Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_> ,
в присутствии:
представителя ООО "Ремстрой" <_>, доверенность от 09.04.2018 N 10,
представителей ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства": <_>, доверенность от 01.12.2018 N 82, <_>, доверенность от 01.12.2017 N 81,
рассмотрев жалобу ООО "Ремстрой" (далее - Заявитель, Общество) (вх. от 02.04.2018 N 2080) на действия заказчика - ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик, ФКУ Упрдор "Южный Байкал") при проведении открытого конкурса - Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Строительство пешеходного перехода в разных уровнях на автомобильной дороге Р-258 "Байкал" Иркутск-Улан-Удэ-Чита на км 452+150 н.п. Солдатский, Республика Бурятия. Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Строительство пешеходного перехода в разных уровнях на автомобильной дороге Р-258 "Байкал" Иркутск-Улан-Удэ-Чита на км 451+420 н.п. Солдатский, Республика Бурятия (реестровый номер 0302100003018000027) (далее - Конкурс), и в результате рассмотрения жалобы в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе),
у с т а н о в и л а:
Заявитель не согласен с отдельными положениями конкурсной документации, считает, что они противоречат требованиям действующего законодательства о контрактной системе в следующей части:
1. Заказчиком установлен критерий "Квалификация участника", а именно показатель критерия - "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", которым предусмотрено наличие опыта только по строительству пешеходных переходов.
Заявитель считает, что установление указанного показателя критерия, предусматривающего исключительно опыт по строительству пешеходных переходов, нарушением пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), которое ведет к ограничению или устранению конкуренции, в частности к созданию преимущественных условий участия в торгах участнику закупки.
Кроме того, неправомерно установлено требование о том, что опыт участника должен учитываться исключительно при исполнении контрактов, заключенных по закупкам для государственных и муниципальных нужд.
Полагает, что также допущено нарушение части 1 статьи 8, пункта 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
2. Заказчиком размещено приложение N 20 к проекту контракта, где предусмотрены виды работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта. В указанном приложении перечислены виды работ не предусмотренные ведомостями объемов и стоимости работ (приложение N 10 к проекту контракта), а именно устройство туннелей; устройство штолен; дноуглубительные и водолазные работы; гидротехнические работы; устройство верхнего строения железнодорожного пути и т.д., что свидетельствует о противоречивом характере информации, содержащейся в проекте контракта. Данное несоответствие нарушает требование части 1 статьи 32, части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе.
Общество просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание о внесении соответствующих изменений в конкурсную документацию.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, представили пояснения согласно письменному отзыву от 09.04.2018 N 1019/09.
Указывают, что порядок оценки заявок разработан в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе на основании проведенного анализа реестра контрактов, размещенного в ЕИС, в данной закупке максимальный балл по показателю опыт участника могли набрать более 20 организаций, работающих на рынке строительных работ. В связи с чем, указание опыта работ по строительству пешеходного перехода не приводит и не может привести к ограничению количества участников закупки и в целом к ограничению конкуренции.
По доводу ООО "Ремстрой" о неправомерном установлении требования о предоставлении контрактов, заключенных по закупкам для государственных и муниципальных нужд поясняют, что в документации не содержится запрета о предоставлении иных договоров, заключенных не в рамках государственных и муниципальных закупок.
Согласно пункту 13 конкурсной документации подрядчик обязан выбрать виды работ по строительству объектов капитального строительства, которые он будет выполнять самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязанностей по контракту. Объемы работ определяются подрядчиком из Ведомости объемов и стоимости работ (приложение N 10 к контракту). Приложение N 20 возможно заполнить подрядчику самостоятельно после определения цены контракта, заполнения ведомости и графиков выполнения работ.
Заказчик просит признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных сторонами документов и пояснений, Бурятское УФАС России установила следующее:
14.03.2018 в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Конкурса N 0302100003018000027 и конкурсная документация, изменения внесены 19.03.2018. Конкурс состоит из 2 лотов:
Лот N 1 - Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Строительство пешеходного перехода в разных уровнях на автомобильной дороге Р-258 "Байкал" Иркутск-Улан-Удэ-Чита на км 452+150 н.п. Солдатский, Республика Бурятия, начальная (максимальная) цена контракта - 62 192 200,00 рублей.
