Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
------------ заместитель руководителя Мордовского УФАС России.
Члены Комиссии:
------------ - начальник отдела контроля закупок Мордовского УФАС России,
------------ ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России,
------------ специалист - эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России,
в присутствии:
---------- представителя Федерального государственного казенного учреждения "1 отряд ФПС по Республике Мордовия" (доверенность б/н от 04 апреля 2018 года);
в отсутствии представителей ООО --------
рассмотрев 06 апреля 2018 года жалобу ООО -------(далее - Заявитель) на действия Федерального государственного казенного учреждения "1 отряд ФПС по Республике Мордовия" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0309100002218000029 на закупку вещевого имущества для сотрудников ФГКУ "1 отряд ФПС по РМ" (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 30 марта 2018 г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 02.04.2018 N 258 рассмотрение жалобы назначено на 06.04.2018 года в 12 часов 00 минут.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что аукционная документация составлена с нарушениями положений Закона о контрактной системе.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы, действия Заказчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Заказчиком 21.03.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение N 0309100002218000029 на закупку вещевого имущества для сотрудников ФГКУ "1 отряд ФПС по РМ" (изменения извещения о проведении электронного аукциона 21.03.2018 г.).
Начальная (максимальная) цена контракта: 3800000 рублей 00 копеек.
Дата и время окончания подачи заявок: 02.04.2018 в 10:00
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 03.04.2018
Дата проведения аукциона в электронной форме: 06.04.2018 г.
1. В своей жалобе Заявитель указывает на сокращение Заказчиком срока подачи заявок на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что Заказчиком 21.03.2018 г. в 14:15 размещено извещение о проведении Аукциона, при этом срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе установлен 02.04.2018 в 10:00 и составляет менее 15 дней, что не соответствует требованиям ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России, рассматривающая данное дело, пришла к выводу, что Заказчиком неправомерно сокращен срок окончания подачи заявок, что нарушает ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 8 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, довод Заявителя является обоснованным.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к составу второй части заявки о декларировании единого требования к участникам закупки о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Так, в пункте 7 раздела 2 документации об Аукционе аукционной документации заказчиком установлены единые требования к участникам электронного аукциона о том, что участник закупки не является офшорной компанией (пункт 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе). Участник закупки должен представить в составе заявки декларацию о своем соответствии требованиям, установленным пунктами 3-5, 7-9 части 1 статьи 31 Закона (все вышеназванные требования, кроме требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица и требования о том, что участник закупки не является офшорной компанией).
В подпункте 4 пункта 3.2 документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки должна содержать декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 9 части 1 статьи 31 Закона; при декларировании соответствия участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки вправе воспользоваться рекомендательными формами "Декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе", являющимися приложениями N 1-2 к части 2 документации (отдельно для участников закупки-юридических лиц и участников закупки - физических лиц).
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что довод жалобы необоснованный, действия Заказчика не нарушают требования Закона о контрактной системе.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком в аукционной документации установлено требование об обязанности участника указывать в заявке показатели товара, которые могут быть известны лишь при испытании отдельной партии товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что в Приложении N 1 раздела 2 "Техническое задание" документации об Аукционе указаны, например следующие требования:
"ткань курточная: изменение размеров ткани после мокрой обработки не должно превышать 3,0% по основе и 2,0% по утку, водопроницаемость до стирки (если нормируется ) - от 114 мм вод. ст.";
"подкладка под союзку, берцы, язык, карман, вкладная стелька: по физико-механическим показателям кожа должна соответствовать нормам: предел прочности при растяжении (среднее значение испытаний продольных и поперечных образцов) по коже, 10 МПа: 1,2, удлинение при напряжении 10 МПа (среднее значение испытаний продольных и поперечных образцов), в диапазоне, по партии, %: 14 - 36, массовая доля влаги в коже, %: 9-17. Массовая доля окиси хрома, %:
0,6" и т.д.
Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рамках проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, извещение о проведении электронного аукциона должно содержать условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предметом закупки согласно извещению о проведении электронного аукциона и техническому заданию являются:
| ||||||||||||||||||||||||
|
Постановлением Правительства РФ N 791 от 11.08.2014 г. (далее - Постановление РФ N 791) установлен запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 1 упомянутого постановления, осуществление заказчиками закупки товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), и (или) услуг по прокату таких товаров (далее соответственно - товары, услуги) для обеспечения федеральных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, по перечню согласно приложению N 1, товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд согласно приложению N 2 не допускается, за исключением случаев, если производство товаров на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует.
Приложением N 1 Постановления установлен перечень товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), и услуг по прокату таких товаров, осуществление закупки которых для обеспечения федеральных нужд не допускается.
В соответствии с данным перечнем Правительством установлен запрет на спецодежду (код 14.12.), включающий в себя одежду производственную и профессиональную прочую, не включенную в другие группировки (код 14.12.30.190) происходящую из иностранных государств, которая, в том числе, является предметом рассматриваемой закупки.
Исходя из изложенного, при проведении электронного аукциона Заказчику необходимо было установить запрет на допуск товара, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 791 от 11.08.2014 г.
Вместе с тем, Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что в нарушение ч. 3 ст.14 Закона о контрактной системе в аукционной документации данный запрет также не установлен.
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что аукционная документация составлена в нарушение ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, приказом Мордовского УФАС России N 78-од от 05.08.2016 года "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу --------- на действия Федерального государственного казенного учреждения "1 отряд ФПС по Республике Мордовия" при проведении электронного аукциона N 0309100002218000029 на закупку вещевого имущества для сотрудников ФГКУ "1 отряд ФПС по РМ" обоснованной в части довод указанных в мотивировочной части настоящего решения.
2. Признать действия Заказчика нарушением ч. 3 ст. 14, ч. 3 ст. 63, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 6 апреля 2018 г. N 225
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2018