Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобуАО "СОГАЗ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Войсковой части 3500 (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на страхование транспортных средств по ОСАГО войсковой части 3500 (извещение N 0848100007318000002 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок- www.zakupki.gov.ru) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, Конкурсная документация составлена в нарушение положений Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, с доводами Заявителя согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик обязуется привести Конкурсную документацию в соответствие с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с извещением, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) Изменения извещения о проведении Конкурса размещены на Официальном сайте - 13.03.2018;
2) начальная максимальная цена контракта -1 980 264 ,65 руб.;
3) дата окончания подачи заявок- 28.03.2018;
4) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 28.03.2018;
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Исходя из пункта 21 Правил оценки в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наименьшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 20 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кmin / Кi),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кmin - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается.
На основании пункта 22 Правил оценки в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наименьшее значение критерия оценки (показателя), при этом заказчиком в соответствии с абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил установлено предельно необходимое минимальное значение, указанное в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется:
а) в случае если Кmin > Кпред, - по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кmin / Кi);
б) в случае если , - по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кпред / Кi);
при этом НЦБmin = КЗ x 100,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя. В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кmin - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик, указанное в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
НЦБmin - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам закупки, предложение которых меньше предельно необходимого минимального значения, установленного заказчиком.
Согласно пункту 23 Правил оценки в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Согласно пункту 24 Правил оценки в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия (показателя), при этом заказчиком в соответствии с абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил установлено предельно необходимое максимальное значение, указанное в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется:
а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax);
б) в случае если , - по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кпред);
при этом НЦБmax = КЗ x 100,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя. В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик, указанное в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил;
НЦБmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
В соответствии с пунктом 27 Правил оценки показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Пунктом 30 Правил оценки заявки установлено, что в случае если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).
Заказчиком в пункте 11.2. "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев" Конкурсной документацииустановлен следующий порядок оценки заявок участников закупки:
N п/п |
Критерии (показатели) оценки заявок |
Значимость критерия (показателя) оценки (%) |
Коэффициент значимости критерия (показателя) оценки |
1. |
Стоимостные критерии: |
60 |
0,6 |
1.1.1. |
Цена контракта |
60 |
0,6 |
2. |
Нестоимостные критерии: |
40 |
0,4 |
2.1. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работ, связанного с предметом контракта и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
40 |
0,4 |
2.1.1. |
Показатель убыточности |
7 |
0,07 |
2.1.2. |
Текущая платежеспособность |
8 |
0,08 |
2.1.3. |
Доля страховых резервов в пассиве |
10 |
0,1 |
2.1.4. |
Наличие действующего рейтинга надежности Рейтингового агентства, аккредитованного Центробанком РФ, на дату подачи заявки. |
15 |
0,15 |
При этом, Заказчиком производится оценка по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работ, связанного с предметом контракта и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" на основании установленных в документации о закупке показателей, раскрывающих содержание критерия оценки, в том числе таких как:
а). Оценка по показателю "Показатель убыточности" производится по данным Отчета о финансовых результатах (форма 2-страховщик) за 2016 год.
Расчет показателя производится по формуле: (стр.2200)/(стр.2100)*100
Количество баллов, присуждаемых по показателю определяется согласно следующей шкалы оценки заявок:
Показатель убыточности от 0% до 19% включительно или 65% и более - 0 баллов;
Показатель убыточности от 60% включительно до 64% - 50 баллов;
Показатель убыточности от 20% до 59% включительно - 100 баллов.
Сведения подтверждаются копией Отчета о финансовых результатах (форма 2-страховщик) за 2016 год.
Рейтинг по показателю определяется как количество баллов, рассчитанное по шкале, с учетом коэффициента значимости показателя в соответствии с Таблицей 1.
б). Оценка по показателю "Текущая платежеспособность" производится по данным Отчета о финансовых результатах (форма 2-страховщик) за 2016 год.
Расчет показателя производится по формуле:
(стр.2100) / (стр.2200 + стр.2600 + стр.2920 + стр.3100 + стр. 3300)*100
Количество баллов, присуждаемых по показателю определяется согласно следующей шкалы оценки заявок:
Текущая платежеспособность от 0% до 70% включительно - 0 баллов;
Текущая платежеспособность от 71% до 80% включительно - 50 баллов;
Текущая платежеспособность 81% и более - 100 баллов.
Сведения подтверждаются копией Отчета о финансовых результатах (форма 2-страховщик) за 2016 год.
Рейтинг по показателю определяется как количество баллов, рассчитанное по шкале, с учетом коэффициента значимости показателя в соответствии с Таблицей 1.
г). Оценка по показателю "Наличие действующего рейтинга надежности Рейтингового агентства, аккредитованного Центробанком РФ, на дату подачи заявки" производится на основании наличия у участника закупки присвоенного рейтинга надежности рейтингового агентства "Эксперт РА".
Подтверждается копиями документов, выданных рейтинговым агентством "Эксперт РА.
Количество баллов, присуждаемых по показателю определяется согласно следующей шкалы оценки заявок:
В соответствии методологией, действовавшей до 25.04.2017 г. |
В соответствии методологией, действовавшей с 25.04.2017 г. |
Баллы |
А++ |
ruAAA ruAA+ ruAA ruAA- |
15 |
А+ |
ruA+ ruA ruA- ruBBB+ |
10 |
А |
ruBBB ruBBB- ruBB+ ruBB ruBB- |
8 |
В++ |
ruB+ ruB ruB- |
6 |
В+,В,С++,С+,С |
ruCCC ruCC ruC ruRD |
5 |
Е или отсутствует |
ruD или отсутствует |
0 |
11.3. Итоговый рейтинг заявки, вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки.
При этом, порядок оценки, установленный в Конкурсной документации, не позволяет участникам закупки установить пропорциональную зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию"Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работ, связанного с предметом контракта и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" между показателями "Показатель убыточности", "Текущая платежеспособность"и "Наличие действующего рейтинга надежности Рейтингового агентства, аккредитованного Центробанком РФ, на дату подачи заявки".
Кроме того, установленный Заказчиком порядок оценки не позволяет выявить лучшее предложение условий исполнения контракта в связи с отсутствием предмета оценки, позволяющего определить перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки, а также, в связи с отсутствием инструкции по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки Конкурсной комиссией.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком пунктов 4 и 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в части утверждения Конкурсной документации, не содержащей надлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе,что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "СОГАЗ"обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 4 и 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных правонарушений.
4. Передать материалы дела от 27.03.2018 N 07-24-7560/18по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 27 марта 2018 г. N 07-24-7560/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.04.2018