Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Кирьякова С.Е. |
- |
заместитель председателя комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Балабина Н.В. |
- |
член комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок,, |
- Смирнова Л.О. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
при участии: |
|
|
- Фурды А.А. |
- |
представителя Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" (доверенность от 11.12.2017 N 3/20120), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новая Линия" (далее также - ООО "Новая Линия", заявитель) на действия Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" (далее также - заказчик) о нарушении требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ для государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба заявителя о нарушении заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на устройство слоёв износа на автомобильной дороге Р-178 Саранск - Сурское - Ульяновск на участке км 16+000 - км 26+000, Республика Мордовия Устройство слоёв износа на автомобильной дороге Р-178 Саранск - Сурское - Ульяновск на участке км 68+000 - км 79+000, Республика Мордовия, номер извещения 0348100006018000022 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, положения документации названного электронного аукциона не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представители ООО "Новая Линия" на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Представитель заказчика, присутствовавший на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласился, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признал, считает жалобу заявителя необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю сфере закупок, заслушав доводы лица, участвующего при рассмотрении дела, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 28.02.2018 в единой информационной системе и на электронной площадке www.etp-ets.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на устройство слоёв износа на автомобильной дороге Р-178 Саранск - Сурское - Ульяновск на участке км 16+000 - км 26+000, Республика Мордовия Устройство слоёв износа на автомобильной дороге Р-178 Саранск - Сурское - Ульяновск на участке км 68+000 - км 79+000, Республика Мордовия (номер извещения 0348100006018000022) и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства".
Оператором электронной площадки является ЭТП НЭП.
Предметом контракта является устройство слоёв износа на автомобильной дороге Р-178 Саранск - Сурское - Ульяновск на участке км 16+000 - км 26+000, Республика Мордовия Устройство слоёв износа на автомобильной дороге Р-178 Саранск - Сурское - Ульяновск на участке км 68+000 - км 79+000, Республика Мордовия с начальной (максимальной) ценой контракта - 94 674 607,00 рублей.
2) Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, среди прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация, среди прочего, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, среди прочего, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 названного Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта.
Частью 1 статьи 64, пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки определено заказчиком в извещении, разделе 2 документации. Требования к показателям товаров, используемых при исполнении Контракта, установлены в отдельных приложениях к документации об электронном аукционе, являющихся неотъемлемой частью документации.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что по ряду требований к товарам, используемым при выполнении работ заказчик установил значения показателей, определяемых только по результатам испытаний, так, например: по позиции N 2 "Смесь асфальтобетонная горячая плотная мелкозернистая" (а именно: истребуется показатель "Зерновой состав минеральной части смеси должен соответствовать указанному в таблице, % массе"; пористость минеральной части должна быть от 14 до 19 %; остаточная пористость должна быть свыше 2,5 до 5,0 %; Содержание щебня в асфальтобетонной смеси должно быть св. 40 % до 50 %; водонасыщение должно быть от 1,5 до 4,0 % по объему; предел прочности при сжатии при температуре 20° С не менее 2,5 Мпа, при температуре 50° С не менее 1,2 Мпа, при температуре 0° С; водостойкость должна быть не менее 0,90; Водостойкость при длительном водонасыщении должна быть не менее 0,85; Сдвигоустойчивость по: - коэффициенту внутреннего трения должна быть не менее 0,81, сцеплению при сдвиге при температуре 50° С должна быть не менее 0,37 Мпа; Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0° С и скорости деформирования 50 мм/мин, Мпа и т.д).
По позиции N 2.1 "Компоненты смеси: Порошок минеральный" истребуются значения показателей "Зерновой состав, пористость, влажность, набухание образцов из смеси порошка с битумом".
По позиции N 2.3 "Щебень из природного камня для строительных работ, фракция 5-10 мм" истребуются значения показателей: "полные остатки на контрольных ситах при рассеве щебня; содержание зерен пластинчатой и игловатой формы; содержание пылевидных и глинистых частиц; содержание глины в комках; содержание зерен слабых пород" и т.д.
По позиции N 12 "Песок природный" истребуются значения показателей: "Полный остаток песка на сите с сеткой N 063 должен быть св. 10до 30 % по массе; содержание зерен крупностью: свыше 10 мм не более 0,5 % по массе, свыше 5 мм не более 10 % по массе, менее 0,16 мм не более 20 % по массе; содержание в песке пылевидных и глинистых частиц не должно превышать 5% по массе; содержание в песке глины в комках не должно превышать 0,5 % по массе; Содержание глинистых частиц, определяемое методом набухания должно быть не более 1,0 % по массе".
По позиции N 15 "Дорожный знак стандартной формы" истребуются значения показателей: "Световозвращающий материал должен быть устойчивым к воздействию ударной нагрузки. На его поверхности после ударного воздействия груза массой (0,450,01)кг, упавшего с высоты 0,22 м, не должно быть трещин и отслаивания от подложки в радиусе 6 мм от точки удара и т.д."
Изложенное указывает на невозможность указания конкретных показателей по данным позициям участниками в своих заявках ввиду отсутствия на момент подачи заявки товаров и отсутствия необходимости иметь таковые при подаче заявок.
Подобное описание объекта закупки является необъективным и ограничивает количество участников закупки ввиду изложенного выше. Данная позиция подтверждается письмом ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16.
Следовательно, заказчик нарушил требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание подобным образом характеристик не является объективным, не позволяет определить соответствие предлагаемых к использованию товаров потребностям заказчика на стадии рассмотрения заявок, а также при приёмке товара (без проведения дополнительно соответствующих испытаний), а также требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку требования к составу перовой части заявки составлены образом, влекущим за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Каких-либо доказательств необходимости описания объекта закупки подобным образом документация не содержит, и при рассмотрении жалобы не представлено.
