Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 7" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ИП Хлопицкого С.Ф. (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 7847-ЭП/18 от 29.03.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений (установка поручней, пандусов) в здании СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 7" по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 180 (извещение номер 0372200082418000024) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 26.02.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200082418000024. Начальная (максимальная) цена контракта - 499 691,06 рублей.
В жалобе ИП Хлопицкий С.Ф. указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- установлении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки;
- нарушении правил описания объекта закупки;
- установлении незаконных условий исполнения государственного контракта.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необосновнной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При описании в документации о закупке объекта закупки заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 2 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, товара используемого для выполнения работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие потребностям Заказчика" к Техническому заданию.
Согласно Приложению N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлена таблица с указанием перечня товаров, например:
1 |
Поковки |
ТЕР 17-01-002-04 |
п.1 Раздел 1 Локальная смета N1 |
2 |
Поручень |
ТЕР 17-01-002-04 |
п.1.1 Раздел 1 Локальная смета N1 |
3 |
Поковки |
ТЕР 17-01-002-04 |
п.2 Раздел 1 Локальная смета N1 |
Также Заказчиком установлена таблица с указанием номера товара и номера показателя, например:
"Номер товара 1 Номер показателя 1 Наименование показателя Назначение; Номер товара 2 Номер показателя 1 Наименование показателя Назначение; Номер товара 3 Номер показателя 1 Наименование показателя Назначение; Номер товара 4 Номер показателя 1 Наименование показателя Назначение; Номер товара 5 Номер показателя 1 Наименование показателя Назначение; Номер товара 6 Номер показателя 1 Наименование показателя Назначение; Номер товара 7 Номер показателя 1 Наименование показателя Назначение; Номер товара 8 Номер показателя 1 Наименование показателя Назначение; Номер товара 9 Номер показателя 1 Наименование показателя Назначение;_".
При этом помимо таблицы с указанием номера показателя Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию установлен перечень для соотнесения товара с номером показателя и требованием к показателю, например: "Номер товара 1 Номер показателя 1 Наименование показателя Наибольший размер поковки; Номер товара 1 Номер показателя 2 Наименование показателя Минимальная величина радиуса закругления наружный углов; Номер товара 1 Номер показателя 3 Наименование показателя Глубина полости ручья штампа; Номер товара 2 Номер показателя 1 Наименование показателя Длина поручня; Номер товара 2 Номер показателя 2 Наименование показателя Ширина поручня; Номер товара 2 Номер показателя 3 Наименование показателя Диаметр поручня_".
Общий объем вышеуказанного перечня для соотнесения номера товара, номера показателя, наименования показателя и значения показателя составляет 68 страниц.
В соответствии с 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Документация об аукционе сформирована Заказчиком, таким образом, который ограничивает доступ к участию в аукционе участников закупки в связи с тем, что для подачи заявки участнику закупки необходимо соотнести все требования к значениям показателей с наименованиями показателей, с наименованиями товаров, с требованиями инструкции по заполнению первой части заявки, для чего участнику необходимо структурировать по порядку соотношение "показатель товара-значение показателя-позиция товара", также участнику закупки необходимо представить показатели товара соответствующие требованиям государственных стандартов, указание на которые содержится в аукционной документации.
Таким образом, в первой части заявки на участие в аукционе помимо сведений, необходимых для указания в соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе (например, страна происхождения товара, товарные знаки и т.д.), при этом участник должен подобрать товар и предоставить достоверные сведения о таком товаре в соответствии с требованиями технического задания, участнику закупки для заполнения первой части заявки в соответствии с установленной Заказчиком инструкцией порядка определения показателей в Приложении N 2 к Техническому заданию необходимо сопоставить (найти) требования к одному товару, сопоставить (найти) в инструкции к какому из показателей относится данный показатель, чтобы определить порядок его заполнения, подобрать существующий на рынке товар.
Таким образом, Заказчиком установлены положения документации о закупке (инструкция и техническое задание) способом, который создает дополнительные барьеры для участия в закупке, что нарушает принцип обеспечения конкуренции.
Помимо изложенного, согласно инструкции Заказчиком установлено: "Требования к показателям товара устанавливаются исключительно в "требованиях к значению параметров", во всех иных графах показатели товара представлены в неизменном виде. В случаях, прямо не описанных настоящей инструкции считать, что показатели и их значения являются неизменными и в таком же виде должны быть указаны в заявке".
Согласно Приложению N 3 к Техническому заданию Заказчиком установлены, например, следующие требования: "Номер товара 3 Требования к показателям товара не установлены _".
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать, в том числе конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Вместе с тем, согласно требованиям инструкции участник закупки в первой части заявки должен указать не конкретные показатели товара, а отсутствие установленного требования к конкретному показателю товара, что противоречит пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе и влечет в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматриваются нарушения ч. 2 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, выразившиеся в формировании документации об аукционе, ее отдельных разделов, таким образом, который направлен на необоснованное ограничение числа участников закупок.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
2. Заявитель обжалует отсутствие в документации об аукционе определений, использованной при описании объекта закупки и инструкции терминологии, а также положения инструкции по заполнению первой части заявки, которые не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Однако, доводы Заявителя основаны на субъективных суждениях и не содержат каких-либо документальных доказательств, подтверждающих их обоснованность.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение вышеуказанной нормы Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенных доводов, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в закупке и ограничения количества участников закупки, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении заказчиком норм Закона о контрактной системе при описании требований к необходимым товарам. Данный довод жалобы признан необоснованным.
3. В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу ч.ч. 13 и 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Проектом государственного контракта установлены условия:
"3.4. Оплата производится частями за фактически выполненные работы, в течение 15 рабочих дней на основании подписанных Заказчиком и Подрядчиком справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), составленных на основании локальной сметы (приложение N1 к контракту) с учетом рассчитанного коэффициента снижения, счета и счета-фактуры по КБК 1002 0320041340 612 225. Окончательный расчет производится в течение 10 дней с момента подписания акта ввода объекта в эксплуатацию".
Данные положения не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Хлопицкого С.Ф. обоснованной в части доводов об установлении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки; нарушении правил описания объекта закупки; установлении незаконных условий исполнения государственного контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 и ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 апреля 2018 г. N 44-1755/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2018