Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тренд Медикал" (далее - ООО "Тренд Медикал", заявитель) от 03.04.2018 (вх. от 04.04.2018 N 1150э) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Коми республиканский перинатальный центр" (далее - ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "поставка перчаток для нужд ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр", извещение N 0107200002718000245 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
при участии:
-<_>, представителя ООО "Тренд Медикал" по доверенности от 09.01.2018 N 7,
-<_>, представителя Министерства финансов Республики Коми по доверенности от 02.04.2018 N 6,
-<_>, <_>, <_>, <_>, представителей ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр" по приказу от 11.05.20106 N 60-К, по доверенностям от 11.04.2018, от 10.04.2018 соответственно,
-<_>., <_> представителей общества с ограниченной ответственностью "Анком" (далее - ООО "Анком") по доверенностям от 26.03.2018 NN 80, 75 соответственно,
УСТАНОВИЛА:
1. ООО "Тренд Медикал", ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр", Министерство финансов Республики Коми, закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк-АСТ") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ЗАО "Сбербанк-АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. Заявителем обжалуется действие заказчика - ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр" в части установления в разделе III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание) характеристик товара, требуемого к поставке - "перчаток хирургических":
-по пунктам 1-4 Технического задания: "Перчатки хирургические стерильные. Количество слоев: 3. Материал: наружный слой: латекс натурального каучука, средний слой: смесь - латекс натурального каучука и нитрильный латекс, внутренний слой: нитрильный латекс. Конструкция: изогнутые пальцы в направлении ладони. Отделка поверхности: гладкая с противоскользящим эффектом, без опудривания, антибликовая. Цвет: коричневый. Манжета: закатана в венчик, рельефная. Длина* не менее: 300 мм. Толщина* стенки перчатки в точке "манжета" не менее 180 мкм, Толщина* стенки перчатки в точке "ладонь" не менее 230 мкм, Толщина* стенки перчатки в точке "палец" не менее 280 мкм. Форма перчатки: полная анатомическая. Упаковка: термоформованный пакет из полиэтилена", которые, по мнению заявителя, в совокупности соответствует товару единственного производителя Cardinal Health.
В жалобе заявитель указывает, что при описании объекта закупки в качестве единицы измерения толщины перчаток заказчиком установлена единица измерения в "мкм", что, согласно доводов жалобы, не соответствует требованиям ГОСТ Р 52238-2004 (ИСО 10282:2002). Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые. Спецификация, утвержденного и введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 09.03.2004 N 103-ст (далее - ГОСТ Р 52238-2004).
Согласно доводов жалобы, установление оспариваемых характеристик товара влечет ограничение количества участников закупки и противоречит требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр", Министерством финансов Республики Коми в отзывах на жалобу от 10.04.2018 N б/н (вх. от 10.04.2018 N 1808), от 09.04.2018 N 20-22/1221 (вх. от 10.04.2018 N 1807) и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.
2.1. ООО "Анком" заявлено ходатайство от 11.04.2018 (вх. от 11.04.2018 N 1818) о присутствии при рассмотрении жалобы своих представителей с правом дачи комментариев по закупке.
В силу части 2 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Согласно письменным пояснениям ООО "Анком" от 11.04.2018 (вх. от 11.04.2018 N 1818), ООО "Анком" является участником закупки, следовательно, его права и законные интересы могут быть затронуты в результате рассмотрения жалобы. Доказательства обратного в Коми УФАС России отсутствуют.
Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России основания для отклонения ходатайства ООО "Анком" от 11.04.2018 (вх. от 11.04.2018 N 1818) отсутствуют.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей ООО "Тренд Медикал", ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр", Министерства финансов Республики Коми, ООО "Анком", пришла к нижеследующим выводам.
3.1. Заказчиком осуществления закупки явилось ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр", уполномоченным органом - Министерство финансов Республики Коми.
Наименование объекта закупки - "поставка перчаток для нужд ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр".
Начальная (максимальная) цена договора составила 1 932 912,00 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0107200002718000245, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 27.03.2018.
3.2. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
По пунктам 1-2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3.3. Пунктами 1-4 Технического задания установлены оспариваемые характеристики товара, требуемого к поставке - перчаток хирургических, в том числе: "перчатки хирургические стерильные. Количество слоев: 3. Материал: наружный слой: латекс натурального каучука, средний слой: смесь - латекс натурального каучука и нитрильный латекс, внутренний слой: нитрильный латекс. Конструкция: изогнутые пальцы в направлении ладони. Отделка поверхности: гладкая с противоскользящим эффектом, без опудривания, антибликовая. Цвет: коричневый. Манжета: закатана в венчик, рельефная. Длина* не менее: 300 мм. Толщина* стенки перчатки в точке "манжета" не менее 180 мкм, Толщина* стенки перчатки в точке "ладонь" не менее 230 мкм, Толщина* стенки перчатки в точке "палец" не менее 280 мкм. Форма перчатки: полная анатомическая. Упаковка: термоформованный пакет из полиэтилена".
ГОСТ Р 52238-2004 устанавливает эксплуатационные характеристики стерильных хирургических одноразовых перчаток из каучукового латекса, предназначенных для защиты пациента и медицинского работника от взаимного заражения во время проведения хирургических операций.
Пунктами 3.1, 3.2, 3.4 ГОСТ Р 52238-2004 определено, что перчатки классифицируют, в том числе по отделке, при этом различают 4 вида отделки: текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо части или по всей поверхности перчатки; гладкая поверхность; опудренная поверхность; поверхность без опудривания.