Изложенное свидетельствует об обоснованности жалобы заявителя в рассматриваемых частях.
3) Кроме того, Комиссией Нижегородского УФАС России установлено в нарушение вышеприведенной нормы в документации отсутствует обоснование использования нестандартных показателей (технических характеристик).
Так, согласно позиции N 5 "Битум нефтяной дорожный вязкий" в аукционной документации "Битум марки БНД 90/130 должен соответствовать требованиям ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия" и содержатся технические требования к показателям: "температура размягчения по кольцу и шару не должна быть ниже 45 °С"; "температура хрупкости не должна быть выше минус 20° С".
Вместе с тем согласно требованиям ГОСТ 22245-90 для битума указанной марки "температура размягчения по кольцу и шару не должна быть ниже 43 °С"; "температура хрупкости не должна быть выше минус 17° С".
Таким образом, разработав документацию об электронном аукционе подобным образом и не включив в нее обоснование необходимости использования такого показателя, заказчик нарушил часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Также Комиссией Нижегородского УФАС России установлено следующее.
По позициям N 1.2, 1.3, 2, 2.2, 2.3, установлено, среди прочего требование о соответствии ГОСТ 9128-2009, в то время как указанный ГОСТ утратил силу с 1 ноября 2014 года в связи с введением в действие ГОСТ 9128-2013 Приказом Росстандарта от 17.12.2013 N 2309-ст, восстановлено с 31 марта 2015 года (Приказ Росстандарта от 25.03.2015 N 157-ст).
По позиции 12, установлено, среди прочего требование о соответствии ГОСТ 8736-93, в то время как названный ГОСТ утратил силу с 1 апреля 2015 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 18.11.2014 N 1641-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 8736-2014.
При этом рассматриваемая закупка не содержит обоснования необходимости использования показателей в соответствии с утратившими силу ГОСТами, что противоречит требованиям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Изложенное также свидетельствует об обоснованности жалобы заявителя в рассматриваемых частях.
4) По смыслу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация, среди прочего, должна содержать инструкцию по заполнению заявки. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что по позиции N 8 "пиломатериал" установлено требование: "товар должен соответствовать требованиям: ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия", требование к показателю "доска обрезная" "номинальная ширина: 75-150 мм"; "номинальная толщина: 40-75 мм".
При этом согласно инструкции по заполнению заявки "когда значения показателя товара разделены знаком "-", это означает, что для этого показателя одновременно указаны минимальное (включая указанное значение) и максимальное (включая указанное значение) значения и участником закупки такое значение показателя должно быть конкретизировано, за исключением случаев, когда отдельные значения показателей товаров представляют собой величины, которые возможно установить только применительно к имеющимся товарам по результатам проведения испытаний или значения имеют диапазонные значения в соответствии с требованиями действующих государственных стандартов. При рассмотрении заявок, в случае указания участником закупки диапазонного числового значения с использованием символа "-", единая комиссия заказчика будет читать такой диапазон, как включающий крайние значения, если в заявке не указано иное".
Согласно требованиям документации значение толщины может быть 75 мм при значении ширины 150 мм, в то время как согласно пункту 21 Таблицы 1 ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения", ссылка на который содержится в ГОСТ 8486-86, доска - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.
Следовательно, установленные изложенным в документации и инструкции требования к названному показателю вводят участников закупки в заблуждение, поскольку указанные в заявках значения будут соответствовать требованиям документации о проведении закупки, но противоречить требованиям Стандарта.
Следовательно, заказчик, установив требования к товару, используемому при выполнении работ изложенным в документации образом, также нарушил положения части 1 статьи 33 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В этой связи жалоба заявителя признается обоснованной в рассматриваемой части.
5) Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что до окончания срока подачи заявок (23.03.2018 09:00) (протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 27.03.2018 N0348100006018000022-5-1) поступила только одна заявка, что также свидетельствует об ограничении количества участников закупки.
Нарушений при проведении указанной процедуры Комиссией Нижегородского УФАС России не усматривается.
6) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, допущенные заказчиком нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок, являются существенными, устранение которых возможно в данном случае только путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в извещение и документацию электронного аукциона на право заключения контракта на устройство слоёв износа на автомобильной дороге Р-178 Саранск - Сурское - Ульяновск на участке км 16+000 - км 26+000, Республика Мордовия Устройство слоёв износа на автомобильной дороге Р-178 Саранск - Сурское - Ульяновск на участке км 68+000 - км 79+000, Республика Мордовия, номер извещения 0348100006018000022.
В связи с этим существует необходимость выдачи соответствующего предписания заказчику, единой комиссии и оператору электронной площадки, на которой проведен рассматриваемый электронный аукцион (ЭТП НЭП).
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "Новая Линия" на действия Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на устройство слоёв износа на автомобильной дороге Р-178 Саранск - Сурское - Ульяновск на участке км 16+000 - км 26+000, Республика Мордовия Устройство слоёв износа на автомобильной дороге Р-178 Саранск - Сурское - Ульяновск на участке км 68+000 - км 79+000, Республика Мордовия, номер извещения 0348100006018000022, обоснованной.
2. Признать Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" нарушившим требования части 1 статьи 33, части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику, единой комиссии и оператору электронной площадки ЭТП НЭП предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель
председателя комиссии С.Е. Кирьякова
Члены комиссии Н.В. Балабина
Л.О. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 29 марта 2018 г. N 473
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2018