Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительные технологии" (далее - ООО "Строительные технологии", заявитель) от 01.04.2018 N 251/ж (вх. от 02.04.2018 N 1117э) на действия заказчика - государственного казенного учреждения Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" (далее - ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Коми") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги "Сыктывкар - Троицко - Печорск" на участке Сыктывкар - Пузла - Крутая км 22+708. Мост через р. Лемью", извещение N 0107200002718000151 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
при участии:
-<_>, <_>, <_>, представителей ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Коми" по доверенностям от 22.03.2018 N 56, N 57, от 06.04.2018 N б/н соответственно,
-<_>, представителя Министерства финансов Республики Коми по доверенности от 22.03.2018 N 20-12/1373 соответственно,
УСТАНОВИЛА:
1. ООО "Строительные технологии", ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Коми", Министерство финансов Республики Коми, закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - АСТ") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО "Строительные технологии", ЗАО "Сбербанк - АСТ", не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. ООО "Строительные технологии" обжалуется действие заказчика - ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Коми" при определении положений документации об электронном аукционе в части:
-установления требований к первой части заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки на право заключить контракт на выполнение работ, для выполнения которых используется товар;
-определения содержания пункта 2.1.10 проекта контракта, являющегося составной частью документации об электронном аукционе: "Подрядчик обязан до начала выполнения конкретных видов работ получить согласование Заказчика на применяемые дорожно-строительные материалы", что, по мнению заявителя, может привести к возможности изменения существенных условий контракта относительно подлежащего применению при выполнении работ товара после заключения контракта, что противоречит части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Коми", Министерство финансов Республики Коми в отзывах на жалобу от 06.04.2018 N 12/1553 (вх. от 06.04.2018 N 1731), от 06.04.2018 N 20-23/1185 (вх. от 06.04.2018 N 1737) соответственно и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Коми", Министерства финансов Республики Коми, пришла к нижеследующим выводам.
3.1. Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Коми", уполномоченным органом - Министерство финансов Республики Коми.
Объект закупки - "Выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги "Сыктывкар - Троицко - Печорск" на участке Сыктывкар - Пузла - Крутая км 22+708. Мост через р. Лемью".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 226 892 364,80 руб.
Источником финансирования закупки явились средства республиканского бюджета Республики Коми.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0107200002718000151, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 01.03.2018, в редакции N 2 - 19.03.2018, в редакции N 3 - 02.04.2018.
3.2. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, наряду с прочей информацией, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
В силу части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется исключительно в соответствии с проектной документацией, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика, в том числе качество выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом заказчик вправе дополнительно указать в документации о закупке требования к качеству используемых материалов при осуществлении строительных работ в целях надлежащего исполнения контракта.
Данная позиция отображена также в Письме ФАС России от 26.09.2016 N РП/66095-ПР/16.
Наименование и описание объекта закупки содержится в разделе III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе.
Согласно Техническому заданию: "Выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги согласно проектной документации, представленной отдельными файлами, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, действующих на территории Российской Федерации".
Проектная документация "Реконструкции автомобильной дороги "Сыктывкар - Троицко - Печорск" на участке Сыктывкар - Пузла - Крутая км 22+708. Мост через р. Лемью" размещена на официальном сайте в составе документации об электронном аукционе.
Как следует из материалов жалобы, соответствие проектной документации, являющейся составной частью документации об электронном аукционе, размещенной на официальном сайте в её составе, требованиям действующего законодательства подтверждается положительным заключением Автономного учреждения Республики Коми "Управление государственной экспертизы Республики Коми" от 08.08.2017 N 11-1-4-0022-17.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, наряду с прочим, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пунктам 2, 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
-согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
-при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичные пунктам 2, 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требования к содержанию первой части заявки на участие в закупке установлены в п/п 2), 3) ч. 3 п. 12 раздела I документации об электронном аукционе.
Пунктом 29 раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе требование к содержанию первой части заявки установлено следующим образом: "В соответствии с требованиями настоящей документации об электронном аукционе и Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ первая часть заявки должна содержать информацию, предусмотренную п/п 2) ч. 3 п. 12 раздела I настоящей документации, а именно: согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документацией".