В зависимости от материала перчатки изготовляют двух типов:
а) 1 - из латекса натурального каучука;
б) 2 - из нитрильного латекса, полихлоропренового латекса, раствора бутадиен-стирольного каучука, каучуковой эмульсии на основе сополимера бутадиен-стирола или раствора термоэластопласта.
По пункту 4 ГОСТ Р 52238-2004 перчатки должны быть изготовлены из смеси на основе натурального латекса или нитрильного латекса, или полихлоропренового латекса, или раствора бутадиен-стирольного каучука, или раствора термоэластопласта, или смеси на основе бутадиен-стирольной каучуковой эмульсии. Для облегчения надевания перчаток могут быть применены обработка поверхности, смазка, пудра или полимерное покрытие при условии соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 10993-3, ГОСТ Р ИСО 10993-10, ГОСТ Р ИСО 10993-11, ГОСТ Р ИСО 10993-13.
В таблице 2 пункта 6.1 ГОСТ Р 52238-2004 определены размеры перчаток (ширина, длина, толщина) и допустимые отклонения.
Согласно письменной информации ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр" от 10.04.2018 N б/н (вх. от 10.04.2018 N 1808) и устных доводов представителя заказчика, данных в ходе рассмотрения жалобы, при формировании характеристик товара, требуемого к поставке, заказчик исходил из собственных потребностей с учетом собственного опыта работы, руководствовался ГОСТ Р 52238-2004, методическими рекомендациями МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях", постановлением главного государственного врача РФ от 18.05.2010 N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
Требование к закупаемому товару - перчаткам хирургическим "количество слоев: 3" обусловлено потребностью заказчика, в том числе, в снижении риска инфицирования медицинского персонала во время работы с ВИЧ-инфицированными, гепатит-инфицированными и др. пациентами; перчатки с определенным сочетанием слоев (наружный слой: латекс натурального каучука, средний слой: смесь - латекс натурального каучука и нитрильный латекс, внутренний слой: нитрильный латекс) обеспечивают эффективную барьерную защиту благодаря высокой прочности и устойчивости ко многим химическим веществам.
Требование к закупаемому товару - перчаткам хирургическим "отделка поверхности: гладкая с противоскользящим эффектом, без опудривания" обусловлено потребностью заказчика с учетом собственного опыта работы, в том числе, в связи с тем, что указанные характеристики обеспечивают хирургу надежный захват инструмента и шовного материала, что непосредственно влияет на безопасность и здоровье пациента, обеспечивает тактильную чувственность рук хирурга.
Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его.
При описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоваться правилами, закрепленными частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. В том числе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом Законом о контрактной системе не регулируются вопросы, связанные с детализацией описания объекта закупки и установлением конкретных характеристик при осуществлении закупок конкурентными способами.
Законом о контрактной системе не регламентировано содержание технического задания, однако оно должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребностях и нуждах заказчика. Заявка участника закупки должна соответствовать техническому заданию документации о закупке.
По результатам анализа Технического задания Комиссией Коми УФАС России установлено, что при описании объекта закупки, в том числе оспариваемых заявителем характеристик товара, заказчиком использованы стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии.
ГОСТ Р 52238-2004 не содержит всех характеристик, установленных заказчиком в Техническом задании, что позволяет заказчику руководствоваться по данному вопросу своими потребностями.
Довод заявителя о том, что при описании объекта закупки в качестве единицы измерения толщины перчаток заказчиком установлена единица измерения в микрометрах (мкм), при указании в ГОСТ Р 52238-2004 единицы измерения толщины перчаток в миллиметрах (мм) не может быть принят во внимание, поскольку ГОСТ Р 52238-2004 не содержит запрета на использование в качестве единицы измерения иных, помимо миллиметров, единиц измерения.
В Коми УФАС отсутствуют, заявителем в материалы жалобы не представлены доказательства, что заказчиком при описании объекта закупки в части определения оспариваемых показателей использованы нестандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология.
Печатные версии экранных изображений (скриншоты), а также ссылка на сайт в сети Интернет, представленные заявителем в качестве подтверждения заявленных в жалобе доводов, не могут быть приняты во внимание, поскольку информация, предоставленная на официальных сайтах производителей в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не относится к официальным данным; характеристики товаров, указанные, в том числе, и на официальных сайтах производителей товара, могут быть изменены без предварительного уведомления потенциальных покупателей вследствие производственной необходимости и иных обстоятельств.
Данная позиция согласуется с позицией Минэкономразвития России (письмо от 17.02.2016 N ОГ-Д28-1746).
Доводы жалобы о том, что установление оспариваемых характеристик товара влечет ограничение количества участников закупки, Комиссия Коми УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.
Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.
По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Достаточных доказательств того, что установление оспариваемых характеристик к товару влечет за собой ограничение количества участников закупки на соответствующем товарном рынке поставки, в том числе ограничивает право заявителя на участие в электронном аукционе, препятствует каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Для установления начальной (максимальной) цены контракта источниками информации о ценах товара, являющегося объектом закупки, явились 3 коммерческих предложения потенциальных поставщиков.
Согласно протоколу от 09.04.2018 N 0107200002718000245-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе на участие в закупке поданы заявки от трех участников, все участники допущены к участию в электронном аукционе.
Комиссия Коми УФАС России пришла к выводу о том, что документация об электронном аукционе соответствует требованиями Закона о контрактной системе, в оспариваемых действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют основания полагать, что действие заказчика - ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр" в части установления в документации об электронном аукционе оспариваемых характеристик к товару противоречит части 1 статьи 64, пунктам 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в том числе ограничивает количество участников осуществления закупки.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу необоснованной.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 11 апреля 2018 г. N 04-02/2640
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2018