Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобуЗаявителя(вх. N 8105-ЭП/18 от 02.04.2018)на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку лекарственного средства меропенем(далее-аукцион),атакжеврезультате проведения внеплановой проверкина основаниип.1 ч. 15 ст. 99 Федерального законаот 05.04.2013N 44-ФЗ"О контрактной системев сфере закупок товаров, работ, услугдля обеспечения государственныхимуниципальных нужд"(далее - Законо контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функциипо рассмотрению жалобна действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссиипо осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадкипри определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственныхи муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС Россииот 19.11.2014 N 727/14(далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 27.02.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещенияN 0372100049618000186. Начальная (максимальная) цена контракта-1 470 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системев части установления избыточных требований к лекарственному средству.
Заказчик считает жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Из ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из буквального толкования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом устанавливать требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к лекарственному средству "Меропенем" установлены Заказчиком в п. 1 таблицы "Техническое задание" ч. 4.8 раздела 4 документации о закупке:"Форма выпуска, состав и упаковка: порошок для приготовления раствора для в/в введения меропенем 500 мг или эквивалент. (В упаковке 10 флаконов или эквивалент) Показания: лечение полимикробных инфекций как в монотерапии, так и в комбинации с другими антибиотиками у детей (старше 3 мес.) и взрослых, вызванных чувствительными к препарату возбудителями: пневмонии (в т.ч. внутрибольничные); инфекции мочевыделительной системы; инфекции брюшной полости; инфекции органов малого таза (такие как эндометрит); инфекции кожи и мягких тканей; менингит; септицемия; эмпирическая терапия при подозрении на бактериальную инфекцию у взрослых больных с фебрильными эпизодами на фоне нейтропении, в качестве монотерапии или в комбинации с противовирусными или противогрибковыми препаратами. Взрослые: при лечении некоторых инфекций, в частности вызванных менее чувствительными возбудителями (такими как Enterobacteriaceae, P.aeruginosa, Acinetobacterspp.), или при очень тяжелых инфекциях, возможность увеличения дозы до 2 г каждые 8 часов. Возможность применения в виде продленнойинфузии (до 3-х часов). Дети - возможность применения при лечении некоторых инфекций, в частности вызванных менее чувствительными возбудителями (такими как Enterobacteriaceae, P.aeruginosa, Acinetobacterspp.), или при очень тяжелых инфекциях в дозе 40 мг/кг каждые 8 ч. Указанные требования установлены для уверенности в том, что предлагаемый к поставке препарат с МНН меропенем действительно на основании регистрационного досье и проведенных испытаний может применяться для лечения актуальных для нас инфекций у актуального для нас контингента пациентов и возбудителей. Возможность хранения в условиях, не требующих искусственного затемнения. Данное требование установлено в связи с необходимостью быть уверенными в стабильности препарата при его нахождении в отделении в доступе для экстренной стартовой терапиивремязависимыхжизнеугрожающих инфекций".
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья), нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам указанного Федерального закона.
Пунктом 2 ст. 4 Закона об основах охраны здоровьяустановлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Частью 2 ст. 98 Закона об основах охраны здоровьяпредусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Учитывая, что лекарственные препараты оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к предмету закупок на поставку лекарственных средств главным при лечении пациентов является достижение наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций.
На основании вышеперечисленных положений действующего законодательства,Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие функциональные, технические и качественные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций, при условии соблюдения указанных требований п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Потребность Заказчика в лекарственном препарате с вышеперечисленными характеристиками обусловлена следующими причинами.
Для проведения эффективной и безопасной фармакотерапии инфекционного процесса при определении характеристик антибактериального препарата важно принимать во внимание не только основной эффект, но и иные особенности применения препарата.
На основании изложенного, руководствуясь принципом обеспечения эффективности закупок и сведениями из инструкции по применению лекарственного препарата, Заказчик установил терапевтически значимые и необходимые ему характеристики лекарственного препарата, и другого способа, обеспечивающего их более точное и четкое описание характеристик объекта закупки, не имеется.
Кроме того,включение требований к товару в документации об аукционе,на которые ссылается Заявитель, не влечет ограничение количества участников размещения закупок, поскольку закупаемый товар может быть предложен Заказчику различными участниками размещения заказа, так как аукцион объявлен на поставку товара, а не на его изготовление.
Принимая во внимание изложенное и учитывая, что лекарственные препараты с техническими характеристиками, заявленными в настоящем аукционе, находятся в свободном доступе на российском фармацевтическом рынке, ограничение количества участников рассматриваемой закупки в действиях Заказчикане усматривается.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение указанных норм Закона о контрактной системе Обществом не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенного довода, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в аукционе и ограничения количества участников закупки вследствие указания вышеназванных характеристик лекарственного препарата.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о необоснованности доводов Заявителя.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст.ст. 2, 99, 106Законао контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "КордисЛайн"необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 апреля 2018 г. N 44-1742/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2018