Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 7791-ЭП/18 от 28.03.2018) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству фан-зоны чемпионата мира по футболу 2018 года на Конюшенной площади Санкт-Петербурга в 2018 году (извещение номер 0372200202318000016) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 13.03.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200202318000016. Начальная (максимальная) цена контракта - 7 662 129, 40 рублей.
В жалобе ООО "ИнвестСтрой" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в нарушении установленного Законом о контрактной системе порядка описания объекта закупки.
Представитель Заказчика с доводами Заявителя согласился, пояснив, что при формировании документации была допущена техническая ошибка.
Изучив представленные Заказчиком документы и сведения, заслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия УФАС приходит следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при формировании Технического задания Заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом, как уже отмечалось ранее, такие параметры не должны ограничивать количество участников закупки.
Перечень закупаемых товаров, а также требования к ним установлены Заказчиком в п. 2.3 раздела 2 части III "Техническое задание" и в Приложении N 4 к Техническому заданию документации об аукционе.
Так, в отношении товарной позиции N 6 "Строительный раствор в соответствии с пунктом 9 ресурсной ведомости" Приложения N 4 к Техническому заданию документации Заказчиком установлены следующие требования: Позиция N6. Раствор: штукатурный накрывочного слоя; штукатурный. Наибольшая крупность зерен заполнителя 2,5 мм.
Подпунктом 2.3.5 п. 2.3 раздела 2 части III "Техническое задание" документации установлено, что используемые при производстве работ товары (материалы, комплектующие и оборудование) должны соответствовать государственным стандартам и техническим условиям,в том числе:
Необходимо соответствие используемых при оказании услуг товаров (материалов, комплектующих и оборудования) государственным стандартам и техническим условиям, в том числе: "Строительный раствор в соответствии с пунктом 9 ресурсной ведомости" - ГОСТ 28013-98 Растворы строительные. Общие технические условия. ГОСТ 10178-85 Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия. ГОСТ 25328-82 Цемент для строительных растворов. Технические условия. ГОСТ 125-79 Вяжущие гипсовые. Технические условия. ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия.
В соответствии с п. 4.14.8 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия (с Изменением N 1)": Наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть, мм, не более:
- кладочные (кроме бутовой кладки) 2,5
- бутовая кладка 5,00
- штукатурные (кроме накрывочного слоя) 2,5
- штукатурные накрывочного слоя 1,25
- облицовочные 1,25
Содержание зерен песка размером более 2,5 мм для штукатурных растворов и более 1,25 мм для облицовочных и штукатурных накрывочных растворов не допускается.
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в рассматриваемом аукционе, при использовании ";" (в случаях, когда перед вариативными значениями, разделенными знаком ";" стоит знак двоеточия) участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать только первое из альтернативных значений показателя, разделенных знаком ";", или несколько альтернативных значений показателя, разделенных знаком ";", включая первое из альтернативных значений показателя без использования знака ";".
Таким образом, по смыслу вышеприведённого требования, участник обязан указать, как минимум, раствор штукатурный накрывочного слоя.
При этом, требуемое Заказчиком значение наибольшей крупности зерен заполнителя 2,5 мм противоречит положениям ГОСТ 28013-98, так как наибольшая крупность зерен заполнителя для растворов штукатурных накрывочного слоя в соответствии с ГОСТ не может превышать 1,25 мм.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком установлено требование к значению показателя "наибольшая крупность зерен заполнителя" для раствора штукатурный накрывочного слоя,не соответствующее ГОСТ, что нарушает требование п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя обоснованными.
Вместе с тем, принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют свидетельства того, что выявленное нарушение повлекло за собой нарушение прав и законных интересов Заявителя, а также повлияло на результаты закупки, Комиссия УФАС не усматривает достаточных оснований для выдачи предписания об устранении выявленного нарушения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИнвестСтрой" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 апреля 2018 г. N 44-1721/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.04.2018