Резолютивная часть решения оглашена 04 апреля 2018 года
Решение в полном объеме изготовлено 09 апреля 2018 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии:
в присутствии представителей:
государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" -
Департамента информационных технологий Оренбургской области -
ООО "Прометей-56" -
рассмотрев жалобу ООО "Прометей-56" на действия государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок", Департамента информационных технологий Оренбургской области при проведении электронного аукциона на поставку серверного оборудования (номер извещения N0853500000318001304),
УСТАНОВИЛА:
29 марта 2018 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "Прометей-56" (далее - Заявитель) на действия государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченный орган), Департамента информационных технологий Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку серверного оборудования (номер извещения N 0853500000318001304) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Уполномоченному органу, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части проведения процедуры заключения контракта.
Представитель Заявителя полностью поддержал доводы, изложенные в жалобе, пояснив, что в части 2 "Техническое задание" документации об электронном аукционе на поставку серверного оборудования от 20.03.2018 г. N 0853500000318001304 Заказчиком установлены следующие технические требования к закупаемому дисковому массиву (пункт 1 части 2 "Техническое задание" документации об электронном аукционе):
"Дисковый массив должен иметь следующие характеристики:
Типоразмер: не более 2 U.
Габариты (ШхВхГ): не более (483 х 88 х 700 мм).
Иметь возможность монтажа в шкаф 19 дюймов, с использованием прилагаемого монтажного комплекта.
Для расчета контрольных сумм хранения и обработки данных в массиве должны использоваться специализированные микросхемы на контроллерах массива, при этом не должны использоваться процессоры контроллеров массива.
Должны быть предусмотрены услуги по монтажу, пуске-наладке, инсталляции и первичной настройке дискового массива и дополнительного функционала, включенного в комплект поставки, согласно технической документации производителя, поставляемого дискового массива.
..."
Согласно общепринятой в сфере информационных технологий терминологии, под термином "контрольная сумма" понимается некоторое значение, рассчитанное по набору данных путём применения определённого алгоритма и используемое для проверки целостности данных при их передаче или хранении.
С точки зрения функционального назначения приобретаемого Заказчиком оборудования - дискового массива, показателями эффективной и качественной реализации в приобретаемом оборудовании технологии проверки целостности данных с использованием контрольных сумм хранения и обработки данных в массиве, являются конкретные технические параметры расчета контрольных сумм хранения и обработки данных, такие, например, как:
- наличие (отсутствие) ошибок в расчете контрольных сумм хранения и обработки данных в массиве;
- максимальное время расчета контрольных сумм при обработке и хранении данных в массиве;
- отказоустойчивость (степень дублирования) функций расчета контрольных сумм при обработке и хранении данных в массиве и др.
Однако Заказчиком, вместо указания в технических требованиях к приобретаемому дисковому массиву объективных технических параметров, характеризующих требуемые заказчиком показатели расчета контрольных сумм хранения и обработки данных в дисковом массиве, в документации об электронном аукционе указаны требования к аппаратной архитектуре реализации расчета контрольных сумм хранения и обработки данных в дисковом массиве.
Из проведенного участником закупки анализа применяемых аппаратных архитектур реализации технологии расчета контрольных сумм хранения и обработки данных в массиве, реализованных в предлагаемых на рынке системах хранения данных различных производителей, и габаритных параметров дисковых массивов различных производителей, следует, что указанная Заказчиком аппаратная архитектура реализации расчета контрольных сумм хранения и обработки данных в массиве с использованием специализированных микросхем на контроллерах массива без использования процессоров контроллеров массива в комбинации с заданными Заказчиком ограничениями габаритов дискового массива, реализована только у одного производителя систем хранения данных компании Hewlett Packard в линейке систем хранения данных 3PAR. При этом подобные системы хранения данных других производителей, имеющие другую аппаратную архитектуру реализации технологии расчета контрольных сумм хранения и обработки данных в дисковом массиве, а также имеющие другие габариты корпуса дискового массива, по объективным техническим параметрам расчета контрольных сумм хранения и обработки данных в дисковом массиве не уступают оборудованию линейки HP 3PAR, а в ряде случаев и превосходят оборудование линейки HP 3PAR.
