Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председатель Комиссии:
"_",
Члены Комиссии:
"_";
"_",
в присутствии представителей:
- от ООО "Юнилек" - представитель по доверенности;
- от ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница" - представители по доверенности;
- от департамента государственного заказа ЯНАО - представитель по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Юнилек" (г. Москва) (далее - Заявитель) на действия - Единой комиссии ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница", (далее Заказчик) и департамента государственного заказа ЯНАО (далее - Уполномоченный орган), при проведении АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки), электронного аукциона на поставку реагентов для имеющегося гематологического анализатора Сисмекс XE - 2100, (извещение N 0190200000318001321http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651), начальная (максимальная) цена контракта - 2 064 525,19 рублей, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайтhttp://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view.html?printFormI d=29963651) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа, при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
Заявитель считает, что Заказчик, Уполномоченный орган неправомерно отклонил заявку участника Аукциона, при рассмотрении первых частей.
Уполномоченный орган, Заказчик с доводами Заявителя не согласились, представили возражения и сообщили, что при проведении закупки, Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением, документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
2) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 21.02.2018;
3) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 06.03.2018, в 08-00;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 13.03.2018;
5) дата проведения аукциона в электронной форме 16.03.2018;
На участие в процедуре размещения заказа было подано две заявки участников.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель пояснил, что в соответствии с Приложением N 1 "Потребность ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница" в поставке реагентов для имеющегося гематологического анализатора Сисмекс XE - 2100" Документации об электронном Аукционе осуществляется закупка реагентов, совместимых с гематологическим анализатором Sysmex XE - 2100.
Заявитель (участник N 2) направил заявку на участие в аукционе, предложив реагенты производства компании "Диагон Кфт." (Венгрия).
Однако, 14.03.2018 г. был опубликован протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, в соответствии с которым заявка участника N 2 была отклонена со следующим обоснованием:
"Не соответствует требованиям федерального закона и документации об аукционе в связи с тем, что представил сведения о предлагаемом к поставке товаре, в которых не указано наименование товара (объектов поставки) согласно Потребности государственного заказчика, в нарушение ст. 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ".
Следовательно, отклонение произошло по той причине, что во втором столбце первой части заявки "Наименование товара (товарный знак (при его наличии)), предлагаемого к поставке" Заявитель указал товарные знаки, каталожные номера, не указав словесное наименование, например, "Диаклин-СИС (Diaclean-SYS) Кат.N h23126" не добавив слово "Депротеинизатор".
15.03.2018 опубликован протокол рассмотрения заявки единственного участника аукциона, в котором победителем аукциона в электронной форме признан участник N 1 и принято решение заключить с ним договор по начальной (максимальной) цене: 2 064 525,19 рублей.
Заявитель считает, что данное решение нарушает его права как субъекта предпринимательской деятельности и участника системы государственного заказа, а также принято в нарушение норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В своих возражениях Заказчик и Уполномоченный орган сообщили, что не указание участником закупки N 2, в своей заявке, наименования товара, на поставку которого предполагается заключить контракт, послужило достаточным основанием для отказа в допуске участнику электронного аукциона N 2, поскольку, наименование товара является конкретным показателем соответствующим значениям, установленным документацией об Аукционе, а значит, обязательным для указания в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Уполномоченный орган делает вывод, что у Единой комиссии отсутствовали основания для признания заявки участника закупки N 2 соответствующей требованиям аукционной документации и Потребности Заказчика.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон по делу, Комиссия пришла к следующим выводам.
Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе определен статьей 67 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 указанной статьи по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Частью 4 предусмотрено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Пунктом 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, указанную информацию:
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При этом ч. 6 данной статьи установлен запрет на требование от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. ч. 3 и 5 ст.66 документов и информации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с ч. 2 данной статьи, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о Контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что, так как Закона о контрактной системе предусмотрено, что первая часть заявки должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, а в качестве значений Заказчиком в документации указываются именно функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, а не наименование товара, мнение Заказчика, Уполномоченного органа о том, что наименование товара относится к конкретным показателям, соответствующим значениям, установленным документацией о таком аукционе ошибочно.
