Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 апреля 2018 г. N КГОЗ-081/18 РЕШЕНИЕ N КГОЗ-081/18
по результатам рассмотрения жалобы о нарушении
законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
06.04.2018 |
Москва |
Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия),рассмотрев жалобуООО "Правовой центр независимой экспертизы, оценки и строительства "Контроль Диез"(далее - Заявитель) на действияаукционной комиссии ФГБУ "Федеральное военное мемориальное кладбище" Министерства обороны Российской Федерации(далее - Аукционная комиссия) при проведенииФГБУ "Федеральное военное мемориальное кладбище" Министерства обороны Российской Федерации(далее - Заказчик), ООО "АСТ ГОЗ" (далее - Оператор электронной площадки) закрытого аукционана выполнение работ по ремонту моста "Аллея Героев" ФГБУ "Федеральное военное мемориальное кладбище" Министерства обороны Российской Федерации по адресу: Московская обл., г. Мытищи, Осташковскоеш., 4-й км/владение N 2 в 2018 г.(номер извещения 0848100003018000002) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступилажалоба Заявителяна действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 02.03.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 733 000 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 19.03.2018;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущены2 участника закупки.
1. В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС,Аукцион проводится в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 N 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства".
Согласно письмам от 29.01.2018 N 24-04-06/4970, N 14-00-06/1303 N МО/5562/18 Минфина России, Федерального казначейства, ФАС России по вопросам применения постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 N 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства" при проведении закрытого аукциона с использованием функционала специализированной электронной площадки целесообразно применять порядок проведения электронного аукциона, установленный Законом о контрактной системе, в том числе в части требований к порядку подачи заявок, рассмотрению первых частей заявок, проведению процедуры торгов, рассмотрению вторых частей заявок, заключению контракта.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 22.03.2018 N 1 Заявителю (порядковый номер заявки 3) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что Заявителем в первой части заявки на участие в Аукционе указаны значения характеристик материалов, используемых при выполнении работ, не соответствующие требованиям документации об Аукционе, а именно:
- в заявке участника закупки указано "соотношение вяжущего к наполнителю в сухой смеси 1:4", что не соответствует инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, согласно которой слова "более", "свыше" означают, что участнику необходимо представить в заявке конкретный показатель, более указанного значения, не включая крайнее значение;
- в заявке участника закупки указан "тип растворов по основному назначению декоративные облицовочные, штукатурные", что не соответствует инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, согласно которой "в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", "/", союза "или", то участнику закупки необходимо представить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ";
- в заявке участника закупки указана "маркировочная группа по временному сопротивлению разрыву 1370(140)-1", что не соответствует требованиям ГОСТ 7372, в котором отсутствует маркировочная группа как "1370(140)-1".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В пункте 1.2документации об Аукционе установлена инструкция по заполнению первой части заявок для участия в Аукционе (далее - Инструкция), согласно которой "участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала), применяемого при производстве работ, оказании услуг указанного в Приложении А к наименованию и описанию объекта закупки".
При этом Инструкцией также установлено, что "в случае, когда предлагаемый товар не может иметь конкретное значение параметра (конкретный показатель) в соответствии со сведениями, представляемыми производителями таких товаров, участником закупки указывается диапазон значений в соответствии с показателями, содержащимися в нормативной документации, разработанной в национальной системе стандартизации".
Вместе с тем, в Инструкции не установлено, как участникам закупки при оформлении первой части заявки на участие в Аукциона определить наличие (отсутствие)у материала, указанного в Приложении А документации об Аукционе, конкретных значений параметров в соответствии со сведениями, представляемыми производителями таких материалов.
Таким образом, указанные положения документации об Аукционе вводят в заблуждение участников закупки, не позволяют однозначно установить какие именно значения показателей материалов не подлежат конкретизации и какие - должны быть указаны конкретно, так как Приложением А документации об Аукционе установлены требования к значениям показателей, в отношении которых Инструкцией не даны соответствующие рекомендации, что противоречит части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, из Инструкции также следует, что "в случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" допускается указывать прочерк "-" либо указывать "не нормируется".
Следовательно, Заказчиком в Инструкции установлены требованияк характеристикам материалов, указанным в Приложении А документации об Аукционе, таким образом, что участник закупки может предложить в составе первой части заявки на участие в Аукционе показатели, противоречащие требованиям соответствующейнормативной документации, поскольку согласно Инструкции участнику закупки необходимо самостоятельно определить наличие (отсутствие) значений материалов, установленных в Приложении А документации об Аукционе, по соответствующим показателям в нормативной документации.
При этом вИнструкции отсутствуют указания какими именно нормативными документами необходимо руководствоваться участнику закупки при заполнении первой части заявки на участие в Аукционе, в случае если участнику закупки необходимо самостоятельно установить наличие (отсутствие) значений по требуемым параметрам.
Кроме того, Приложение А документации об Аукционе содержит описание свойств материалов, используемых при выполнении работ, при этом установить какие именно показатели определены максимальными и (или) минимальными значениями и какие показатели определены значениями, которые не могут изменяться, не представляется возможным. Так, например:
- по позиции 3 "Смеси сухие клеевые" установлен диапазон температуры эксплуатации - "должна быть от -55 до +70";
- по позиции 4 "Смеси сухие для заполнения швов между плитками" установлен диапазон температуры применения "от +5 до +35";
- по позиции 11 "Бетоноконтакт" установлена температура эксплуатации - "должна быть -55_+70";
- по позиции 17 "Битумы нефтяные изоляционные" установлена температура размягчения "от 65 до 100".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционенарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ).
Учитывая изложенное, в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, не позволяющая определить, какие сведения необходимо указать участнику закупки при формировании первой части заявки на участие в Аукционе, что привело к признанию заявки Заявителя не соответствующейтребованиям документации об Аукционе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Приложением Адокументации об Аукционе установлены характеристики закупаемых материалов, используемых при выполнении работ. Так, например:
- по позиции 6 "Смеси сухие кладочные цементно-известковые" указанпоказатель "Содержание в растворной смеси золы-уноса" - "не более 20", показатель "Содержание песка в растворной сухой смеси" - "менее 75", показатель "Содержание цемента в растворной сухой смеси" - "более 25";
- по позиции 7 "Растворы строительные легкие" указан показатель "Наибольшая крупность зерен" - "не более 2,5";
-по позиции 8 "Растворы строительные штукатурные" указан показатель "Наибольшая крупность зерен заполнителя" - "не более 2,5";
- по позиции 9 "Отходы потребления текстильные (ветошь)" указан показатель "Нормированная влажность" - "должна быть не более 12";
- по позиции 10 "Растворы" указан показатель "Содержание золы-уноса" - "не более 20", показатель "наибольшая крупность зерен заполнителя" - "не более 5,0".
В соответствии с Инструкцией участник закупки в заявке на участие в Аукционе должен указать конкретные значения показателей. При этом в соответствующих показателяхГОСТ установлены диапазонные значения.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, сведений о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений.
Кроме того,указанный в позиции 9показатель "Отходы потребления текстильные (ветошь)", в позиции 18 показатель "Мыло хозяйственное" Приложения А документации об Аукционе не влияют на качественные, функциональные свойства выполненных работ, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлены излишние требования к материалам, используемым при выполнении работ, что не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишние требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе показателей товаров, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Правовой центр независимой экспертизы, оценки и строительства "Контроль Диез" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 апреля 2018 г. N КГОЗ-081/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2018