При этом следует отметить, что, согласно требований Заказчика, дисковый массив должен иметь типоразмер 2U. Из требований Заказчика к типоразмеру дискового массива, а также из требований к возможности монтажа в шкаф 19 дюймов и требований к оказанию услуг по монтажу дискового массива согласно технической документации производителя (которая для устройств данного класса подразумевает штатное размещение дискового массива только в аппаратных шкафах типоразмера 19 дюймов/482,6 мм) следует, что Заказчиком предполагается использование дискового массива смонтированным в стандартный аппаратный шкаф 19 дюймов/482,6 мм.
Основные размеры шкафов и стоечных конструкций, используемых в практике электронного оборудования стоек и панелей серии 482,6 мм (19 дюймов) регламентируются ГОСТ 28601.2-90 "Система несущих конструкций серии 482,6 мм. Шкафы и стоечные конструкции. Основные размеры". Согласно пункту 6 ГОСТ 28601.2-90 стандартный ряд ширины аппаратных шкафов для размещения электронного оборудования составляет следующие величины ширины: '550 мм; 600 мм; 700 мм; 800 мм; 900 мм; 1000 мм; стандартный ряд глубины аппаратных шкафов для размещения электронного оборудования составляет следующие величины глубины: 400 мм; 450 мм; 600 мм; 650 мм; 800 мм; 900 мм.
Указанные Заказчиком требования к максимальной допустимой ширине дискового массива 483 мм и требования к максимально допустимой глубине дискового массива 700 мм не соответствуют предусмотренным ГОСТ 28601.2-90 соответствующим стандартным величинам ширины шкафа для размещения электронного оборудования 550 мм и глубины шкафа 800 мм. Установление Заказчиком указанных ограничений максимально допустимой ширины и максимально допустимой глубины дискового массива является несоответствующим стандартным значениям ширины и глубины аппаратных шкафов для размещения электронного оборудования, предусмотренным ГОСТ 28601.2-90, необоснованным и выполнено Заказчиком, как это уже указано выше, с целью ограничения участия в аукционе участников закупки, которые способны предложить для закупки дисковый массив, отличный от дискового массива производства компании Hewlett Packard линейки 3PAR.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями статьи 33 ФЗ-44 в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 ФЗ-44).
Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным Заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 ФЗ-44). Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара (часть 3 статьи 33 ФЗ-44).
Из вышеприведенных фактов следует, что указанное Заказчиком в документации об электронном аукционе на поставку серверного оборудования от 20.03.2018 N0853500000318001304 описание требований к реализации в дисковом массиве расчета контрольных сумм хранения и обработки данных в массиве в комбинации с заданными Заказчиком ограничениями габаритов дискового массива носит необъективный характер и, в нарушение требований статьи 33 ФЗ-44, статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", содержит требования к производителю дискового массива в форме требований к аппаратной архитектуре реализации расчета контрольных сумм хранения и обработки данных в дисковом массиве и требований к габаритам дискового массива, влекущее ограничение доступа к участию в закупке участников закупки, способных предложить для закупки оборудование дискового массива, отличное от оборудования производства компании Hewlett Packard линейки 3PAR, обладающее сравнимыми с оборудованием компании Hewlett Packard линейки 3PAR объективными техническими характеристиками или превосходящими техническими характеристиками.
Комиссией Оренбургского УФАС России представителю Заявителя был задан уточняющий вопрос о том, дисковый массив производства какой компании планировал поставить Заявитель?
Представитель Заявителя затруднился ответить на данный вопрос.
Кроме того, представителю Заявителя также был задан вопрос о том, каких конкретно требований не установлено к контроллерам для того, чтобы сформировать заявку?
Представитель Заявителя также затруднился ответить на поставленный вопрос.
Представители Заказчика просили признать жалобу необоснованной, пояснив, что в разделе 2 документации "Техническое задание" заказчиком установлено требование о поставке дискового массива с описанием требований к качеству, техническим характеристикам товара (потребительским свойствам), размерам связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. Все характеристики определяются исходя из нужд подведомственного учреждения заказчика, непосредственно применяющего закупаемое оборудование, с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством РФ положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды. Заказчик вправе включать в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.