В пользу данного вывода говорит решение Арбитражного суда Рязанской области по делу А54-4266/2014 из которого следует, что само по себе указание наименования товара, отличного от наименования, указанного во вводной части аукционной документации и техническом задании, при соответствии всех его функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик не свидетельствует о нарушении при проведении аукциона требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 1225 ГК РФ товарные знаки, фирменные наименования, наименования места происхождения товара, наименования производителя являются средствами индивидуализации товара.
Комиссией отмечено, что в Законе о контрактной системе понятие "Наименование объекта закупки" используется в случаях обязательных для указания Заказчиком, а не участником закупки, тогда как для участника обязательным является указание на фирменное наименование (при наличии) объекта закупки, которое может иметь иное обозначение. Также, из смысла Закона о контрактной системе следует, что для Заказчика приоритетом должно являться не приобретение объекта закупки с определенным названием, а приобретение объекта закупки с функциональными, техническими и качественными характеристиками соответствующими его потребности.
На заседании комиссии установлено, что в соответствии с Аукционной документацией функциональные, технические и качественные характеристики товара указаны Заказчиком в Приложении N 1 "Потребность ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница" в поставке реагентов для имеющегося гематологического анализатора Сисмекс XE - 2100".
В представленной на рассмотрение Комиссии заявке участника N 2, в столбце 3 "Описание объекта закупки: функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика" указаны конкретные характеристики товаров, полностью соответствующие значениям, указанным в Приложении N 1 Аукционной документации.
Кроме того во втором столбце первой части заявки участника N 2 "Наименование товара (товарный знак (при его наличии)), предлагаемого к поставке" указаны товарные знаки, каталожные номера, а в столбце 3 содержится информация позволяющая определить в том числе и наименование товара.
Каких-либо несоответствий конкретных показателей технических и иных характеристик предлагаемого товара участником N 2, требованиям, изложенным в Документации об электронном аукционе, Комиссией не выявлено.
Частью 2 ст. 8 Закона о Контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На заседании комиссии установлено, что заявка участник N 1 (признанная соответствующей Аукционной документации) рассмотренная как заявка единенного участника, содержит предложение идентичное заявке участника N 2 по характеристикам, торговым маркам, стране происхождению и производителю товара.
Частью 1 ст. 9 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 5 статьи 39 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
На заседании Комиссии установлено, что члены Единой комиссии, включая представителей Заказчика, не обладали специальными знаниями достаточными для того, чтобы определить фактическое соответствие предложенного участниками товара потребности Заказчика, по функциональными, техническими и качественными характеристикам, без указания на его наименование, что привело к неправомерному принятию решения об отстранении Заявителя от участия в Аукционе.
Частью 6 ст. 67 Закона предусмотрено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
В протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 13 марта 2018 года N 0190200000318001321-1п указано, что Единая комиссия рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе, в порядке установленном статьей 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ и приняла решение:
Отказать в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки, подавшему заявку:
Участник закупки N 2 - не соответствует требованиям федерального закона и документации об аукционе в связи с тем, что представил сведения о предлагаемом к поставке товаре, в которых не указано наименование товара (объектов поставки) согласно Потребности государственного заказчика,
в нарушение ст. 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ
При этом протокол не содержит указание на конкретное основание отказа в соответствии с частью 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, а также указания на положения документации, которым не соответствует заявка на участие, положений заявки на участие в Аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия установила, что в действиях Единой комиссии, допущены нарушения Закона о контрактной системе, а именно части 2 статьи 8, ч. 1, ч. 2 статьи 9, а также частей 3, 4, 5, п. 2 ч. 6 статьи 67 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерном принятии решения об отстранении Заявителя от участия в Аукционе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно имеются основания для выдачи предписания.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия:
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юнилек" (г. Москва) на действия - Единой комиссии при проведении электронного аукциона на поставку реагентов для имеющегося гематологического анализатора Сисмекс XE - 2100, для нужд ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница" (извещение N 0190200000318001321http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) обоснованной.
2. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 2 статьи 8, ч. 1, ч. 2 статьи 9, а также частей 3, 4, 5, п. 2 ч. 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: "_"
Члены Комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 29 марта 2018 г. N 04-01/118-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2018