Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия антимонопольного органа), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Олимп" (далее - ООО "Олимп"): не явились о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива"): не явились о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от заказчика муниципального казенного учреждения "Управление промышленности, строительства и развития инфраструктуры" муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" Республика Саха (Якутия) (далее - МКУ "Управление промышленности, строительства и развития инфраструктуры" МР "Верхневилюйский улус" РС(Я), заказчик): не явились, представлены письменные пояснения;
от уполномоченного органа Администрации муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (далее - Администрация МР "Верхневилюйский улус (район)" РС(Я), уполномоченный орган) - не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобы ООО "Перспектива", ООО "Олимп" на действия заказчика МКУ "Управление промышленности, строительства и развития инфраструктуры" МР "Верхневилюйский улус" РС(Я), уполномоченного органа Администрации МР "Верхевилюйский улус (район)" РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство объекта: "Детский сад на 50 м. в с. Оргет (6-й этап)" (извещение N 0116300007018000105), проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Перспектива", ООО "Олимп".
Из текста жалобы ООО "Перспектива" следует, что по мнению заявителя в аукционной документация допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:
1. В извещение не указано о том, что подрядчик, который не является субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
2. В проекте контракта отсутствует конкретное значение объема привлечения к выполнению работ субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций
3. В проекте контракта отсутствует ответственность подрядчика за невыполнение видов работ, которые подрядчик должен самостоятельно выполнить без привлечения третьих лиц по муниципальному контракту.
4. В проекте контракта отсутствует ответственность подрядчика за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций
Просят признать жалобу обоснованной.
Из текста жалобы ООО "Олимп" следует, что по мнению заявителя в аукционной документация допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:
1. Сведения об идентификационном коде закупки в информационной карте, проекте контракта отличается от сведений, указанных в извещении о проведении электронного аукциона, размещенного на официальном сайте единой информационной системы.
2. Информация в плане-графике о планируемом сроке (сроки отдельных этапов) выполнения работ не соответствует положениям проекта контракта.
3. Заказчик установил в проекте контракта разные сроки для возврата денежных средств и банковской гарантии для обеспечения исполнения контракта.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений заказчика по доводам жалобы ООО "Перспектива" следует следующее.
В документации электронного аукциона допущена описка в части отсутствия ограничения в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Аукционная документация содержит возможные объемы и виды работ согласно Постановлению Правительства РФ от 15.05.2017 г. N 570.
Подрядчиком выбирается из предусмотренных в документацией видов и объемов работ, те которые он будет выполнять самостоятельно. Определенные по предложению подрядчика виды и объемы работ включаются в государственный и (или) муниципальный контракт.
Отмечают, что Закон о контрактной системе дает возможность подать запрос на разъяснения положений документации об электронном аукционе в соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, чтобы уточнить и конкретизировать определенные моменты. Подавать запрос может любой участник, даже, если он еще не подал заявку.
Просят признать жалобу ООО "Перспектива" необоснованной.
Из письменных пояснений заказчика по доводам жалобы ООО "Олимп" следует.
1. Согласны с доводом жалобы, а также указывают, что аукционная документация и проект контракта допущена отписка в части указания идентификационного кода закупки.
2. Не согласны с доводом жалобы, поскольку условия указанные в проекте контракта не противоречат условиям, указанным в плане-графике.
3. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Вместе с тем, срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта в Законе о контрактной системе не конкретизирован, и поэтому следовало указать заказчику срок возврата денежных средств при условии надлежащего исполнения контракта.
Просят признать жалобу ООО "Олимп" необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение N 0116300007018000105 об осуществлении закупки размещено уполномоченным органом на сайте оператора электронной площадки ООО "Сбербанк-АСТ", а также на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 07.03.2018 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 8 809 238,49 руб.;
4) заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалоб по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Перспектива" частично обоснованной по следующим основаниям.
1. Довод в части неустановления в извещении информации требовании к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, обязанности привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0116300007018000105 от 07.03.2018 г. закупка проводится у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Из пояснений заказчика следует, что в рамках данной закупки требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, обязанности привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не установлено.
