Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ЗАО "НТПО "Вектор"(далее - Заявитель) на действияМинистерства обороны Российской Федерации(далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "АСТ ГОЗ"(далее - Оператор электронной площадки) закрытого аукционана право заключения государственного контракта на поставку средств радиотехнического обеспечения, средств навигации, посадки, руководства полетами, систем управления и связи согласно перечню, утверждаемому Минобороны России: комплекс средств руководства полетами "КСРП-А" с вводом в эксплуатацию (номер извещения 0173100004518000094) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы заседание Комиссии перенесено с 04.04.2018 на 05.04.2018.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиямиЗаказчика, установившего в документации об Аукционе требование кнаименованию закупаемого товара без слов "или эквивалент",а именно: комплекс средств руководства полетами "КСРП-А", что ограничивает количество участников Аукциона.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 12.03.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 137 122 328,07 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 03.04.2018;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 10.04.2018.
1. В соответствии с информацией размещенной в ЕИС указанная закупка проводится в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 N 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства".
Согласно письму от 29.01.2018 N 24-04-06/4970, N 14-00-06/1303
N МО/5562/18 Минфина России, Федерального казначейства, ФАС России по вопросам применения постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 N 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства" при проведении закрытого аукциона с использованием функционала специализированной электронной площадки целесообразно применять порядок проведения электронного аукциона, установленный Законом о контрактной системе, в том числе в части требований к порядку подачи заявок, рассмотрению первых частей заявок, проведению процедуры торгов, рассмотрению вторых частей заявок, заключению контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 6 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29.12.2012
N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе).
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона о государственном оборонном заказе при размещении государственного оборонного заказа на поставки вооружения, военной и специальной техники, военного имущества, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, конкурсная документация, документация об аукционе, документация о проведении запроса предложений должны содержать указание на наименования или товарные знаки таких вооружения, военной и специальной техники, военного имущества.
В соответствии с приложением N 1 "Государственный контракт" к документации об Аукционеи пояснениями представителей Заказчика закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа.
Согласно извещению о проведении Аукциона и документацией об Аукционе предметом закупки является комплекс средств руководства полетами "КСРП-А" с вводом в эксплуатацию (НКПГ.461261.002 ТУ (вариант исполнения 1).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к закупаемому товару установлены в соответствии с потребностями Заказчика. При этом комплекс средств руководства полетами "КСРП-А" в соответствии с Приказом главнокомандующего Военно-воздушными силами от 17.11.2007 N 429 "О принятие на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации комплекса средств руководства полетами "КСРП-А" принят на снабжение Вооруженных сил Российской Федерации.
Кроме того, пунктами 1.2, 1.3 приложения N 2 "Наименование и описание объекта закупки" установлено, что закупаемый товар принят на снабжениеВооруженных сил Российской Федерации. При этом основанием для закупки данного товара является постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2017 N 1597-64 "Об утверждении государственного оборонного заказа на 2018 и плановый период 2019 и 2020 годов".
Согласно изложенному, требование Заказчика о поставке комплекса средств руководства полетами "КСРП-А" без сопровождения словами "или эквивалент" не противоречит положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 6 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (пеней).
Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пени начисляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила).
Пунктом 10 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно изложенному, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик обязан направить поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (пеней).
Вместе с тем, Заказчиком в пункте 11.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени).
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта документации об Аукционе обязательное требование об уплате поставщиком (подрядчиком, исполнителем) неустоек (пеней) в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного таким контрактом, нарушают часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этомрешением Комиссии от 28.03.2018 N ПГОЗ-013/18 установлено, что типовая форма государственных контрактов, разработанная в соответствии с указанием Министра обороны Российской Федерации от 15.07.2015 N 205/2/377, в нарушение части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе не содержит обязательное требование об уплате поставщиком (подрядчиком, исполнителем) неустоек (пеней) в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного таким контрактом.
Кроме того, в соответствии с решением Комиссии от 28.03.2018
N ПГОЗ-013/18 сведения о выявленном нарушении Закона о контрактной системе переданы соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "НТПО "Вектор"необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. В связи с тем, что сведения по выявленному нарушению переданы на основании решения от 28.03.2018 N ПГОЗ-013/18 соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России, сведения по настоящему решению для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 апреля 2018 г. N КГОЗ-079/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2018