По доводу Заявителя, вместо указания в технических требованиях к приобретаемому дисковому массиву объективных технических параметров, характеризующих требуемые заказчиком показатели расчета контрольных сумм хранения и обработки данных в дисковом массиве, в документации об электронном аукционе указаны требования к аппаратной архитектуре реализации расчета контрольных сумм хранения и обработки данных в дисковом массиве. Установленные требования к выделенным специализированным микросхемам для расчета контрольных сумм, предъявляются в связи с необходимостью снижения нагрузки на основной процессор системы. Сняв служебную нагрузку можно повысить быстродействие системы на типовых задачах. Так как система предполагается к активной разноплановой эксплуатации, требование к максимально возможной производительности является объективным. Производительность расчета контрольных сумм в данном случае только один из факторов общей производительности. Предоставление конкретных данных по производительности отдельных операций не представляется возможным, так как покрыть спектр всех возможных ситуаций применения оборудования в текущих условиях невозможно. Требования, установленные аукционной документацией, предполагают максимально возможную характеристику быстродействия центрального процессора. Утверждение заявителя о том, что габарит дискового массива, указанный в ТЗ реализован только производителем систем хранения данных Hewlett Packard в линейке систем хранения данных 3PAR, не соответствует действительности. Согласно имеющимся документам потенциальным участником неверно проведен анализ рынка. Существует как минимум два производителя оборудования, удовлетворяющего требованиям ТЗ. Это подтверждается официальными письмами производителей - НРБ и Aquarius. Данные производители заявляют о наличии в своих производственных линейках систем хранения данных, которые в полной мере соответствуют требуемым характеристикам, указанным в техническом задании аукционной документации. Так производитель НРБ подтверждает готовность производства и поставки Системы хранения данных НРБ 3PAR 8400 2N, производитель Aquarius, в свою очередь, предлагает Систему хранения НТ StoreServ 8400 2N+SW. Вышеперечисленное оборудование доступно к поставке российскими поставщиками, серийно производится, а также имеет сертификаты соответствия. Документы прилагаются. Предметом аукциона является право на заключение государственного контракта на поставку, а не на изготовление предмета закупки, в связи с чем, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющей потребностям заказчика. Соответствие описания объекта закупки товару производителя не влечёт ограничение конкуренции, поскольку Закон о контрактной системе не наделяет производителей товаров исключительным правом по участию в закупке.
По доводу заявителя о несоответствии указанных заказчиком требований к габаритам дискового массива предусмотренным ГОСТ 28601.2-90, заказчиком используется система определения характеристик окружающей среды и мониторинга ЦОД, включающая в себя выносные датчики. Данные датчики требуют оптимального размещения для своей работы. С целью правильного и эксплуатационно-обоснованного размещения датчиков установлены требования в отношении максимальных размеров дискового массива. Увеличение габаритных размеров оборудования может повлечь за собой некорректную работу системы мониторинга и, как следствие, выход из строя оборудования.
Представитель Уполномоченного органа также просил признать жалобу необоснованной, полностью поддержав доводы представителей Заказчика.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы и доводы сторон, пришла к следующим выводам:
20.03.2018 на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение N 0853500000318001304 и документация об электронном аукционе на поставку серверного оборудования.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 14 210 094,00 рублей.
Аукционная документация утверждена Заказчиком.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом, жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Доказательств неправомерности, установленных Заказчиком требований, Заявителем не представлено, кроме того, представитель Заявителя не смог ответить на уточняющие вопросы Комиссии Оренбургского УФАС России, касающиеся доводов жалобы.
В связи с чем, учитывая пояснения сторон, проведя анализ Технического задания аукционной документации, Комиссия Оренбургского УФАС России признала доводы жалобы Заявителя неубедительными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Прометей-56" на действия государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок", Департамента информационных технологий Оренбургской области при проведении электронного аукциона на поставку серверного оборудования (номер извещения N0853500000318001304), необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 4 апреля 2018 г. N 08-07-149/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2018