Следовательно, неуказание информации о требовании к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, обязанности привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не нарушают требование Закона о контрактной системе.
При этом, согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Кроме того, указанная норма носит диспозитивный характер не обязывает заказчика указывать в извещении о проведении электронного аукциона информацию об установлению требования о привлечении к выполнению работ субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, данный довод не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
2. Довод в части отсутствия в проекте контракта конкретного значения объема привлечения к выполнению работ субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0116300007018000105 от 07.03.2018 г. закупка проводится у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Пунктом 6.4.3 проекта контракта установлено, что подрядчик, который не является субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15 процентов от цены контракта.
Из письменных пояснений заказчика следует, что пункт проекта контракта о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций установлен ошибочно, указанные требования не предъявляются.
Таким образом, заказчик нарушил пункт 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, довод жалобы признан обоснованным.
3. Довод в части отсутствия в проекте контракта ответственности подрядчика за невыполнение видов работ, которые подрядчик должен самостоятельно выполнить без привлечения третьих лиц по муниципальному контракту подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Правительством Российской Федерации 15.05.2017 г. принято постановление N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее также - Постановление N 570).
Постановлением N 570 установлен перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Пунктом 2 Постановления N 570 установлено следующее:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Как следует из материалов дела, предметом данной закупки является строительство объекта: "Детский сад на 50 м. в с. Оргет (6-й этап)".
Материалами дела установлено, что аукционная документация содержит виды и объемы работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно, без привлечения третьих лиц к исполнению контракта.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом
Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ
Материалами дела установлено, что в проекте контракта не установлена ответственность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Таким образом, заказчик нарушил положение части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Довод ООО "Перспектива" признан необоснованным
4. Довод в части отсутствия в проекте контракта ответственности подрядчика за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0116300007018000105 от 07.03.2018 г. закупка проводится у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Из письменных пояснений заказчика следует, что пункт проекта контракта о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций установлен ошибочно, указанные требования не предъявляются.
При этом, пунктом 7.3.4. проекта контракта установлено, что в случае если в соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности подрядчиков за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом.
Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Жалоба ООО "Перспектива" признана частично обоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Олимп" частично обоснованной по следующим основаниям.
1. Довод в части установления разночтений в части указания об идентификационном коде в информационной карте, проекте контракта от сведений в извещении о проведении электронного аукциона, размещенного на официальном сайте единой информационной системы подлежит признанию обоснованной.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В извещении N 0116300007018000105 о проведении закупки указан следующий идентификационный код закупки - 183140700802014070100100030014299414.
Материалами дела установлено, что в Информационной карте аукционной документации и в проекте контракта указан следующий идентификационный код -18314070080201407010010030014299414.
Таким образом, аукционная документация и проект контракта содержит некорректный идентификационный код закупки, что является нарушением части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе.
2. Довод в части несоответствия информации указанной в плане-графике планируемого срока (срока отдельных этапов) поставки товара (выполнение работ, оказания услуг) к информации указанной в проекте контракта подлежит признании необоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).
В силу части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация в соответствии информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, в соответствии с указанной в извещении о проведении такого аукциона.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно плану - графику планируемый срок (сроки отдельных этапов) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) - март - сентябрь 2018 года.
Пунктом 13 Информационной карты аукционной документации установлено, что сроки (периоды) выполнения работ и оказания услуг: до 01 сентября 2018 года.
Пунктом 4.1 проекта контракта установлено, что "срок исполнения подрядчиком своих обязательств по настоящему Контракту: со дня подписания контракта до 01 сентября 2018 года".
Таким образом, аукционная документация и проект контракта не противоречат сведениям, указанным в плане-графике в части установления срока окончания выполнения работ, предусмотренных муниципальным контрактом.
При этом, в соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Между тем, заявитель не прилагает доказательства, которые подтверждают, что нарушаются права и законные интересы заявителя, как участника закупки.
Довод жалобы ООО "Олимп" признан необоснованным.
3. Довод в части установления в проекте контракта срока действия банковской гарантии, отличного от срока возврата денежных средств подрядчику (поставщику, исполнителю, подлежит признанию необоснованным на основании следующего.
Пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Как следует из положений указанной нормы, требования к сроку действия обеспечения исполнения контракта установлены для обеспечения исполнения контракта только в виде банковской гарантии.
Частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также Гражданский кодекс РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе контрактом в контексте норм этого федерального закона именуется гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, заключаемый от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в определенных этим федеральным законом случаях.
Следовательно, при определении условий контракта его стороны основываются на положениях ГК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Одним из основополагающих в гражданском законодательстве является принцип свободы договора, исходя из которого, в силу части 1 статьи 1 ГК РФ участники гражданских правоотношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Частью 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Таким образом, положения Закона о контрактной системе, а также гражданского законодательства не содержат ограничений в установлении заказчиком срока возврата денежных средств, вносимых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в качестве обеспечения исполнения контракта, а также не связывает этот срок со сроком действия банковской гарантии, представляющей собой иной способ обеспечения исполнения контракта.
На основании изложенного, действия заказчика, установившего в проекте контракта срок действия банковской гарантии, отличный от срока возврата денежных средств подрядчику (поставщику, исполнителю), внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан необоснованным.
Жалоба ООО "Олимп" признана частично обоснованной.
При проведении внеплановой проверки установлено следующее.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации (далее - СРО) в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
С 01.07.2017 г. вступили в силу изменения ГрК РФ о том, что подтверждением членства юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствующей СРО является выписка из реестра членов СРО, членом которой является участник закупки.
На основании изложенного, Комиссия Якутского УФАС России считает, что в случае, если предметом закупки является строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, заказчик обязан был установить требование к участникам аукциона в извещении и документации об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а также требование о представлении в заявке документов, подтверждающих соответствие участника закупки такому требованию. А именно, к участникам закупки должно быть установлено требование о членстве в саморегулируемой организации в области строительства объекта капитального строительства.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0116300007018000105 предметом закупки является строительство объекта: "Детский сад на 50 м. в с. Оргет (6-й этап)", начальная (максимальная) цена контракта - 8 809 238,49 руб.
Следовательно, предметом закупки является строительство объектом капитального строительства.
Материалами дела установлено, что извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация не содержит требования к участникам закупки, согласно которому данные участники закупки должны являться членами СРО.
Таким образом, заказчик нарушил положение пункта 1 части 1 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 64, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации не указал требования к участникам закупки состоять в членстве саморегулируемой организации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом, у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что данное нарушение повлияло на результаты электронного аукциона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика МКУ "Управление промышленности, строительства и развития инфраструктуры" МР "Верхневилюйский улус" РС(Я), уполномоченного органа Администрации МР "Верхевилюйский улус (район)" РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство объекта: "Детский сад на 50 м. в с. Оргет (6-й этап)" (извещение N 0116300007018000105) частично обоснованной в части отсутствия в проекте контракта конкретного значения объема привлечения к выполнению работ субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций; в части отсутствия в проекте контракта ответственности подрядчика за невыполнение видов работ, которые подрядчик должен самостоятельно выполнить без привлечения третьих лиц по муниципальному контракт.
2. Признать жалобу ООО "Олимп" на действия заказчика МКУ "Управление промышленности, строительства и развития инфраструктуры" МР "Верхневилюйский улус" РС(Я), уполномоченного органа Администрации МР "Верхевилюйский улус (район)" РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство объекта: "Детский сад на 50 м. в с. Оргет (6-й этап)" (извещение N 0116300007018000105) частично обоснованной, в части некорректного установления в аукционной документации и в проекте контракта идентификационного кода.
3. Признать заказчика МКУ "Управление промышленности, строительства и развития инфраструктуры" МР "Верхневилюйский улус" РС(Я), уполномоченного органа Администрации МР "Верхевилюйский улус (район)" РС(Я) нарушившим часть 1 статьи 23, часть 4 статьи 34, часть 4 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 64, часть 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику МКУ "Управление промышленности, строительства и развития инфраструктуры" МР "Верхневилюйский улус" РС(Я), уполномоченному органу Администрации МР "Верхевилюйский улус (район)" РС(Я) предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 2 апреля 2018 г. N 06-218/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2018