкурсная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе, т.к. в конкурсную документацию по решению Уполномоченного органа в качестве организатора совместного конкурса в установленный законом срок внесены изменения.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом в качестве организатора совместного конкурса -администрацией МО Усть-Лабинский район проводился конкурс с ограниченным участием: "Поставка продуктов питания (прочие продукты)" (извещение N 0318300017518000016).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 983 257,12 рублей.
На основании ч. 1 ст. 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
В силу ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе размещение конкурсной документации в единой информационной системе осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса. Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы. Предоставление конкурсной документации (в том числе по запросам заинтересованных лиц) до размещения извещения о проведении открытого конкурса не допускается.
Согласно ч. 2 ст. 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
В силу ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Разделом 5 проекта контракта (Раздел 13 конкурсной документации) определен порядок приемки товара, в частности:
5.2. При приемке товара подлежат проверке количество и качество поставленного товара.
5.3. Приёмка товара по количеству и качеству производится в порядке, установленном Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Государственного арбитража при Совете Министров СССР от 25.04.66 N П-7, и Инструкцией порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Государственного арбитража при Совете Министров СССР от 15.06.65 N П-6.
Заказчик обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товара, поставленного в соответствии с контрактом. Поставленный Поставщиком товар должен быть осмотрен Заказчиком в срок не более одного рабочего дня со дня поставки и предоставления Поставщиком документа, подтверждающего исполнение обязательств, и документов на оплату. Заказчик обязан в течение одного рабочего дня проверить качество принятого товара и о выявленных несоответствиях или недостатках незамедлительно письменно уведомить Поставщика.
5.6. Одновременно с передачей товара Поставщик предоставляет Заказчику оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства следующие документы: товарную накладную в 2-х экземплярах, счет (счет-фактуру- при наличии), сертификаты (декларации) соответствия, удостоверения качества и безопасности.
5.13. Для проверки соответствия качества поставленного Товара требованиям, установленным контрактом и приложениями к нему, Заказчик проводит экспертизу, по результатам которой составляется соответствующий акт (заключение). Экспертиза результатов может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. В случае проведения экспертизы поставленного товара экспертами, экспертными организациями Заказчик составляет документ об их приемке в течение 3 рабочих дней с момента получения от эксперта, экспертной организации заключения о соответствии.
5.16. По итогам приемки товара при отсутствии претензий относительно количества и качества товара Заказчик подписывает документ о приемке товара, транспортные и сопроводительные документы, подписание которых требуется со стороны Заказчика, в 2 (двух) экземплярах и в течение 3 (трех) рабочих дней передает 1 (один) экземпляр Поставщику.
Таким образом, в проекте контракта определены условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В силу ч. 4 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Согласно ч. 5 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
Пунктами 2), 3) ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе определено, что основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 9.1 проекта контракта обусловлено, что настоящий контракт вступает в силу и становится обязательным для Сторон с даты его подписания и действует до "31" декабря 2018 г., но в любом случае до полного исполнения Сторонами своих обязательств по контракту в полном объеме.
Таким образом, установленный в проекте контракта срока его действия позволяет участникам закупки в случае обеспечения исполнения контрактапредоставлением банковской гарантии оформить банковскую гарантию, отвечающую требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7.6.1 проекта контракта определено, что в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Поставщик вправе потребовать уплаты неустоек (пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Таким образом, в проекте контракта предусмотрено условие об ответственности Заказчика в случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, начисляемых в виде пени в порядке, установленном ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
В соответствии с ч. 5 ст. 25 Закона о контрактной системе порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1088 утверждены Правила проведения совместных конкурсов и аукционов, согласно п. 8 которых контракт с победителем совместного конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком самостоятельно.
Согласно ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация, в том числе:
размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом) (п. 7 ст. 42 Закона о контрактной системе);
размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона (п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 3. ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
На основании п. 10), п. 11) ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия);
размер и условия обеспечения исполнения контракта, в том числе каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
В силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В Изменении извещения о проведении конкурса с ограниченным участием для закупки N0318300017518000016 в разделе "Обеспечение заявок" Заказчиком установлено:
Требуется обеспечение заявок |
|
Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, условия банковской гарантии |
Обеспечение заявки |
В разделе "Обеспечение исполнение контракта" Изменения извещения о проведении конкурса с ограниченным участием для закупки N0318300017518000016 указано:
Требуется обеспечение исполнения контракта |
|
Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта |
Обеспечение контракта |
В Изменении извещения о проведении конкурса с ограниченным участием для закупки N0318300017518000016 в отношении каждого Заказчика установлены размеры обеспечения заявок и размеры обеспечения исполнения контракта.