Лот N 2 - Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Строительство пешеходного перехода в разных уровнях на автомобильной дороге Р-258 "Байкал" Иркутск-Улан-Удэ-Чита на км 451+420 н.п. Солдатский, Республика Бурятия, начальная (максимальная) цена контракта - 65 785 700,00 рублей.
На участие в Конкурсе по двум лотам подано 2 заявки.
1. Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с указанным Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе определено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила N 1085).
Согласно пункту 1 Правил N 1085, настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
В соответствии с пунктом 27 Правил N 1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно конкурсной документации критериями оценки заявок на участие в конкурсе являются:
1) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки: цена государственного контракта;
2) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
а) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации ("квалификация участника");
Сумма величин значимости показателей критериев оценки заявок составляет 100 %.
Значимость критериев оценки устанавливается в соответствии со следующими предельными величинами значимости критериев оценки:
- максимальная значимость стоимостного критерия оценки - 80 % (восемьдесят процентов);
- максимальная значимость нестоимостного критерия оценки - 20 % (двадцать процентов);
Значимость показателя нестоимостного критерия оценки "Квалификация участника":
- опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема - 100%.
Порядок оценки заявок на участие в конкурсе по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации следующий:
1 |
Квалификация участника (КЗк) |
20% |
||
|
Показатели критерия "квалификация участника" |
коэффициент значимости показателя (Кi) |
Количество баллов (Ворi) |
Количество баллов с учётом коэффициента значимости показателя (Корi) |
1.1 |
"Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" - наличие выполненных работ, аналогичных предмету конкурса |
100 % |
Отсутствие информации - 0 баллов |
0 |
Представлены сведения об одном и более контракте - 100 баллов |
100 |
|||
Аналогичными предмету конкурса считаются работы по строительству пешеходных переходов. Для оценки по данному показателю предоставляются сведения об одном исполненном контракте, с ценой контракта не менее 30 000 000,00 рублей, дата заключения с 01.01.2016 г. по 31.12.2017 гг. Стоимость и перечень работ подтверждается предоставлением копии контракта, актов сдачи-приемки выполненных работ по такому контракту. Участнику конкурса необходимо заполнить форму Ф-7 Приложения N 1 к конкурсной документации. |
Окончательный рейтинг заявки складывается из суммы рейтингов "цена контракта" и "квалификация участника".
Заявка, рейтинг который по сумме критериев, "стоимостных" и "нестоимостных", наибольший, признается наилучшей и ей по ранжиру присваивается первый номер.
Довод Заявителя об установлении показателя критерия, предусматривающего исключительно опыт по строительству пешеходных переходов, признается несостоятельным.
Работами сопоставимого характера являются строительные работы и установление Заказчиком требования о наличии у участника закупки опыта по успешному выполнению работ по строительству пешеходных переходов обусловлено особой спецификой выполнения данных видов работ, а также соответствует объекту закупки.
Кроме того, довод Общества о неправомерном установлении требования о предоставлении контрактов, заключенных только по закупкам для государственных и муниципальных нужд не нашел своего подтверждения, так как такое требование в документации отсутствует. Указание Заказчиком слова "контракт" не означает, что участники закупки должны представить государственные или муниципальные контракты в целях подтверждения опыта выполнения работ.
2. В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Во исполнение указанной нормы принято постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обязательств предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемого за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570).
В разделе 13 конкурсной документации установлены обязательные требования к участникам закупки, в пункте 9 предусмотрено, что из перечня утвержденного Постановлением N570 подрядчик обязан выбрать виды работ по строительству объектов капитального строительства, которые он будет выполнять самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту.
Объемы работ определяются поставщиком из Ведомости объемов и стоимости работ (Приложение N 10 к контракту) и включаются в состав Контракта (Приложение N 20). При этом цена этих видов работ, исходя из сметной стоимости в совокупном стоимостном выражении, должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного контракта до 1 июля 2018 г.; не менее 25 процентов цены государственного контракта с 1 июля 2018 г.
Следовательно, в документации имеется ссылка на то, что объем работ определяется поставщиком из Ведомости объемов и стоимости работ (приложение N 10 к контакту) и включаются в состав контракта (приложение N 20).
Таким образом, участник закупки определяет объем работ, который будет выполнен самостоятельно без привлечения других лиц исходя из Ведомости объемов и стоимости работ, довод Заявителя признается необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Ремстрой" необоснованной.
2. Признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции отсутствуют.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены Комиссии |
|
<_> <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 9 апреля 2018 г. N 04-50/192-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2018