С учетом объекта закупки, требований вышеобозначенного действующего законодательства к выполнению работ, являющихся объектом закупки, наличия в Техническом задании требования о выполнении работ по реконструкции автомобильной дороги в соответствии с проектной документации, размещенной на официальном сайте, по мнению Коми УФАС России, в рамках данной закупки в первой части заявки участнику закупки достаточно выразить согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.
Доказательств того, что установление оспариваемого требования к содержанию первой части заявки на участие электронном аукционе влечет за собой ограничение количества участников закупки, в том числе ограничивает право заявителя на участие в электронном аукционе, препятствует каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в Коми УФАС России отсутствуют, заявителем не представлено.
Комиссия Коми УФАС России не усматривает, что действия заказчика - ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Коми" в части установления требований к содержанию первой части заявки в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе не соответствует пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе
3.3. Частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
В силу части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно частей 1, 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Пунктом 2.1.2 проекта контракта к обязанности подрядчика отнесена обязанность выполнения всех работ по реконструкции объекта, в том числе, в соответствии с проектной документацией, графиком производства и оплаты работ, нормативно-техническими документами, в том числе указанными в Приложении N 2 к настоящему Контракту, условиями настоящего Контракта.
В соответствии с пунктами 3.2.1, 4.4 проекта контракта правом заказчика является "осуществление контроля за исполнением Подрядчиком условий настоящего Контракта, включая проведение контроля качества работ, материалов и конструкций, заказывать экспертизу качества выполняемых работ, а также применяемых материалов, производить любые измерения.
В случае, если выполнение работ по реконструкции объекта осуществляется с отступлением от проектной документации, требований нормативно-технических документов, дальнейшее выполнение работ может привести к снижению качества и эксплуатационной надежности объекта из-за применения некачественных материалов, применяется следующий порядок: Заказчик при обнаружении таких отступлений составляет Предписание с указанием срока устранения выявленных нарушений".
Пунктом 2.1.10 проекта контракта, являющегося разделом V документации об электронном аукционе (далее - проект контракта), к обязанностям подрядчика отнесена обязанность "до начала выполнения конкретных видов работ получить согласование Заказчика на применяемые дорожно-строительные материалы".
Согласно письменным пояснениям заказчика, изложенным в отзыве на жалобу от 06.04.2018 N 12/1553 (вх. от 06.04.2018 N 1731), а также озвученным представителем заказчика в ходе рассмотрения жалобы, обязанность подрядчика, обозначенная в пункте 2.1.10, обусловлена необходимостью в целях осуществления строительного контроля согласования применения при выполнении работ по контракту строительных материалов в части их соответствия требованиям проектной документации, нормативных технических документов, в том числе посредством проведения лабораторного контроля тех материалов, которые планируются при выполнении работ к использованию подрядчиком. Право заказчика по несогласованию использования при выполнении работ по контракту материалов, предусмотренных проектной документацией, ни действующим законодательством, ни условиями проекта контракта, не предусмотрено, из оспариваемого пункта не следует.
В материалы жалобы заказчиком представлен, в том числе, Устав ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми", утвержденный Министром строительного и дорожного хозяйства Республики Коми 15.01.2018 N 44-ОД, пунктами 17.3, 17.4 которого к видам деятельности учреждения отнесено, наряду с прочим, выполнение функций заказчика, застройщика при проведении строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог регионального значения; осуществление контроля, в том числе лабораторного контроля, за соответствием выполняемых подрядными организациями работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения требованиям технических регламентов, заключенных государственных контрактов.
Требования к условиям контракта определены в статье 34 Закона о контрактной системе. При этом запрет на включение в контракт иных условий, не предусмотренных этой нормой, не установлен.
У Комиссии Коми УФАС России отсутствуют, заявителем не представлены, достаточные основания для констатации факта установления заказчиком в проекте контракта условий, в том числе не соответствующих требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Как следует из материалов жалобы, сведений с официального сайта, запросы о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, в том числе касающиеся оспариваемых заявителем требований к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе, условий проекта контракта, заказчику не поступали.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 9 апреля 2018 г. N 04-02/2621
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2018