Пунктом 23 Раздела 1 "Информационная карта" конкурсной документации определено: Размер обеспечения исполнения контракта на участие в конкурсе 5% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет для каждого из заказчиков:
N п/п |
Сокращенное наименование Заказчика |
Размер обеспечения исполнения контракта, руб. |
1 |
МБОУ НОШ "Образовательный холдинг "Детство без границ" |
20471,21 |
2 |
МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N3" |
7027,71 |
3 |
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 4" |
17159,85 |
4 |
МБДОУ "Центр развития ребенка детский сад N5" |
14616,54 |
5 |
МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N6" |
7874,27 |
6 |
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N8" |
17454,35 |
7 |
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N11" |
13127,98 |
8 |
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N16" |
13177,37 |
9 |
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N24" |
17042,26 |
10 |
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N41" |
21211,32 |
В случае, если предложенная в заявке участника конкурса цена снижена на 25 и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 44-ФЗ
Пунктом 6.4 проекта контракта обусловлено, что размер обеспечения исполнения контракта составляет _______________ рублей. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Законом о контрактной системе не предусмотрены требования об обязательном включении в проект контракта размера обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, с учетом проведения совместного конкурса для нескольких Заказчиков, а также установления размера обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении и в конкурсной документации, отсутствие размера обеспечения исполнения контракта в проекте контракта не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
В свою очередь, в извещении об осуществлении закупки в нарушение п. 7), 8) ст. 42 Закона о контрактной системе не установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта
Частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе обусловлено, что идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 3. ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования идентификационного кода закупки, в том числе его состав и структура в зависимости от целей применения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности.
На основании п. 8 Порядка формирования ИКЗ, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.06.2015 N 422, после указания в идентификационном коде закупки информации о порядковом номере записи о данной закупке в плане-графике идентификационный код такой закупки должен оставаться неизменным вплоть до завершения периода хранения информации и документов о такой закупке, установленного законодательством Российской Федерации об архивном деле.
Пунктом 1.5 проекта контракта обусловлено:
Идентификационный код закупки согласно плану-графику закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд на 2018 год - ИКЗ: ____________.
Изменением извещения о проведении конкурса с ограниченным участием для закупки N0318300017518000016, п. 15 Раздела 1 "Информационная карта" конкурсной документации предусмотрено:
Идентификационные коды закупки |
183235603327423560100100090010000000; 183235601346123560100100130010000000; 183235603346823560100100150010000000; 183235603330923560100100040010000000; 183235603309823560100100150050000000; 183235603328123560100100070010000000; 183235604284023560100100050010000000; 183235604207823560100100020010000000; 183235604326523560100100050010000000; 183235604338523560100100050010000000 |
Таким образом, с учетом проведения совместного конкурса для нескольких Заказчиков в проекте контракта определены условия об идентификационном коде закупки (п. 1.5 проекта контракта) с последующие включением данного кода на стадии заключения контракта.
В силу ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N99) утверждены дополнительные требования к участникам.
В Приложении N2 к Постановлению N99 установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг, где включены, в том числе услуги общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей.Установлены следующие требования к участникам: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право, заключить который проводится конкурс. Определены следующие документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям: копия ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и копия (копии) документа (документов) о приемке поставленного товара.
В Изменении извещения о проведении конкурса с ограниченным участием для закупки N0318300017518000016 установлены требования к участникам - требование к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)
Согласно Постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
В Разделе 1 "Информационная карта" конкурсной документации определено:
31 |
Дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 44-ФЗ |
Установлены, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на поставку пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс. |
В Разделе 11 "Требования к содержанию, к форме и составу заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием" конкурсной документации обусловлено:
57 |
Если установлены позицией 31 дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 44-ФЗ
|
Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) на поставку пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в данном конкурсе. Сведения о таких контрактах (договорах), должны содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и копия (копии) документа (документов) о приемке поставленного товара. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится данный конкурс. |
Таким образом, извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация содержит исчерпывающую информацию, предусмотренную требованиями Закона о контрактной системе и Постановления N 99.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
На основании ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 832) утвержден прилагаемый перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
В Изменении извещения о проведении конкурса с ограниченным участиемдля закупки N0318300017518000016 предусмотрено:
Ограничения и запреты |
1 Запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 августа 2016 N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
В Разделе 1 "Информационная карта" конкурсной документации определено:
36 |
Условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами |
Установлены в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ. 1.Установлены ограничения допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств. Основание: постановление Правительства РФ от 22 августа 2016 N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 22 августа 2016 N 832). В случае, если участник закупки предлагает к поставке пищевые продукты, происходящие из иностранных государств, включенные в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 августа 2016 N 832 , подтверждением страны происхождения товаров (пищевых продуктов), включенных в перечень, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" наименования страны происхождения и производителя пищевых продуктов, включенных в перечень. |
Уполномоченным органом в качестве организатора совместного конкурса установлен объект закупки:
Наименование товара, работы, услуги |
Код позиции КТРУ |
молоко сгущенное |
10.51.51.113 |
рис |
10.61.11.000 |
крахмал |
10.62.11.111 |
мука пшеничная |
10.61.21.110 |
крупа манная |
10.61.31.111 |
дрожжи |
10.89.13.112 |
напиток шиповника |
10.86.10.320 |
вафли (кондитерские изделия) |
10.72.12.130 |
печенье весовое (кондитерские изделия) |
10.72.12.120 |
чай |
10.83.13.120 |
сок фруктовый |
10.32.19.110 |
зеленый горошек |
10.39.16.000 |
фасоль |
01.11.71.110 |
геркулес (овсяные хлопья) |
10.61.32.111 |
томатная паста |
10.39.17.111 |
кофейный напиток |
10.83.12.110 |
сухофрукты |
10.39.25.134 |
сахар |
10.81.12.110 |
соль пищевая |
10.84.30.140 |
макаронные изделия |
10.73.11.190 |
крупа пшено |
10.61.32.114 |
повидло |
10.39.22.110 |
крупа гречневая |
10.61.32.113 |
горох |
01.11.75.110 |
какао |
10.82.13.000 |
Согласно Перечню, утвержденному Постановлением N 832, следующие пищевые продукты не подпадают под ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
Наименование товара, работы, услуги |
Код позиции КТРУ |
крахмал |
10.62.11.111 |
мука пшеничная |
10.61.21.110 |
крупа манная |
10.61.31.111 |
дрожжи |
10.89.13.112 |
напиток шиповника |
10.86.10.320 |
вафли (кондитерские изделия) |
10.72.12.130 |
печенье весовое (кондитерские изделия) |
10.72.12.120 |
чай |
10.83.13.120 |
сок фруктовый |
10.32.19.110 |
зеленый горошек |
10.39.16.000 |
фасоль |
01.11.71.110 |
геркулес (овсяные хлопья) |
10.61.32.111 |
томатная паста |
10.39.17.111 |
кофейный напиток |
10.83.12.110 |
сухофрукты |
10.39.25.134 |
макаронные изделия |
10.73.11.190 |
крупа пшено |
10.61.32.114 |
повидло |
10.39.22.110 |
крупа гречневая |
10.61.32.113 |
горох |
01.11.75.110 |
какао |
10.82.13.000 |
Пунктом 2 Постановлением N 832 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов пищевых продуктов, включенных в перечень, заказчик отклоняет от участия в конкурентных способах определения поставщиков все заявки (окончательные предложения) на участие в определении поставщика (далее - заявка), содержащие предложения о поставке пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок, которые одновременно:
содержат предложения о поставке видов пищевых продуктов, являющихся объектом закупки и включенных в перечень, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида пищевых продуктов одного производителя.
Таким образом, Уполномоченным органом в одну закупку объединены товары, включенные в Перечень, утвержденный Постановлением N 832, и не включенные в него, в связи с чем, объединение товаров, производителями которых могут быть иностранные производители, с товарами, в отношении которых установлены ограничения допуска, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза, ограничивают права участников закупки на доступ к участию, а также может повлиять на результаты определения поставщиков в части отклонения заявок, содержащих предложения товаров иностранных производителей.
При объединении в одну закупку пищевых продуктов, включенных в Перечень, утвержденный Постановлением N 832, и не включенных в него, ограничения допуска будут применяться в отношении товаров, включенных в соответствующий Перечень. При этом, документацией не предусмотрена частичная поставка товаров.
Таким образом, установление в данной закупке ограничений в отношении товаров, не подпадающих под действие Постановления N 832, является нарушением ч. 1 ст. 14 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, конкурсная документация составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 15, 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Гусевой <_> обоснованной в части отсутствия в извещении об осуществлении закупки порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта; неправомерного установления ограничения допуска товаров в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 августа 2016 г. N 832 в отношении продукции не подпадающей под требования данного постановления.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа в качестве организатора совместного конкурса - администрации МО Усть-Лабинский район нарушение ч. 1 ст. 14, п. 7), 8) ст. 42 Закона о контрактной системе, постановления Правительства РФ от 22.08.2016 N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Уполномоченному органу в качестве организатора совместного конкурса - администрации МО Усть-Лабинский район (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 163
по делу N КОУ-19/2018 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
30 марта 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
на основании своего решения от 30.03.2018 года по делу N КОУ-19/2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ИП Гусевой <_> на действия администрации МО Усть-Лабинский район при проведении конкурса с ограниченным участием: "Поставка продуктов питания (прочие продукты)" (извещение N 0318300017518000016) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Уполномоченному органу в качестве организатора совместного конкурса - администрации МО Усть-Лабинский район (единой комиссии) устранить нарушение ч. 1 ст. 14, п. 7), 8) ст. 42 Закона о контрактной системе, постановления Правительства РФ от 22.08.2016 N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения конкурса с ограниченным участием и аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение N 0318300017518000016).
2. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.
3. В срок до 20.04.2018 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 30 марта 2018 г. N КОУ-19/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2018